Нелли ЦАПУРИНА
Никаких денег большевикам на революцию не надо было. Ни денег кайзера, ни английских денег, ни американских. Достаточно было ненависти разоренного войной народа. Вот оно, ракетное топливо революции.
В Ярославской областной библиотеке им. Некрасова хранится 39 выпусков земской статистики, которая наглядно характеризует состояние производительных сил в сельском хозяйстве Ярославской губернии в конце XIX и начале XX века. Перед началом реформ Столыпина надворная перепись 1902 г. свидетельствует, что безлошадных крестьянских хозяйств в Ярославской губернии было 35,2%, а без наделов земли было уже 7,3% хозяйств. Последняя цифра говорит о полном разорении крестьянского двора. В 1902 г. на отхожие промыслы ушло 202 тыс. крестьян, в основном это было мужское население - именно такое количество паспортов было выдано. Такая цифра говорит о том, что фактически 25 крестьянских хозяйств не справлялись с нуждой, не могли прокормиться на земле.
Общая доходность десятины (1,09 га) составляла всего 4 рубля.
Как писал Михаил Павлович Чехов - инспектор Ярославской казенной палаты в течение 6 лет, брат великого Антона Павловича, крестьянин за десятину земли уплачивал налог 1 рубль 97 копеек. Это притом что доходность десятины (при благоприятных условиях) была вычислена в 4 рубля. С мужика драли именно семь шкур. А дворянин платил в царскую казну с десятины земли податей 2 копейки.
Человечный тракторный
Вера Колерова
Гендиректор ПТЗ (Петербургский тракторный завод) Сергей Серебряков рассказал о том, как менялся завод под его руководством за пять лет.
Мы изменили продукт, подход к его производству, к технологиям и их развитию, системе мотивации, поменяли штатную структуру, изменили подходы и философию продаж, разработали стратегию. По большому счету, мы изменили всё, что были способны переосмыслить. Это привело к тому, что продукт получил новое качество, и это главный результат. Он вобрал в себя множество изменений в области работы с поставщиками, философии проектирования, гарантийно-сервисного обслуживания, системы продаж.
У меня собственный подход к этим вопросам, которым я, возможно, удивляю всех. Во-первых, я не считаю главной целью прибыль. Цели мы ставили иные: выпуск общественно полезного продукта и развитие своего коллектива, людей в их творческом, познавательном плане, приумножение и преображение человеческого потенциала — именно потенциала, а не капитала, как, на мой взгляд, бездумно привыкли говорить. Под общим девизом: имей самый лучший продукт, самый лучший коллектив, самые лучшие технологии, лучшие процессы, постоянно их развивай и совершенствуй — и ты получишь максимальный результат, который позволяет среда, и экономический результат по уровню твоих знаний, компетенций, методологий, продуктовой зрелости и так далее будет тоже максимальный. Думать надо каждую минуту именно об этом. А прибыль — это лишь показатель, инструмент для решения этих задач. Он, безусловно, необходим, но он придет сам, если эти задачи будут выполняться на должном уровне. Чем выше будет уровень совокупных, взаимовложенных и взаимосвязанных процессов, тем выше будет твоя конкурентоспособность, а значит, и доля рынка, и прибыль, о которой все фанатично мечтают и прожигают свою жизнь. Служить надо людям, своим целям и идеалам, давать с помощью бизнеса, а не брать с него, служить потребителю, а не думать, как его объегорить. Все, что я сказал, не означает, что можно не смотреть в финансовую отчетность и не заботиться о рентабельности завода. Такой подход был бы безумием. Заботиться надо обо всем, и об этом тоже. Я говорю лишь о месте в пантеоне целей.
Думать надо на десять, пятнадцать, двадцать лет вперед, при этом не упускать день сегодняшний. Чем дальше мы смотрим за горизонт и прочнее стоим на ногах, тем стабильнее будет сегодняшнее состояние дел.
СТУПЕНИ ПСИХИАТРИИ И ДВЕРИ В КОЛЛЕКТИВ (с. 6-7)
Помимо физиологических потребностей - таких, как потребность в пище, в свободе перемещения, в отдыхе и т. п. - человек имеет потребности социальные, носящие столь же основательный и вечный характер.
Ничего не зная, например, о древнем египтянине, мы можем не сомневаться, что ему было знакомо чувство голода; и точно так же можно утверждать, что он стремился удовлетворить определенные социальные потребности, прежде всего - потребность в общении.
Неудовлетворение потребности в пище вызывает малоприятное ощущение голода; подобно этому неудовлетворение «человеческих» (психологических, социальных) потребностей ведет к тягостным психическим состояниям. Видный современный психолог Эрих Фромм выделил пять таких «человеческих» потребностей, удовлетворяемых в общении.
Прежде всего, он называет потребность «в человеческих связях». Тот, кто не может отнести себя к какой-либо из реально существующих групп, у кого есть «я», но нет «мы», — испытывает все углубляющееся чувство одиночества.
Далее - потребность «в самоутверждении». Мало чувствовать себя элементом а структуре некоторого «мы»; человеку надо еще удостовериться а своей значимости для других, пусть хотя для узкого круга: семьи, например. Иначе он переживает чувство ущемленности, неполноценности.
Третья потребность - «в привязанности». Я могу считать себя важной, даже исторической фигурой, но если я не нахожу в себе теплых чувств ни к одному живому существу (пусть это будет хотя бы собака!) и если мне не отвечают такою же теплотой, во мне накапливается апатия - вплоть до отвращения к жизни.
Четвертая потребность - «в самосознании». Мне требуется сознавать себя неповторимой индивидуальностью: «с другими прошу не путать». Утратив это чувство, я покажусь себе автоматом, роботом - даже если я влиятельное лицо и пользуюсь чьей-то симпатией. Возникает переживание несвободы; оно чревато взрывом, неистовым желанием вырваться прочь из механизма, где ты лишь стандартная, легко заменимая деталь; хочется разнести вдребезги и этот механизм, и себя с ним вместе.
Пятая потребность - «в системе ориентации и объекте поклонения». Я должен видеть себя причастным к определенной культуре и идеологии; во что-то верить, что-то отрицать, перед кем-то (чем-то) благоговеть, к другому же - относиться с презрением и враждебностью. Не будь у меня этого, жизнь покажется неосмысленной, бесцельной суетой...
Чувство одиночества, неполноценности, апатии, несвободы и заряда непонятной агрессивности, бесцельности жизни характеризует неудовлетворенные социальные потребности.
Гармоническое удовлетворение всех «человеческих» потребностей (это – идеал). Неполное, уродливое, патологическое удовлетворение социальных потребностей Фромм называет «регрессивным».
Приписывание объекту свойств личности, персоны называют «персонификацией» приписывание живому свойств неодушевленного объекта, бесчувственного материала, — «объективацией».
Персонификация и объективация выражают отношение к предмету, эмоции, им вызываемые. Способность персонифицировать таит в себе жажду общения и сулит полноту общения - одну из высоких радостей жизни.
Фашизм - сложнейшее социальное и социально-психологическое явление не сводится к чисто психологическому механизму объективации, но склонность к объективации обязательна.