ОЦЕНКА СИСТЕМ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ




Методы ситуационного управления представляют наиболее стройную концепцию формализации систем предпочтений ЛПР. В подходе к формализации систем предпочтений, состоящем в построении семиотических моделей (семиотика – наука о знаках и знаковых системах) принятия решений, система предпочтений ЛПР формализуется в виде набора логических правил на определенном языке, на основе которых осуществляется выбор альтернатив при замене понятия векторного критерия на понятие решающего правила.

Оценка систем на основе методов векторной оптимизации и полезности предполагает, что множества альтернатив, исходов, а также законы распределения вероятностей на множестве исходов при проведении оценки систем в условиях риска, заданы. Только на этой основе задача оценки систем сводится к задаче формализации системы предпочтений ЛПР.

Методы ситуационного управления успешно применяют практически все методы, разработанные в рамках первых методов, а также учитывают наличие нечеткой среды при проведении операций.

В основе метода ситуационного управления лежат два основных предположения:

- все сведения о системе, целях, критериях функционирования, множестве возможных решений и критериях выбора доводятся до управляющей системы в виде набора фраз естественного языка;

- модель управления системой открыта и процесс ее обучения (формирования) никогда не завершается созданием окончательной формализованной модели.

То есть, метод ситуационного управления представляет метод автоматизации решения задач управления системами, для которых, с одной стороны, невозможна формализация критерия оценки на основе математических уравнений, а с другой – возможно описание критерия в виде правила принятия решений как совокупности фраз естественного языка, источником описания которого является ЛПР или эксперт.

Решение задач оценки систем методом ситуационного управления предполагает построение ситуационных моделей, имитирующих протекающие процессы в объекте управления и управляющей системе на основе выполнения следующих принципов.

1. Создание моделей среды, объекта управления и управляющей системы в памяти ЭВМ.

2. Построение моделей объекта управления и управляющей системы, а также описание состояния объекта осуществляется в классе семиотических моделей.

3. Формирование иерархической системы обобщенных описаний состояния объекта управления.

4. Классификация состояний для вывода возможных решений.

5. Прогнозирование последствий принимаемых решений.

6. Обучение и самообучение.

Необходимость первого принципа обусловлено потребностью включения ЭВМ в контур управления на ранних этапах оценки и поиска управляющего воздействия для повышения эффективности деятельности ЛПР. Принцип обеспечивает представление знаний о системе управления, их накопление в процессе функционирования системы моделей и использование для решения задач управления.

Содержание второго принципа, дополняющего первый, состоит в представлении всех необходимых моделей с помощью элементов того языка, на котором ЛПР описывает систему управления и ее функционирование.

Семиотической является модель (или система) управления, представленная с помощью элементов языка, используемого ЛПР для описания соответствующего процесса принятия решения, и отображающая закономерности процесса управления.

Понятие семиотической системы (или модели) описывается в виде кортежа:

где – алфавит;

– множество синтаксических правил построения планов выражения (синтаксиса) знаков;

– множество синтаксических правил построения планов содержания (семантики) знаков;

– множество термов (в смысле исчисления предикатов);

v – множество синтаксических правил построения правильно построенных выражений;

– множество семантически правильных выражений (фактов и законов для данной системы управления);

– множество правил получения следствий из – новых, правильно построенных выражений;

– множество правил изменения синтаксиса семиотической системы (соответственно множеств , , , , v);

– множество правил изменения семантики семиотической системы (соответственно множеств и ); при этом часть правил из множеств и может существовать вне семиотической системы, будучи не заложенной в нее.

Отличия семиотических систем от формальных состоят в следующем:

- они имеют отсутствующее в формальных системах множество знаков, обладающих, в частности, планами выражения (синтаксисом) и содержания (семантикой);

- они могут самостоятельно изменять свой синтаксис и семантику;

- они системы являются открытыми, а не замкнутыми как формальные, позволяющие изменять синтаксис или семантику системы извне.

Процессы, протекающие в семиотических системах описывают на языке -кодов и семантических сетей.

Под семантической сетью понимается граф, отражающий смысл целостного образа. Узлы графа соответствуют понятиям и объектам, а дуги – отношениям между объектами.

Формально семантическая сеть задается в виде:

,

где – множество информационных единиц;

– множество типов связей между информационными единицами;

– отображение, задающее конкретные отношения из имеющихся типов , между элементами .

Множества правил, определяющих понятие семиотической системы, описываются на языке ситуационного управления правилами подстановки вида , где – высказывания, описывающие факты (в том числе причины и следствия).

Состояние объекта управления в ситуационных моделях описывается в терминах (S) ситуаций.

Пусть: – множество мультиграфов, равное , где – множество вершин; – множество дуг мультиграфа, , ; – множество базовых и производных понятий и – множество отношений, необходимых для описания системы управления и ее среды; Т – множество интервалов времени.

Тогда ситуация S представляет математическую структуру в виде:

где , из которой следует, что задача оценки системы может описываться как семантическая сеть.

Поскольку наблюдение за объектом управления и средой системы ведется на уровне базовых понятий (микроописание), а цели управления, в том числе критерии оценки, формулируются на основе понятий более высоких уровней в виде обобщенных ситуаций (макроописание), возникает задача обеспечения перехода от микроописания ситуации к макроописанию. Реализация этой задачи основывается на третьем принципе построения ситуационных моделей. В процессе перехода на базе свойств элементов описаний производится формальное пополнение последних новыми элементами. Обобщенные описания, так же как и наиболее детальное, представляются на языке ситуационного управления.

Пусть – множество возможных ситуаций объекта управления, – множество классов возможных оценок ситуаций (решений). Тогда для обширного класса задач управления . В связи с этим задача оценки формулируется как поиск такого разбиения множества ситуаций на классы , при котором каждому классу ситуаций соответствует класс решений , оптимальный относительно критериев качества. Однако в общем случае удается найти не разбиение, а лишь покрытие множества . После определения класса решений осуществляется уточнение управляющего воздействия до конкретного решения или вывод решения, что составляет сущность четвертого принципа построения ситуационных моделей.

В связи с тем, что покрытие множества не позволяет однозначно определить решение, возникает необходимость выбора лучшего варианта решения. Поскольку в большинстве случаев требуется не непосредственное оценивание варианта решения, а оценивание результатов его последствий, пятый принцип построения ситуационных моделей предусматривает прогнозирование изменения ситуации на объекте управления под воздействием некоторого варианта решения. Процессы в соответствующей семиотической имитационной модели описываются, как и все предыдущие, на языке ситуационного управления с помощью правил подстановки. Прогнозирование же осуществляется на определенное число шагов, зависящее от конкретной задачи управления.

Системы – объект, эволюционирующий достаточно быстро, вследствие чего ситуационная модель должна выявлять необходимость корректировки своих элементов и иметь средства реализации корректировки как автоматической, так и с помощью «учителя». Кроме того, такие средства позволяют уменьшить объем работы ЛПР по формированию модели, что повышает эффективность ее использования. Поэтому ситуационные модели строятся на основе шестого принципа – обучение и самообучение.

Основные этапы оценки системы на основе ситуационных моделей включают:

получение описания текущей ситуации, имеющейся на анализируемом объекте управления;

пополнение микроописания ситуации;

классификацию ситуации и выявление классов возможных решений по оценке систем (при этом движение осуществляется от микро- к макроописанию);

вывод допустимых оценок (при этом происходит обратное движение по иерархическим уровням представления знаний ситуационной модели);

прогнозирование последствий принятия допустимых решений в качестве окончательных оценок;

принятие решения по оценке.

Проведенный анализ методов качественного и количественного оценивания систем показал, что определяющим при принятии решении является учет целей, критериев, внешних и внутренних факторов, влияющих на исход проводимой операции.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность принятия решений в условиях неопределенности?

2. Какие критерии принятия решений лежат в основе принятия решений в условиях неопределенности?

3. В чем состоит сущность принятия решений на основе критерия среднего выигрыша?

4. В чем состоит сущность принятия решений на основе критерия Лапласа?

5. В чем состоит сущность принятия решений на основе критерия осторожного наблюдателя (Вальда)?

6. В чем состоит сущность принятия решений на основе критерия максимакса?

7. В чем состоит сущность принятия решений на основе критерия пессимизма-оптимизма (Гурвица)?

8. В чем состоит сущность принятия решений на основе критерия минимального риска (Сэвиджа)?

9. Что лежит в основе метода ситуационного управления?

10. Какие основные этапы оценки системы на основе метода ситуационного управления можно выделить?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: