Основные средства развития выносливости спортсменов, занимающихся плаванием.




По словам А.Д. Татаринского средствами физической культуры называют совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства [11]. Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи [].

Под физическими упражнениями понимают двигательные действия, которые направлены на решение задач физического развития. Сюда можно отнести бег, силовые упражнения, координационно-сложные упражнения и все, чем можно развить физические качества говорит В.П. Черкашин [12]. К тренировочным средствам, направленным на развитие выносливости пловцов, относятся разнообразные физические упражнения. Среди этих упражнений можно выделить две группы. К первой группе относятся упражнения, выполняемые на суше: бег, ходьба на лыжах, упражнения циклического характера, выполняемые на силовых тренажерах и т.п. Ко второй группе относятся упражнения, выполняемые в воде: плавание различными способами в полной координации движений и по элементам (с помощью движений рук и ног) [захаров].

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной cреды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека []. По словам Ж.К. Холодова изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека [].

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная гигиена и общественная гигиена (чи­стота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение об­щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи­тания и сна [].

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды [].

Выносливость, как у пловцов, так и у других спортсменов зависит от уровня подготовленности органов и систем (особенно сердечно-сосудистой, центральной нервной и дыхательной системы) [].

Средствами развития общей (аэробной) выносливости пловца являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечива­ется за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная дли­тельность выполнения упражнений составляет от нескольких до де­сятков минут. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ацик­лического характера, например продолжительный бег, бег по пе­ресеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на конь­ках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, уп­ражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц []. Для развития общей выносливости пловца наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, пе­ременной непрерывной и интервальной нагрузки [6]. Общая выносливость является не только основой поддержания высокой работоспособности, компенсируя неблагоприятные сдвиги в организме и восстанавливая энергоресурсы в ходе плавания, но и обеспечивает переносимость высоких объемов тренировочных нагрузок, т.е. физическую работоспособность человека. Упражнения аэробной направленности, как правило, выполняют в утренние часы []. Опыт показывает, что в общем объеме тренировочной нагрузки целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть «фоном», на который накладываются все объемы специальных упражнений считает Е.Н. Захаров [].

Эффективным средством развития специальной (анаэробной) выносливости (скоростной, силовой, координационной и т. д.) являются специально подготовительные упражнения, которые максимально приближены к соревновательным упражнениям по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства []. Для достижения высокого уров­ня специальной выносливости плов­цу недостаточно иметь высокий уровень отдельных свойств и спо­собностей, ее определяющих. Следу­ет добиться их комплексного прояв­ления в условиях, характерных для конкретной соревновательной дис­танции. Этого можно достичь лишь при широком применении соревно­вательных и максимально близких к ним специально-подготовительных упражнений, при создании комплек­са условий, характерных для плани­руемой соревновательной деятель­ности [https://akvasvit.ru/plavanie/razvitie-specialnoj-vynoslivosti/].

Озолин считает, что для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения [6]:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10–15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15–30 с, интенсивность 90–100% от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30--60с., интенсивность 85-- 90% от максимально доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1–5 мин, интенсивность 85–90% от максимально доступной. При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха [14].

Лактатный порог – это степень того, как быстро ваше тело сможет избавиться от производных молочной кислоты (образовываются во время тренировки с высокой интенсивностью). Если ваше тело не сможет это сделать нормально, то во время тренировки вы будете ощущать дискомфорт, вследствие чего вам придется остановиться. Если же из вашего организма будут эффективно устраняться эти побочные продукты, то вы сможете выполнять упражнения намного больше. Не забывайте, что мы сейчас говорим о тренировках с почти максимальной интенсивностью. Обычная тренировка с продолжительностью в один час в умеренном темпе не доведет организм до вашего лактатного порога, поэтому если вы не выполняете быстрое и интенсивное упражнение, то слишком многого и не добьетесь. Если же вы хотите улучшить выносливость, то нужно использовать тренировки как раз для увеличения вашего максимального лактатного порога [].

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха [18].

Существенно влияет на эффек­тивность развития специальной вы­носливости сочетание отрезков раз­ной длины при выполнении прог­раммы отдельного занятия. В прак­тике используются варианты, при которых длина отрезков либо посто­янна, либо колеблется, либо посте­пенно возрастает или убывает. Интенсивность работы плани­руется так, чтобы скорость преодо­ления отрезков дистанции была близкой к соревновательной. Ши­роко используется преодоление от­резков со скоростью, несколько превышающей соревновательную[WU1].

Протяженность тренировочных отрезков либо дистанций подбира­ется так, чтобы пловец был в состо­янии поддерживать скорость, близ­кую к планируемой соревнователь­ной: пловцам, готовящимся к выс­туплению на дистанциях 100 или 200 м, следует рекомендовать отрез­ки протяженностью 25, 50, 75 м, 100 и 200 м; на 400 м — 50, 100, 200, 400; 1500 м — 50, 100, 200, 400, 800 м. [].

Если протяженность отрезков значительно меньше предполагае­мой соревновательной дистанции, то длительность интервалов отдыха между ними должна быть невелика — как правило, она должна обеспе­чивать выполнение последующего упражнения на фоне утомления после предыдущего. Если паузы между упражнения­ми непродолжительны, то их не следует заполнять дополнительной деятельностью, отдых должен быть пассивным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: