Целостные представления о государстве и праве в Древней Индии возникают в ведийский период (2-я пол. IIтыс. до н. э. – сер. Iтыс. до н.э.). Арийские племена, покорившие коренных жителей Индостана (дравидов) в середине I тыс. до н.э., принесли с собой брахманизм, ставший мировоззренческой основой политических и правовых воззрений.
Политико-правовыеположениябрахманизмаизложены:
Ø в Ведах («знание ») – священных книгах ариев;
Ø в Упанишадах («сидеть около [ учителя ]»)– сборнике поучений, заклинаний, молитв, ритуалов;
Ø в Дхармашастрах – сборниках религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме (наиболее известны среди них – Законы Ману).
Согласно Ведам в основе всего живого лежит вечный закон – рита,который определяет источник развития, устанавливает порядок в обществе, предписывает правила поведения.
Установление и поддержание порядка достигается благодаря делению общества на четыре наследственные варны:
Ø брахманы (жрецы-управленцы);
Ø кшатрии (воины);
Ø вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники);
Ø шудры (неквалифицированные работники).
Нерадивое исполнение дхармы влекло за собой рождение в более низкой варне, а старательное следование своим обязанностям служило рождению в более высокой варне. Так действовал закон возмездия (карма).
Наиболее известным религиозно-законодательным сводом правил являются Законы Ману.
В Законах Ману политическая теория брахманизма основана на ряде догматов:
Ø божественный источник власти правителя (а потому сопротивление его власти есть смертный грех);
Ø принуждение как главный способ обеспечения установленного порядка;
Ø верховенство религиозного закона над царским законодательством, что явилось обоснованием политической гегемонии брахманов в обществе.
Государство в Законах Ману, существует в форме деспотии.
Смысл государственного управления сводился к эффективному поддержанию установленного богами порядка с помощью умелого использования наказания.
Исходя из этого, назначение власти правителя (кшатрия, контролируемого брахманами) – побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела
Впервые в Законах Ману государство не ограничивается только правителем, но называются его структурные элементы:
Ø царь;
Ø советник;
Ø страна;
Ø крепость;
Ø казна;
Ø войско;
Ø союзники.
Политическая гегемония жрецов проявлялась в понимании места и роли права:
1. Религиозная и правосудная законность выступают в нерасчлененном виде и реализуются в дхарме царя.
2. Неразрывная связь права с ритуалом. Все поступки человека (накопление имущества, его передача, пользование им) совершаются для того, чтобы обеспечить жертвоприношения. Преступление же рассматривается как грех, требующий искупления специальными обрядами.
3. Принцип верховенства религиозного закона над светским выстраивает иерархическую структуру форм законодательства, которые различаются по юридической силе. Высшей юридической силой обладает священный закон,затем следует закон дхармы и, наконец, закон для отдельного человека в конкретной ситуации.
Б) концепция государства и права в буддизме
Буддизм, сформировался в VI-V вв. до н.э. как отрицание брахманизма.
Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама (565-479 гг. до н.э.), прозванный Буддой («просветленным»).
Вопросам государства и права в философии буддизма уделяется мало внимания. Это обусловлено следующим:
Ø во-первых, буддизм акцентировал внимание на индивидуальном пути спасения и достижения духовного совершенствования,
Ø во-вторых, государство и право рассматривались как одни из источников земных страданий и несчастий.
Политико-правовые идеи буддизма изложены в Дхаммападе («Путь добродетели / закона ») – сборнике буддийских изречений, буддийских сутрах (назидательных повествованиях).
В) светская доктрина политики и права
В «Артхашастре»
Артхашастра («Наставление о пользе ») – философско-политический трактат, написанный в IV в. до н.э. советником основателя империи Маурьев Чандрагупты I Каутилья.
Трактат основан на учениях о трехВедах:
Ø в учении о праве исследуется законное и незаконное;
Ø в учении о хозяйстве – польза и вред;
Ø в учении о государственном управлении – верная и неверная политика.
СледуетотметитьрядособенностейАртхашастры:
1. Артхашастра формулирует светскую доктрину политики, смысл которой определяется не божественным промыслом, а практической пользой (артха):политика интерпретировалась как искусство управления.
2. Сохранение установленного на земле порядка возможно с помощью мудрого и искусного самодержавного правителя.
Приоритет царского законодательства над религиозным законом (среди четырех форм законодательства, видов узаконения дхармы – царского указа, священного закона, судебного решения и обычая – Каутилья рекомендует царям руководствоваться, в первую очередь,
3. интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться перед нарушением религиозного долга, если того потребуют обстоятельства). Религиозный же закон имеет приоритет лишь перед судебными решениями и обычным правом.