А) концепция государства и права в брахманизме




 

Целостные представления о государстве и праве в Древней Индии возникают в ведийский период (2-я пол. IIтыс. до н. э. – сер. Iтыс. до н.э.). Арийские племена, покорившие коренных жителей Индо­стана (дравидов) в середине I тыс. до н.э., принесли с собой брах­манизм, ставший мировоззренческой основой политических и пра­вовых воззрений.

Политико-правовыеположениябрахманизмаизложены:

Ø в Ведахзна­ние ») – священных книгах ариев;

Ø в Упанишадахсидеть около [ учителя ]»)– сборнике поучений, заклинаний, молитв, ритуалов;

Ø в Дхармашастрах – сборниках религиозно-моральных наставлений, из­ложенных в стихотворной форме (наиболее известны среди них – Законы Ману).

 

Согласно Ведам в основе всего живого лежит вечный закон – рита,который определяет источник развития, устанавливает порядок в обществе, предписывает правила поведения.

Установление и поддержание порядка достигается благодаря делению общества на четыре наследственные варны:

Ø брахманы (жрецы-управленцы);

Ø кшатрии (воины);

Ø вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники);

Ø шудры (неквалифицированные работники).

Нерадивое исполне­ние дхармы влекло за собой рождение в более низкой варне, а старательное следование своим обязанностям служило рожде­нию в более высокой варне. Так действовал закон возмездия (карма).

Наиболее известным религиозно-законодательным сводом правил являются Законы Ману.

В Законах Ману политическая теория брахманизма основана на ряде догматов:

Ø божественный источник власти правителя (а потому сопро­тивление его власти есть смертный грех);

Ø принуждение как главный способ обеспечения установлен­ного порядка;

Ø верховенство религиозного закона над царским законода­тельством, что явилось обоснованием политической гегемо­нии брахманов в обществе.

Государство в Законах Ману, существует в форме дес­потии.

Смысл государственного управления сводился к эффективному поддержанию установленного богами порядка с помощью уме­лого использования наказания.

Исходя из этого, назначение власти пра­вителя (кшатрия, контролируемого брахманами) – побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела

Впервые в Законах Ману государство не ограничивается только правителем, но называются его структурные элементы:

Ø царь;

Ø советник;

Ø страна;

Ø крепость;

Ø казна;

Ø войско;

Ø союзники.

Политическая гегемония жрецов проявлялась в понимании места и роли права:

1. Религиозная и правосудная законность выступают в нерасчлененном виде и реализуются в дхарме царя.

2. Неразрывная связь права с ритуалом. Все поступки человека (накопление имуще­ства, его передача, пользование им) совершаются для того, чтобы обеспечить жертвоприношения. Преступление же рассматрива­ется как грех, требующий искупления специальными обрядами.

3. Принцип верховенства религиозного закона над светским вы­страивает иерархическую структуру форм законодательства, ко­торые различаются по юридической силе. Высшей юридической силой обладает священный закон,затем следует закон дхармы и, наконец, закон для отдельного человека в конкретной ситуации.

 

Б) концепция государства и права в буддизме

 

Буддизм, сформировался в VI-V вв. до н.э. как отрицание брахманизма.

Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама (565-479 гг. до н.э.), прозванный Буддой («просветленным»).

Вопросам государства и права в философии буд­дизма уделяется мало внимания. Это обусловлено следующим:

Ø во-первых, буддизм акцентировал внимание на индивидуальном пути спасения и достижения духовного совершенствования,

Ø во-вторых, государство и право рассматривались как одни из ис­точников земных страданий и несчастий.

 

Политико-правовые идеи буддизма изложены в Дхаммападе («Путь добродетели / закона ») – сборнике буддийских изречений, буддийских сутрах (назидательных повествованиях).

 

В) светская доктрина политики и права

В «Артхашастре»

АртхашастраНаставление о пользе ») – философско-политический трактат, написанный в IV в. до н.э. со­ветником основателя империи Маурьев Чандрагупты I Каутилья.

 

Трактат основан на учениях о трехВедах:

Ø в учении о праве исследуется законное и незаконное;

Ø в учении о хозяйстве – польза и вред;

Ø в учении о государственном управлении – верная и неверная политика.

 

СледуетотметитьрядособенностейАртхашастры:

1. Артхашастра формулирует светскую доктрину политики, смысл которой определяется не божественным промыслом, а прак­тической пользой (артха):политика интерпретировалась как искус­ство управления.

2. Сохранение установленного на земле порядка возможно с помощью мудрого и искусного самодержавного правителя.

 

Приоритет царского законодательства над религиозным законом (среди четырех форм законодательства, видов узаконения дхармы – царского указа, священного закона, судебного решения и обычая – Каутилья рекомендует царям руководствоваться, в первую очередь,

3. интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться перед нарушени­ем религиозного долга, если того потребуют обстоятельства). Религиозный же закон имеет приоритет лишь перед судебными решениями и обычным правом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: