Социально-психологическая профилактика суицидального поведения в школах




 

Каждый год от суицида погибают практически 1 млн человек. Годовой коэффициент смертности составляет 14,5 на 100 000 или один смертельный случай каждые 40 с.

Предположительно в 2020 г. в результате самоубийства погибнет 1,53 млн человек [2].

Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире [3], причем частота этого явления постоянно растет. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста [3]. У подростков и молодежи в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. В России за 20 лет с 1991 г. по 2011 г. покончили собой около 1 млн человек (ГНЦ Социальной и судебной психиатрии им. Сербского). Показатель частоты завершенных самоубийств в России на начало текущего десятилетия (на 100 000 населения) составил 22,2, в мире 20, а «критический уровень», по данным ВОЗ, составляет 17.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 45 лет показатели самоубийств возросли во всем мире на 60 %. В ряде стран самоубийство – одна из основных причин смерти в возрасте 15–44 лет и вторая по значимости в возрасте 10–24 лет, без учета попыток самоубийств, совершаемых в 20 раз чаще [5]. Уровни суицидов подростков и молодежи в России и странах СНГ втрое выше, чем в США [4].

Согласно концепции А.Г. Амбрумовой и ее соавторов, в основе формирования суицидального поведения лежит социально-психологическая дезадаптация личности, развивающаяся в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта [1].

Так, признаки субъективной дезадаптации в виде наличия суицидальных мыслей отмечают у себя значительное число подростков и молодежи. Мысли о самоубийстве (без намерения его осуществления) присутствуют у 11,8 % школьников, желание убить себя – у 2% [6]; по данным опросника депрессии M. Kovacs, 14 % подростков отметили утверждение «Я думаю о самоубийстве, но не совершу его»; 8,8 % отметили утверждение «Я хочу покончить с собой» [7].

Данные свидетельствуют о серьезности проблемы и необходимости разработки профилактических программ, ориентированных на соответствующие группы населения, в первую очередь это касается подростково-молодежной среды. [8].

Стоит отметить, что разработка профилактических и превентивных программ в области общественного здоровья – крайне сложная задача [9]. Это объясняется, отдаленностью последствий проблемного поведения. Кроме того, возможно применение целого набора психологических защит (нереалистический оптимизм, различные стратегии сравнения, атрибутивные процессы, выработка соответствующих социальных представлений в отношении угрозы и пр.,) которые позволяют человеку понизить степень опасности собственного поведения и защититься от угрозы на символическом уровне, без реального изменения поведения [10].

В случае же превентивных программ в области суицида имеет место дополнительная специфика. С одной стороны, можно говорить о том, что совершение суицида связано с целым рядом взаимодействующих факторов – от социокультурных, до психосоциальных и биологических. Успехи нейробиологических исследований позволяют говорить о возможностях выявления биологической основы суицидального поведения.

С другой – есть основания говорить (по мнению М. Сильвермана [11]) о необходимости достижения консенсуса в отношении ключевых понятий, которые используют специалисты в данной области, ибо это позволило бы демографам, социологам, психологам, нейробиологам и другим специалистам быть эффективными при разработке превентивных мер.

Это положение довольно точно отражает ситуацию с профилактикой суицидального поведения в российских школах.

С одной стороны, есть отечественная школа суицидологии, связанная с именем Амбрумовой А. Г., которая разрабатывает проблему профилактики суицидов с середины 80-х годов прошлого века. Тогда впервые в СССР отечественные исследователи заговорили о суицидах, не как исключительно медицинской или криминальной проблеме, а о ее мультимодальности и значимости социально-психологической компоненты.

С другой – с международном уровне под эгидой ВОЗ действует с начала века программа SuPre (Предотвращение самоубийств). В рамках этой глобальной программы можно говорить о существовании как мер, предполагающих психологическую основу профилактики суицидального поведения, так и мер, которые такой основы не предполагают. В качестве примера последних можно привести рекомендации, согласно которым предлагается контролировать различные средства, которые могут быть доступным людям, планирующим суицид, – будь то лекарственные средства, бытовые предметы, доступ на крыши зданий и пр. [12]

В рамках программы SUPRE (Предотвращение самоубийств), глобальной инициативы ВОЗ по предотвращению самоубийств, было издано серия руководств, которые представляют собой справочных пособий, специально адресованных различным группам специалистов и социальных работников, имеющих отношение к работе по предотвращению самоубийств. В том числе «Руководство для учителей и других работников школы». Его подготовкой к изданию на русском языке занимались сотрудники кафедры клинической психологии Инновационного института последипломного образования Одесского Национального Университета им. И.И.Мечникова. [13]

И наконец существуют утвержденные письмом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 18 января 2016 г. № 07-149 «Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» в разделе «Научно-методические основы работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» которого, рекомендуется конкретные материалы по проблеме размещены на специализированной странице официального сайта федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи" - https://podrostok.cipv.ru/. Сайт в данное время недоступен.

Эти материалы не только демонстрируют разные взгляды на проблему, но порой прямо противоречат друг другу. Кроме того, на региональном уровне также издан ряд Методических рекомендаций для педагогов, едва ли не в каждом субъекте Российской Федерации, а то и в каждом образовательному учреждении. Что создает немалые трудности при выборе методов работы школьным психологом, социальным педагогом и администрацией школы.

В этой связи хотелось бы поделится практическим опытом социально-психологической работы, накопленном при работе в школах города Москвы сотрудниками отдела Психологической помощи субъектам образования Центра экстренной психологической помощи Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета

Она включает следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная [14]. В случае первичной профилактики речь идет об общей популяции, и тогда профилактика суицида заключается в продвижении ценности здоровья и жизни. Такой вид профилактики адресован широкой аудитории, в том числе группам подростков и молодежи, например, в виде тренингов жизнестойкости.

Вторичная профилактика нацелена на тех людей, кто находится трудной жизненной ситуации, которая уже истощила его душевные силы. Когда любая активность представляется человеку ухудшающей жизненную ситуацию речь может идти о социально психологическом кризисе. [15] Основная цель, которая преследуется здесь, – помочь клиенту найти выход из кризисной ситуации, преодолеть дистресс, с помощью очного индивидуального консультирования и посредством телефона доверия. Кроме того, второй тип профилактики предполагает обращение за помощью к специалистам в рамках различных психотерапевтических подходов, работающих в различных учреждениях г. Москвы.

Третичная профилактика адресована близкому окружению суицидента и саму суициденту в том случае если он выжил после попытки самоубийства. Ее цель – помочь близкому окружению суицидента пережить это событие. Все субъекты образовательного процесса, обучающиеся, их родители, законные представители и другие близкие, а так же педагоги и сотрудники школ получают экстренную и кризисную психологическую помощь, что бы использовать адекватные способы совладания с трагической ситуацией. И успешно избежать возможных негативных поведенческих проявлений в рамках эффекта Вертера.

 

Литература

1. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения М., 1980.

2. Wasserman D. (Ed.) Suicide – an unnecessary death. L., 2001.

3. Всемирная организация здравоохранения. Превенция самоубийств. Руководство для специалистов средств массовой информации. Женева, 2000.

4. World Health Organization. Suicide Rates and Absolute Numbers of Suicide by Country. 2002. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/ (дата обращения: 10.12.2013)

5. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/suicideprevent/ru/index.html (дата обращения: 12.09.2013).

6. Холмогорова, А.Б. Суицидальное поведение в студенческой популяции/Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. // Культурно- историческая психология. 2009. № 3. С. 101–110.

7. Павлова Т.С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: https://psyedu.ru/ (дата обращения: 07.10.2013).

8. Вихристюк О.В., Банников Г.С., Летова А.В. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №1. URL: https://psyedu.ru/journal/2013/1/Vikhristuk_Bannikov_Letova.phtml (дата обращения: 28.09.2017)

9. Durif-Bruckert C. Le transfert des savoirs de santé vers le grand public: complexité méthodologique et enjeux psychosociaux// //Les savoirs du quotidien/ Sous la dir. V.Haas. Rennes, 2006.


10. Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №2. URL: https://psyedu.ru/journal/2013/2/Bovina.phtml (дата обращения: 28.09.2017)

11. O’Sullivan M., Fitzgerald M. Suicidal ideation and acts of self-harm among Dublin school children // Journal of Adolescence. 1998. Vol. 21.

12. McPhedran S., Baker J. Suicide prevention and method restriction: evaluating the impact of limiting access to lethal means among young Australians// Archives of Suicide Research. 2012. Vol. 16. № 2.


13. Превенция самоубийств. Руководство для учителей и других работников школ [Электронный ресурс] // Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) URL: https://www.who.int/mental_health/publications/suicide_prevention/ru/ (дата обращения: 28.09.2017)

14. Henden J. Preventing Suicide: the Solution Focused Approach. N.Y., 2008.

15. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. URL: https://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml (дата обращения: 28.09.2017)

Требования к тезисам

Тезисы размещаются в электронной форме посредством online-регистрации на официальном сайте конференции agora.guru.ru/socpsy_edu2017, а также могут присылаться на адрес: 127051 Москва, ул. Сретенка, 29, к. 401, кафедра теоретических основ социальной психологии, Крушельницкой О.Б., с пометкой «на конференцию», или на e-mail: socpsy_edu@mgppu.ru

При оформлении просим вас соблюдать следующие требования:

  • Объем – не более 5000 знаков (включая пробелы);
  • Шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,0. Поля: верхнее и нижнее — 20 мм, левое и правое — 24 мм.
  • Формат MS WORD с расширением doc;
  • Цитированная в статье литература (автор, название, место, издательство и год издания) приводится в алфавитном порядке в виде списка в конце статьи. Литература на иностранных языках дается после отечественной. В тексте ссылка на источник делается путем указания [в квадратных скобках] порядкового номера цитируемой книги или статьи. Несколько источников указываются через точку с запятой. Номера цитируемых страниц следуют после запятой, например: [1, с. 25].
  • Рекомендуемый шрифт — Times New Roman. Следует избегать ручных переносов.
  • Имя файла, содержащего тезисы, должно совпадать с первыми 8 буквами фамилии первого автора и его инициалами, написанными латинскими буквами (например, IvanovSP);
  • Тезисы должны содержать только текст, без таблиц, схем, диаграмм, фотографий и другого графического материала. Просьба обойтись в тезисах без формул и специальных символов.
  • Тезисы должны содержать следующую выходную информацию:
    • название статьи (на новой строке, симметрично по центру, выделение полужирным шрифтом, не более 100 знаков);
    • на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – фамилии, инициалы всех авторов через запятую, выделение курсивом (для каждого автора – сначала фамилия);
    • на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – текущий статус (должность, студент, аспирант и т.д.) и полное название места работы (учебы);
    • на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – аббревиатура организации (места работы, учебы авторов), город, страна;
    • на следующей строке по правому краю – адрес электронной почты (если есть и при согласии автора на его опубликование).
  • В случае значительного отклонения электронного варианта от указанных рекомендаций, Оргкомитет оставляет за собой право редактирования и/или сокращения авторского текста при издании его в сборнике;
  • Электронный вариант должен быть зарегистрирован на сайте agora.guru.ru/socpsy_edu2017 до 30 сентября 2017 г. включительно.
  • Автор может опубликовать в сборнике материалов конференции не более двух текстов: одни персональные тезисы и одни в соавторстве. Тезисы аспирантов и студентов принимаются в соавторстве с научным руководителем.
  • Оргкомитет оставляет за собой право не публиковать тезисы, если они не соответствуют требованиям, подготовлены не на должном научном уровне или получены после 30 сентября 2017 года.

Контакты

127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, МГППУ, ауд.401.

Тел./факс: (495) 6329544; 8-903-146-27-97.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: