Раздел «Содержание образования» примерной программы по математике для основной школы складывается из совокупности содержательно-методических линий: числа; алгебраические выражения; уравнения и неравенства; функции; наглядная геометрия; планиметрия; аналитическая геометрия; комбинаторика, статистика, вероятность; множества и логика.
В 5-6 классах в преподавании математики находят отражение элементы содержательно-методических линий: числа; алгебраические выражения; уравнения и неравенства; наглядная геометрия; комбинаторика, статистика, вероятность. [Является ли обучение решению неравенств в 5-6 классах обучением решению неравенств, если после введения иррациональных чисел изученные в 5-6 классах методы не переносимы на иррациональные числа, они требуют нового обоснования. Может быть, неравенства в 5-6 классе надо снять?]
В учебном предмете «Алгебра» для 7-9 классов основное место занимают содержательно-методические линии: числа; алгебраические выражения; уравнения и неравенства; функции; комбинаторика, статистика, вероятность; множества и логика.
В учебном предмете «Геометрия» для 7-9 классов ведущую роль играют содержательно-методические линии: планиметрия и аналитическая геометрия; множества и логика.
Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими в учебных курсах. В своей совокупности эти содержательно-методические линии базируются на содержании фундаментального ядра школьного математического образования, раскрывая детальное наполнение каждого содержательного блока ядра применительно к основной школе.
Раздел Арифметика Фундаментального ядра школьного математического образования представлен в Примерной программе содержательно-методической линией «Числа». Эта линия призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Расширение понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (дедуктивное построение теории, комплексные числа), так же как и сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесены к старшему звену.
Раздел Фундаментального ядра Алгебра лежит в основе содержательно-методических линий «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства». Эти линии нацелены на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями переносится на старшую ступень.
[Зачем тогда изучать квадратные и кубические корни, если работа с ними откладывается до 10-11 классов? Упомянутый перенос — явная ошибка или неверное описание предложения.]
Вопросы из раздела Фундаментального ядра Математический анализ, соответствующие ступени основной школы, отражены в Примерной программе в содержательно-методической линии «Функции». Эта линия нацелена на получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. [О функции как модели или о функциях как моделях?]
Изучение этого материала вносит вклад в формирование у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел Фундаментального ядра Геометрия послужил основой содержательно-методических линий «Наглядная геометрия», «Планиметрия», «Аналитическая геометрия». Эти линии имеют целью развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств к решению задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль отводится развитию геометрической интуиции: чертежи должны стать важным эвристическим средством, позволяющим формулировать и проверять гипотезы, намечать пути решения задач. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. В результате изучения курса геометрии учащиеся должны активно владеть геометрическими понятиями; знать основные свойства изучаемых фигур и методы, применяемые в геометрии, воспроизводить доказательства основных теорем курса; уметь самостоятельно решать типичные задачи и записывать их решения.
Раздел Фундаментального ядра Вероятность и статистика конкретизирован в содержательно-методической линии «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики». Эта линия как обязательный компонент школьного образования усиливает его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе, в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Основное содержание
ЧИСЛА
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия над натуральными числами. Свойства арифметических действий. Числовое выражение, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Текстовые задачи.
Степень с натуральным показателем.
Делители и кратные. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части, решение текстовых задач.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты. Нахождение процента от величины и величины по ее проценту. [Вряд ли предлагается ограничиться нахождением одного процента. Скорее всего: «процентов величины и величины по ее процентам».]
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Координатная прямая. Геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение, где m – целое число, п – натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность квадратного корня из числа 2 и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.
Взаимно однозначное соответствие между действительными числами и точками координатной прямой. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. [Неудачен «луч». Уж лучше «полуинтервал», охватывающий собственно луч [ а; +), и промежуток [1; 2) — ни интервал, ни отрезок, ни луч.]
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Зависимости между величинами. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Вычисления по формулам. Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Основное свойство пропорции.
Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
[Чем это лучше прежнего «прямая и обратная пропорциональные зависимости»? «Пропорциональная зависимость» может быть прямой или обратной.]
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости; переход от одних единиц к другим. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Приближенное значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. [Почему в единственном числе? Их же много различных арифметических способов. Это алгебраический способ один: введи букву (буквы), составь уравнение (неравенство, систему).]