Стоицизм – это учение, которому одновременно присущи:
Ø антиполисная (аполитичная) ориентация;
Ø установка на активное и универсальное общение, включающая в конечном счете в содержание нравственного долга («долга человечности»), а также императив исполнения гражданских обязанностей.
Другимисловами, стоицизм содержит:
Ø и мотивацию к сосредоточению человека на своем внутреннем мире;
Ø и требование открытости по отношению к космосу, подчинения естественному порядку (в природе и обществе), растворения в космонолисе.
Эта его двойственность «наследственна», она связана с сократическими и киническими корнями стоической этики. В данном отношении весьма показателен тот факт, что Зенон еще в свой ученический (кинический) период написал свое не дошедшее до нас «Государство », в котором он выступил противником этого искусственного, с его точки зрения, образования, противоречащего естественному началу в человеке.
Такого рода «асоциальность», разумеется, резко контрастирует с собственно сократовской гражданской позицией. Но она дополняется другой сократической чертой – преимущественной этико-моралистической ориентацией стоицизма, усиливающейся по мере исторической эволюции данного учения. Причем, опять-таки собственно сократовская, граждански-полисная установка (на нравственное достоинство и свободную законопослушность) вытесняется и подменяется ориентацией индивидуалистически-космополитической.
Сама же мораль приобретает в понимании стоиков два обратимых измерения:
Ø изолированно-внутриличностный (она трактуется как своего рода «гигиена» человеческой «души», противопоставляемой Непосредственному, «мирскому», социальному ичеловеческому окружению);
Ø универсально-космический (через внутреннее самососредоточение на выполнении долга, исполнении собственного предназначения достигается отрешение от страха смерти ивоссоединение с космическим, божественным разумом – естественным законом, судьбой).
В интересах истолкования последнего, универсалистского (космополитического)аспекта необходимо, прежде всего, пояснить одно из опорных понятий стоицизма, выражающего его мировоззренческую позицию, – понятие естественного закона, или судьбы:
Судьба есть результат божественного провидения. Бог – высшая сила, космический разум, который предопределяет все события, направляя мир к избранной им благой цели как правитель вселенной. Человек, микрокосм – часть мирового целого, макрокосма, управляемого богом. Человеческий разум причастен разуму космическому; душа человека – часть космической души. Это выражается в представлении о человеке как о члене космополиса, универсального сообщества, «койнонии ».
Достижение эвдемонии (блаженного состояния) возможно только через рациональное подчинение своей воли всеобщему закону, судьбе; это подчинение есть выполнение своего долга, совершение только надлежащего.
Долг заключается в подчинении мировому закону; а это – то же самое, что жить в согласии с природой (природа – это то, что преисполнено Богом – мировым разумом, душой – и потому разумно). Этика стоиков предполагает рационально-нормативную доминанту, долженствование, истолкованное с позиций культа естественности (в отличие от гедонистов – киренаиков, эпикурейцев – стоики считали, что все живое стремится не к удовольствию, а к самосохранению, которому удовольствие чаще идет во вред, чем на пользу).
Со стремлением стоиков к единению и связан их космополитизм (космополитом впервые назвал себя Диоген Синопский): высшей задачей человека является преодоление всего того, что отделяет его от других людей, – этнических и социально-общинных, государственных различий.
Индивидуалистическая ориентация связана с таким понятием, как апатия (бесстрастие). Апатия – это не бессилие и равнодушие, а умение подчинить страсти своей собственной воле. Страсти, patos (отсюда – «апатия») – это сильные, превышающие меру разумного душевные движения четырех видов:
1) печаль (сострадание, зависть, ревность, недоброжелательство, беспокойство, смятение, боль, горе, тоска);
2) страх (боязнь, робость, ужас, замешательство, тревога);
3) вожделение (ненависть, придирчивость, злоба, гнев, негодование, любовь);
4) удовольствие (восхищение, злорадство, наслаждение, развлечение).
Они – источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.
Бесстрастие не абсолютно:
Ø во-первых, речь идет лишь о сознательном господстве предусмотрительной разумной воли над страстями;
Ø во-вторых, умеренная радость всегда характеризует состояние душевного спокойствия, основание которого – сознание исполненного долга.
Таким образом, единственное благо – добродетель (повиновение естественному закону, жизнь с ним сообразная). Человек – либо воплощение добродетели (мудрец), либо воплощение порока (глупец). Все остальное кроме добродетели и порока – адиафора (безразличное).
В область значения понятия «безразличное», таким образом, попадают очень многие вещи, в том числе и гражданская принадлежность, публичная, политическая жизнь в их традиционных рамках.
Здесь также проявляется индивидуалистическая направленность исходной этической модели стоицизма, ее ориентация на воплощенный идеал личного совершенства – мудреца –в отрыве от конкретной полисной принадлежности человека. Гражданский принцип присутствует, но, как уже говорилось, инверсивно, в форме признания универсальной, внеинституциональной человечности: человек – гражданин мира; все равны от рождения и перед смертью; люди либо добродетельны, либо порочны; или сознательно и бестрепетно следуют велению судьбы, или вынужденно подчиняются ей.
Из вышеизложенного ясно, что исходная мировоззренческая модель стоицизма, с одной стороны, неприемлема с точки зрения интересов римского граждански-практического жизнечувствования; с другой – востребована имперским сознанием, соответствует его мировому, надэтническому масштабу и представлению о собственной миссии каждого человека в мире; наконец, эта модель психологически адекватна ситуации, когда государство («общее дело», «достояние народа» в исходном понимании) становится все более универсальным, приобретая независимость от образующих его частей, граждан и сословий, и превращается в самостоятельную сущность, стоящую над ними.
Стоическая аскеза (упражнение в добродетели) нацелена на обретение человеком внутренней точки опоры, возвышающейся над традиционной общиной; в рамках стоической практики происходит многократное расширение мира — и соотносительная с ним кумуляция, сосредоточение и самоуглубление человека, – а, следовательно, и «расширение» человечности; полисная автаркия заменяется автаркией совершенной личности мудреца. Это ведет к новому представлению об обществе, общении, власти и гражданстве.
Римская Стоя представлена следующими именами:
Сенека (ок. 5 г. до н.э.-65 г. н.э.); Эпиктет (ок. 50 г.-ок. 140 г.); Марк Аврелий (121-180 гг.).
ЛуцийАннейСенека: для нас более всего интересны такие труды из сохранившейся части его наследия, как «Нравственные письма к Луцилию» и «О благодеяниях».
Сенека усиливает практическую направленность стоицизма: гораздо важнее нравственный образец, задаваемый философом, чем его теория: и Платон, и Аристотель, и весь сонм мудрецов, которые потом разошлись в разные стороны, больше почерпнули из нравов Сократа, чем из слов его. Нужно управлять собой, самостоятельно творить себя, свою свободу – не разговаривать, а править.
Свобода – это независимость духа от всех внешних обстоятельств и покорность Судьбе.
В число этих обстоятельств входит и социальное положение, и тело как бремя и кара души, и жизнь: жить – дело не такое уж важное: живут и рабы, и животные; важнее умереть честно, мудро и храбро; подумай, как давно занимаешься ты одним и тем же: еда, сон, любовь – в этом кругу ты и вертишься. Главное – не внешнее положение свободного или раба. Люди на самом деле находятся в рабстве у собственных страстей и пороков – в рабстве у жизни и вещей. Но заблуждается тот, кто полагает, что порабощение простирается на всего человека: тела принадлежат господам, дух же независим; внутренняя часть (человеческого существа) не может быть предметом обладания; все, что исходит от нее, свободно. Внешний порядок (природный и социальный) изменить мы не в силах, зато в силах обрести величие духа. Однако идея долга, которая, как и у других стоиков, связана с фатализмом, сообщает покорности судьбе не пассивный, а активный характер.
Для нас чрезвычайно важен космополитический аспект этического учения Сенеки, связанный с утверждением равенства и универсальной, внеинституциональной, надэтнической человечности.
Вынесение человечности за рамки социальных отношений теоретически обосновывается Сенекой в трактате «О благодеяниях», в котором он формулирует идею общечеловеческого права.
Благодеяние, согласно Сенеке, парадоксально (тот, кто принял его благосклонно, тот уже расплатился за него) и вырвано из контекста общественных иерархических связей – отношений господина и раба, правителя и подвластных, отца и сына и т. д.
Сенека дает следующее определение благодеяния: «... благодеянием... называется и благодетельное действие, и то самое, что подается через это действие, как-то: деньги, дома, нарядная одежда, и для того и для другого – одно название; сущность же их и значение далеко не одни и те же» (И, 34).
Вданном определении мы находим следующие значимые элементы:
1) определение блага: благо – это, во-первых, действие, во-вторых – предмет;
2) в единстве (по совокупности) это дает «благодеяние»;
3) отношение между названием (именем) блага и обозначаемыми этими именами предметами, которое неоднозначно.
Последний пункт является ключевым в понимании сути благодеяния ипоясняется таким образом: «предметов больше, чем слов», что приводит к парадоксам, – к тому, что стоическое представление о добродетели, о благе и о должном не совпадает «с общепризнанными обычаями». Центральный парадокс формулируется нижеследующим образом: «... кто принял благодеяние благосклонно, тот расплатился за него».
Смысл данного положения состоит в том, что благодеяние приобретает статус особого отношения, особого уровня общения, особых обязанностей, выходящих за рамки социальной традиции. Это концентрированно выражается в утверждении «идеального» характера добродетели. И мотив и санкция благодеяний заключены в них самих, они самодостаточны; добродетель существует ради себя самой; «эта вина (неблагодарность) не должна подвергаться преследованию закона (III,7); добродетель – «honesta et probabilis res est» («истинно благое и само по себе обладающее достоинством и ценностью »). Надсоциальный статус благодеяния, в свою очередь, означает, что через благодеяние люди связаны друг с другом ис первоначалом – богом, божественным разумом, присущим миру в его целом и частях; оно вводит их в самый широкий, космополитический круг общения, несущий в себе изначальное, всеобъемлющее благо – источник укорененности в общечеловеческой, родовой и семейной общностях.
Эта укорененность тем самым реальна только в случае деятельной открытости человека по отношению ко всем трем иерархически выстраиваемым уровням общения, что одновременно означает выходящее за рамки различного рода положений равенство всех людей. Отсюда следует идея общечеловеческого права: «... кто не допускает того, чтобы раб когда-либо делал для своего господина благодеяние, тот не понимает общечеловеческого права, ибо важно то, каков душою человек, оказывающий благодеяние, а не то, какого он положения. Ни от кого не заграждена добродетель, она для всех открыта, всех допускает, всех приглашает к себе: людей благородных, вольноотпущенников, рабов, царей и изгнанников; она не разбирает пи дома, ни имущественного ценза, а довольствуется человеком так, как он есть ».
Единение с первоначалом, следовательно, возможно только лишь при внутреннем аскетическом сосредоточении на нравственной задаче сохранения своей души, возвышении ее над обстоятельствами: honestum per se expedentum est, высокое само по себе должно составлять предмет стремлений.
И все-таки стоический универсализм в таком варианте достаточно гибок и «практичен», он отнюдь не исключает долга по отношению к государству, не противоречит возможности акцентирования социально-политической направленности стоической этики.
Данная тенденция, как мы помним, была использована Цицероном; она же в известном смысле доминирует и у императора Марка Аврелия, находившегося под влиянием второго представителя Поздней Стои, Эпиктета.
Учение Эпиктета известно по дошедшим до нас записям его ученика, Флавия Арриана.
Эпиктет, в свою очередь, усиливает этико-практическую ориентацию стоицизма, акцентируя установку на практику самовоспитания (при этом политические аспекты этики приобретают у Эпиктета чисто отрицательные определения). Цель данной практики – выполнение «человеческого» предназначения: «Мне, как человеку, дано знать, кто я такой, для чего я родился и на что нужен мне мой разум. Старайся же, друг, чтобы ты не умер прежде, чем исполнишь твое назначение». Средство самосовершенствования и духовного возвышения – аскеза, которая обеспечивает выполнение нравственного долга: «... настоящее зло не приходит извне, но находится внутри человека». Нужно, опираясь па разумение, мужество и смирение, вступить в борьбу с собственными страстями и пороками и упражнять себя в этой борьбе. Это упражнение опирается на желание «быть праведным перед собственной совестью – перед Богом» и позволяет за счет концентрации самосознания быть независимым даже от страха смерти – «умирая стать духом выше смерти». Сознание исполненного долга позволяет умереть смертью честного человека, «совершая то, что ты должен совершить. Человеческая душа безопаснее самой неприступной крепости, и потому страдание – детское пугало. Ее бесстрашие и невозмутимость (жить без огорчений и волнений) – гарант подлинной свободы. Но для этого надо поместить себя в крайнюю точку неблагополучия, быть постоянно начеку (человек «должен быть бесстрашным и вместе с тем он должен жить с опаской».
Люди же, живущие неправедной жизнью, постоянно страдают и боятся: «Они делают то, чего не хотят. Стало быть, они не свободны». Если рассказать об этом, скажем, какому-нибудь сенатору, объяснив ему, что он, будучи зол и труслив, не в состоянии совладать со своими страстями и потому – «такой же развращенный раб, как и прочие рабы, то он, конечно, побьет тебя»; а ведь рабство или свобода зависят не от происхождения и положения, а от того, как живет человек: «... разве не раб тот, кто действует не по своей воле, а по принуждению?».
Человек, находящийся в зависимости от своих плотских стремлений, от вещей, – раб по духу. Нужно освободить себя от всех плотских привязанностей, для чего требуется ежедневное упражнение: освобождай себя от чрезмерной привязанности ко всему тому, что не принадлежит тебе, — от своих одежды, собаки, лошади, поля, от своего тела; тогда поймешь, «что для тебя важно только твое, а остальное – пустяки».
Итак, ориентир, как и у Сократа, – бесстрастная (лишенная страданий), блаженная нравственная свобода, даруемая добродетелью, но, согласно Эпиктету, речь не идет о том, что эта добродетель имеет гражданское наполнение, что долг – это обязанность перед согражданами. Долг – это обязанность быть «человечным». Именно таким образом трактуется нравственный урок, преподанный Сократом: «Когда Сократа осудили на смерть, зло было не для Сократа, а для его судей и убийц»; только кажется, что, когда, например, «хозяин заковывает и бьет своего раба, ему не полагается никакого наказания»; «на самом деле наказание в том и заключается, что он, человек, другого такого же человека, как и он, брата своего, заковал в цепи», – иными словами он не выполнил своего долга человечности, а тем самым стал рабом своего преходящего, мнимо хозяйского положения – того, что от него не зависит. Именно выполнение этого предназначения – «прожить свой век настоящим человеком» – является нравственным долгом, который, как и у Сократа, установлен богом. Поэтому мы должны постоянно помнить, «что Бог в нас – свидетель всего того, что мы делаем и думаем».
С одной стороны, Марк Аврелий вслед за Эпиктетом привержен нравственно-индивидуалистической практике самосовершенствования. Его мышлению свойственна личностно окрашенная (некосмологическая и антидогматическая) мировоззренческая доминанта; оно интеллектуально, но лишено теоретической направленности и основательности и имеет чисто афористический характер, тогда как сами афоризмы носят исповедальный смысл. Весьма характерно, что если Эпиктет сознательно ничего не писал, то Марк Аврелий, обращаясь исключительно к самому себе во втором лице, вел записи (своего рода дневниковые размышления), обнаруженные только после его смерти и объединенные под условным названием «Та eis heaton», что переводится с греческого как «К самому себе» («Наедине с собой»); понятно, что здесь нет и следа классической открытости сократовского диалога.
С другой стороны, император-стоик, стремившийся сохранить остатки республиканского строя (хотя бы и в декоративном виде), придает, в отличие от Эпиктета, общестоическому понятию долга гражданское звучание; Марк Аврелий понимает свою роль как общественное служение (он, в частности, продолжил дело государственной благотворительности и попечения, начатое еще Нервой и Траяном, признавая, что у государства есть отеческие обязанности по отношению к своим членам). Его идея образцового государства связана с представлением о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных; идеал правителя, воплощаемый для пего его усыновителем, императором Антониной Пием, – всегда быть па страже государственных дел.
Так или иначе в принуждении Марк Аврелий всегда видел лишь необходимое зло, которое должно быть минимизировано.
Именно в этом духе он увещевает самого себя: «Поутру следует сказать себе: "Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Всеми этими свойствами они обязаны незнанию добра и зла. Я же, после того как познал и природу добра – оно прекрасно, – и природу зла – оно постыдно, – и природу самого заблуждающегося – он родной мне не по крови и общему происхождению, а по духу и божескому определению – я не могу ни потерпеть вреда от кого-либо из них – ведь никто не может вовлечь меня во что-либо постыдное, ни гневаться на родного, ни ненавидеть его. Ибо мы созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; но досадовать на людей и чуждаться их – и значит им противодействовать"».
Обратимся к политической составляющей учения Марка Аврелия.
Долг человечности он понимает как практическое человеколюбие – и в этом отношении наполняет старое представление о деятельном служении Риму новым, модифицированным содержанием. Марк Аврелий не испытывал ни малейшего стремления к достижению военной славы: слава – тлен и прельщение чувств; Александр, Помпей, Цезарь, разрушив дотла столько городов и умертвив в боях десятки тысяч всадников и пехотинцев, в конце концов сами расстались с жизнью; смерть уравняла Александра Македонского с его погонщиком мулов.
И, тем не менее, Марк Аврелий, защищая империю, трудится, не покладая рук; успешная полководческая деятельность по защите государства наряду с внутренним устроением империи была главным содержанием его правления, и после его кончины народ и армия, по свидетельству Геродиана (автора «Истории от царствования Марка»), искренне скорбели о «доблестнейшем из полководцев» и «достойнейшем из монархов».
Еще один значимый для нас мотив позднего стоицизма, ярке выраженный Марком Аврелием, – усталость от (исторического) времени, в котором все уже было и не может быть ничего принципиально нового: все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем.
Это, с одной стороны, отнюдь не подавляет деятельного импульса, или нравственно-политического императива: оставь книги, не отвлекайся от дела, время не терпит. Такое ощущение времени и близко и одновременно далеко от цицероновской установки на реконструктивное обновление государства. Близость заключается в воспроизводстве практической доминанты римской политической культуры, в том, что нравственный долг отождествляется (для Марка Аврелия, правда, – только в определенном пункте) с гражданской, политической ответственностью. Удаление – в том, что цицероновское чувство связано с осознанием возможности уйти от смуты, аврелианское – в определенном смысле «пессимистично», является предчувствием смутных времен.
Но и то и другое совпадает с общеримским масштабом понимания долга как требования приятия своей судьбы Марк Аврелий возвышенно говорит о долге, требуя от себя всегда ревностно заботиться о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней серьезностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью.
Исполнение долга – соответствие природе Целого (мира, который подобен «Граду») и повиновение судьбе – является признаком достойного человека. Подобный человек, никогда не оставляющий попечения о том, чтобы быть в числе наилучших, есть жрец и пособник богов. Он дружен с живущим внутри его божеством, которое делает его недосягаемым для наслаждений, неуязвимым для каких бы то ни было страданий, чуждым всякой гордыне, нечувствительным к какому бы то ни было проявлению злобы, борцом в величайшей борьбе, где он должен противостоять всем страстям, побуждает его глубоко проникнуться справедливостью и от всей души приветствовать все происходящее и выпадающее ему на долю, а о том, что говорит, делает или помышляет другой человек, думать нечасто и только если этого необходимо требует великое и общеполезное дело. Он занят исключительно своими личными делами, а постоянным предметом его размышлений является жребий, предуготованный ему строением Целого. Его цель – справедливость, истина, благоразумие, мужество, одним словом, удовлетворенность твоего духа самим собой.
Индивидуачистически-личностный момент, задача внутреннего самовоспитания в определенном смысле все же выходит на первый план; если мы не в состоянии изменить не зависящие от нас привходящие обстоятельства, то способны, тем не менее, изменив себя, не оплакивать свой удел, а свободно подчиниться ему.
Другое дело, что этот аспект неразрывно (амбивалентно) связан с гражданственностью, с космополитической тенденцией:
«Ветвь, отсеченная от другой ветви, не может не оказаться отсеченной и от всего ствола. Точно так же и человек, порвавший с одним человеком, отторгает себя от всего общества. Но ветвь не сама себя отсекает, человек же сам отдаляется от своего ближнего, возненавидев и чуждаясь его, и не сознает, что тем самым отсекает себя и от всей гражданской общины. Правда, Зевс – зиждитель общественности – даровал нам способность вновь сойтись с теми, кто нам близок, и вновь занять свое место в качестве членов целого ».
Совсем иную «схему» соединения духовного и земного, божественного и политического предлагает христианство – вне зависимости от внешнего сходства некоторых его мировоззренческих моментов со стоицизмом. Стоицизм, несмотря на ряд нетрадиционных аспектов, в целом, как мы видели, не выходит за рамки античных представлений об истории. По словам Марка Аврелия, все кратковечно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному забвению.
Он же говорит о людях: человек – это душонка, обремененная трупом; люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся – и о человеческих связях и привязанностях: кратковечны и тот, кто хвалит, и тот, кого хвалят, и помнящий, и о ком помнят; к тому же все это разыгрывается в уголке какой-нибудь страны, да и здесь не все согласны между собой и отдельные люди сами с собою; да и вся земля – песчинка. «Прорыв» за границы этих представлений совершает христианство.