Нельзя разработать информационную систему, не разобравшись в ключевых понятиях методологии проектирования ИС. Одним из таких понятий является жизненный цикл (ЖЦ) – это непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации. Структура жизненного цикла состоит из трех групп процессов:
1. Основные процессы. Сюда входят заказ, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение ИС;
2. Вспомогательные процессы предназначены для выполнения основных процессов, таких как:
a. Документирование (всевозможные работы с документами ИС: разработка, редактирование, распространение, и сопровождение и т. д.;
b. Конфигурационное управление включает следующие работы: определения и установления состояния программных объектов, управление изменениями в них и их выпуском, обеспечение полноты, совместимости и правильности;
c. Обеспечение качества – обеспечение соответствия создаваемой системы и реализуемых процессов ЖЦ;
d. Верификация – работы по проверке соответствия создаваемых промежуточных результатов установленным требованиям;
e. Аттестация – работы по проверке полного соответствия требований;
f. Совместный анализ – работы по оценке состояния или результатов какой-либо системы;
3. Организационные:
a. Управление проектами: планирование, управление процессами, контроль, проверка и оценка выполненных работ;
b. Создание инфраструктуры проекта: установление и обеспечение инфраструктуры;
c. Усовершенствование: оценка, контроль и улучшение процессов жизненного цикла;
d. Обучение: проведение обучения персонала, включая разработку учебных материалов.
Говоря о жизненном цикле, стоит сказать и о его стадиях. Стадия – это часть процесса создания информационной системы, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта: моделей, программных компонентов, документации, определяемого заданными для данной стадии требованиями. В ЖЦ ИС существует четыре стадии, границы которых определены некоторыми моментами времени.
1. Начальная стадия. Устанавливают область применения системы и определяются граничные условия. Для этого идентифицируются все внешние объекты, с которыми должна взаимодействовать система, и определить характер взаимодействия на высоком уровне. На начальной стадии идентифицируются все функциональные возможности системы, и производится описание наиболее существенных из них.
2. Стадия уточнения. Проводят анализ прикладной области, разрабатывают архитектурную основу ИС.
3. Стадия конструирования. Разрабатывают законченное изделие, готовое к передаче пользователю. По окончании этой стадии определяется работоспособность разработанного программного обеспечения.
4. Стадия передачи в эксплуатацию. Разработанное программное обеспечение передается пользователям. При эксплуатации разработанной системы в реальных условиях часто возникают различного рода проблемы, которые требуют дополнительных работ по внесению корректив в разработанный продукт. Это, как правило, связано с обнаружением ошибок и недоработок. В конце стадии передачи в эксплуатацию необходимо определить, достигнуты цели разработки или нет.
Создание ИС
Методы создания ИС
Для разработки информационной системы любого уровня сложности необходимо разработать и тщательно продумать методологический подход.
На сегодняшний день в сфере разработки информационных систем существует ряд общих методологий разработки, главным принципом которых является единая дисциплина работы на всех этапах ЖЦ, учет критических задач и контроль их решения, применение развитых инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации ИС.
Основной целью создания ИС является ее успешная реализация, для этого проект должен быть подробно и объективно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели информационной системы.
Методы разработки информационной системы определяются типом создаваемой ИС и средствами реализации. Классификации этих методов, в основном состоят из двух основных компонентов – функционального и информационного. Всего существует три основных подхода:
1. Объектно-ориентированная технология;
2. Интеллектуальная технология;
3. CASE-технология;
Принципы создания ИС
Согласно ГОСТ РД 50-680-88 к принципам создания информационных систем отнесены следующие: системность, открытость, совместимость, стандартизация унификация и эффективность. Далее я подробно опишу каждый из принципов.
Принцип системности.
Системный подход предполагает учет всех взаимосвязей ИС, анализ отдельных частей системы как ее самостоятельных структурных составляющих, а так же параллельное выявление роли каждой из них в функционировании всей системы в целом. Таким образом, реализуются процессы анализа и синтеза, фундаментальным смыслом которых является разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают цельность корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами.
Нельзя разрабатывать какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными информационными связями.
Принцип открытости.
Суть этого принципа в том, что внесение изменений в систему должно осуществляться только путем дополнения системы без переделки уже созданного. Это говорит о том, что нельзя нарушать функционирования системы. Реализовать данный принцип на практике достаточно сложно: необходимо разделить решаемые задачи на определенные группы и для каждой из них предусмотреть возможные направления развития. Например, выход в глобальные сети, применение средств для сканирования документов, шифрование информации.
Принцип современности.
Этот принцип заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы. Благодаря таким интерфейсам система сможет взаимодействовать с другими системами согласно установленным правилам. В современных условиях это особенно касается сетевых связей локального и глобального уровней.
При этом стоит учитывать, что если в локальных сетях относительно несложно установить и соблюдать стандарты «общения», то выход в глобальные сети требует дополнительных мер, а именно:
1. дополнительных ужесточенных мер по защите информации;
2. знания и соблюдения различного рода протоколов, регламентирующих все пилы информационных обменов;
3. знание сетевого этикета, предусматривающего такие правила, как:
· регулярная проверка своей электронной почты;
· периодическая чистка своего почтового ящика;
· корректность в составлении сообщений;
· указание координат для обратной связи.
Принцип унификации
При создании системы должны быть рационально использованы типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.
Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу объектов. В современных разработках пакетов прикладных программ (ППП) рассматриваемый принцип задействован. Однако при знакомстве с конкретным ППП необходимо обращать внимание на сущность реализации типовых решений, поскольку каждый разработчик по-своему «видит» такие решения.
Относиться к подобному подходу можно по-разному. Но можно сказать определенно, что такого рода информации явно недостаточно для решения задачи и ограничиваться только ею нельзя.
Принцип эффективности
Предусматривает достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в управленческие процессы.
Перечень рассмотренных принципов создания корпоративных систем взят из ГОСТ. Однако к их числу с полным правом можно отнести еще один из тех, которые были сформулированы в 60-е годы и по сей день не потеряли своей актуальности. Это принцип первого руководителя. Чрезвычайно важный принцип, распространяющийся на все сферы управленческой деятельности. Уровень компетентности руководителя любого уровня в производственных, административных, психологических и других вопросах определяет общие тенденции развития фирмы или се подразделении и социально-психологический климат в коллективе. Известно, что устойчивое бесконфликтное взаимопонимание среди персонала способствует росту творческих начал и эффективной повседневной деятельности. И именно руководитель и первую очередь должен обеспечивать все элементы стабильности. Сформировать такой коллектив достаточно сложно и далеко не каждый руководитель способен это сделать. Напротив, негативное отношение руководителя к каким-либо нововведениям является тормозом в развитии творческой и профессиональной инициативы работников всех категорий.
Проектная часть
Для создания базы данных я выбрал «Microsoft Visual Studio 2012».
Microsoft Visual Studio – это новая разработка компании Microsoft, позволяющая создавать приложения, работающие на платформе.net. Особенность этой платформы заключается в широком наборе сервисов, которые доступны в различных языках программирования. При этом сервисы реализуются в виде промежуточного кода, который не зависит от базовой архитектуры. Едва ли не главной целью создания такой платформы было оснащение разработчиков специальными сервисно-ориентированными приложениями, которые могли бы работать на любой платформе, начиная от персонального компьютера и заканчивая мобильным устройством. Начал с оформления внешнего вида базы данных, добавлением различных внешних элементов.
Рис1.
Кнопка «Библиотека» является переходом в таблицу.
Библиотека
Рис2.
Далее, чтобы добавить данные в нашу таблицу, нажимаем кнопку «Добавить данные». Если была допущена ошибка, то мы может удалить 1 и более строк. Для этого просто выбираем её и жмём на кнопку «Удалить выбранное». Если же мы хотим удалить всю таблицу, то жмём «Удалить данные».
После заполнения таблицы мы можем её сохранить. Для этого выбираем «Файл» - «Сохранить». Указываем путь для сохранения и наша база сохранена.
После этого мы можем открывать сохранённую базу и продолжать в ней работу. Для этого выбираем в «Файл» - «Открыть» и открываем нашу базу.
Но это только лишь внешний вид данной базы, чтобы всё работало было необходимо ввести нужный код.
Рис3.
На рисунке 3 показан код для добавления данных в таблицу.
Рис4.
На рисунке 4 показан код для удаления всех данных из таблицы.
На рисунке 5 показан код для удаления одной или более выбранных строк.
Рис5.
На рисунке 6 показан код для кнопки «Файл – Открыть».
Необходимо в самом начале программы добавить строку: Рис.6
Это необходимо для работы данного кода.
Рис7.
На рисунке 7 мы видим код, который позволяет сохранять таблицу.
Учебная часть
Рис8.
Следующая часть в моей базе данных это «Учебная часть» (рисунок 8).На рисуне 8 мы указываем индексы дел, протоколы, количество дел, сроки хранения, примечания и код. Внешнее оформление такое же как и у предыдущей части.
«Добавить данные» - добавляет данные в таблицу
«Удалить данные» - удаляет всю таблицу
«Удалить выбранное» - удаляет выбранную часть таблицы.
Мы так же можем открывать и сохранять, пользуясь положенными кнопками.
Руководство
Рис9.
На рисунке 9 мы указываем индексы дел, наименование документов, количество дел, сроки хранения, примечания и код.
Внешнее оформление такое же как и у предыдущей части.
«Добавить данные» - добавляет данные в таблицу
«Удалить данные» - удаляет всю таблицу
«Удалить выбранное» - удаляет выбранную часть таблицы.
Мы так же можем открывать и сохранять, пользуясь положенными кнопками.
Бухгалтерия
Рис10.
На рисунке 10 мы указываем дату, кол-во дел примечания, код.
Внешнее оформление такое же как и у предыдущей части.
«Добавить данные» - добавляет данные в таблицу
«Удалить данные» - удаляет всю таблицу
«Удалить выбранное» - удаляет выбранную часть таблицы.
Мы так же можем открывать и сохранять, пользуясь положенными кнопками.
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы на тему «Архив СПО» я достиг всех поставленных целей и получил практические навыки создания информационных систем.
В данной курсовой работе были подробно разобраны следующие разделы:
1. Постановка задачи. В данном разделе была описана задача данной курсовой работы, объясненная практическим удобством и актуальностью использования;
2. Исследования предметной области. В этом пункте мною было проведено исследование сферы деятельности, функций и обязанностей социальных работников.
3. Формирование требований к информационной системе. В этом разделе я описал требования, предъявляемые к ИС соцработника исходя из анализа, проведенного в предыдущем пункте;
4. Описание программного продукта. В данном пункте были описаны особенности проекта;
5. Описание используемого ПО. В данном разделе я описал особенности и возможности средства Microsoft Vusial Studio, а так же провел краткую характеристику данного СУБД;
6. Понятие жизненного цикла. Мной было проведено описание ЖЦ ИС;
7. Создание ИС. В данном разделе говорилось о методах, принципах и основных концепциях создания ИС;
8. Проектные решения. Описан процесс создания приложения;
9. Технико-экономическая часть. В данном разделе я обосновал разработку данного программного продукта.
Список литературы
1. Акишкин А.М., Федорова Г.В. Основы программирования на персональных ЭВМ. М.: Экономическое образование, 2013. - 27 стр.
2. Аристов, Д.В. Visual Studio: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.10 / Аристов Дмитрий Викторович. - М., 2011. - 25 с.
3. Базы данных. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 г.
4. Вейскас Д. Эффективная работа с Microsoft Access 2. С.- Петербург: «Питер Пресс», 2012. - 856 стр.
5. Вирджиния Андерсен ВСЕ О РАБОТЕ С MICROSOFT OFFICE ACCESS 2013. Москва, ACT.
6. Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. -СПб.: Питер, 2013.
7. Диго С.М. Проектирование и использования баз данных. - Москва: Visual Studio, 2015.
8. Ефимов, В.Г. Всемирное хозяйство и национальная экономика / В.Г. Ефимов // Мировая экономика: учеб, пособие / под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - Гл. 3. - С. 98-119.
9. Малыхина М.П. БАЗЫДАННЫХ: основы, проектирование, использование. Учебное пособие. БХВ - Петербург, 2015.
10. Мураховский В.И., Устройство компьютера -М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
11. Поляк, Г.Б. Государственный и муниципальный кредит в РФ / Г.Б. Поляк //' Экономия, проблемы развития рыночной экономики: сб. науч. ст. преподавателей, и аспирантов ВЗФЭИ / под ред. Г.Б. Поляка. - М., 2010. - С. 37.
12. Северов, Ю.А. Проблемы и пути совершенствования государственной службы в современной России / Ю.А. Северов // Актуальные проблемы соц.-политич. развития общества: сб. науч. ст. / отв. ред. В.М. Утенков. - М., 2010.-Вып. 4.-С. 125-146.
13. Фигурнов В.Э., IBM PC для пользователя краткий курс- М.: Инфра-М, 2010.
14. Шафрин Ю., Информационные технологии часть 1 и часть 2.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
15. Шкрыль А.А. Разработка клиент-серверных приложений в Visual Studio - СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
Приложение
Код, используемый для написания базы на примере учёта ноутбуков:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.ComponentModel;
using System.Data;
using System.Drawing;
using System.Linq;
using System.Text;
using System.Threading.Tasks;
using System.Windows.Forms;
using System.IO;
namespace WindowsFormsApplication1
{
public partial class Form7: Form
{
public Form7()
{
InitializeComponent();
}
private void Form7_Load(object sender, EventArgs e)
{
}
private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
{
string label1 = richTextBox1.Text;
string label2 = richTextBox2.Text;
string label3 = richTextBox3.Text;
string label4 = richTextBox4.Text;
dataGridView1.Rows.Add(label1, label2, label3, label4);
}
private void richTextBox1_TextChanged(object sender, EventArgs e)
{
}
private void button2_Click(object sender, EventArgs e)
{
dataGridView1.Rows.Clear();
}
private void button3_Click(object sender, EventArgs e)
{
int ind = dataGridView1.SelectedCells[0].RowIndex;
dataGridView1.Rows.RemoveAt(ind);
}
private void открытьToolStripMenuItem_Click(object sender, EventArgs e)
{
Stream mystr = null;
if (openFileDialog1.ShowDialog() == DialogResult.OK) {
if ((mystr = openFileDialog1.OpenFile())!= null) {
StreamReader myread = new StreamReader(mystr);
string[] str;
int num = 0;
try {
string[] str1 = myread.ReadToEnd().Split('\n');
num = str1.Count();
dataGridView1.RowCount = num;
for (int i = 0; 1 < num; i++) {
str = str1[i].Split('^');
for (int j = 0; j < dataGridView1.ColumnCount; j++) {
try {
string data = str[j].Replace("^", " ");
dataGridView1.Rows[i].Cells[j].Value = data;
}
catch { }
}
}
}
catch (Exception ex)
{
MessageBox.Show(ex.Message);
}
finally {
myread.Close();
}
}
}
}
private void сохранитьToolStripMenuItem_Click(object sender, EventArgs e)
{
Stream myStream;
if (saveFileDialog1.ShowDialog() == DialogResult.OK)
{
if ((myStream = saveFileDialog1.OpenFile())!= null)
{
StreamWriter myWritet = new StreamWriter(myStream);
try
{
for (int i = 0; i < dataGridView1.RowCount - 1; i++)
{
for (int j = 0; j < dataGridView1.ColumnCount; j++)
{
string data = dataGridView1.Rows[i].Cells[j].Value.ToString().Replace(" ", "^");
myWritet.Write(dataGridView1.Rows[i].Cells[j].Value.ToString() + "^");
}
myWritet.WriteLine();
}
}
catch (Exception ex)
{
MessageBox.Show(ex.Message);
}
finally
{
myWritet.Close();
}
myStream.Close();
}
}
}
private void label4_Click(object sender, EventArgs e)
{
}
private void label3_Click(object sender, EventArgs e)
{
}
private void button4_Click(object sender, EventArgs e)
{
for (int i = 0; i < dataGridView1.RowCount; i++)
{
dataGridView1.Rows[i].Selected = false;
for (int j = 0; j < dataGridView1.ColumnCount; j++)
if (dataGridView1.Rows[i].Cells[j].Value!= null)
if (dataGridView1.Rows[i].Cells[j].Value.ToString().Contains(textBox1.Text))
{
dataGridView1.Rows[i].Selected = true;
break;
}
}
}
}
}