Упражнения для развития речевого дыхания.




Использование су -джок технологии в работе

Учителя – логопеда

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах проведения дыхательной гимнастики с детьми, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Задачи:

1. Показать значение дыхательной гимнастики.

2. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению дыхательных упражнений и игровыми средствами.

 

 

Источником образования звуков речи является воздушна струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или нома наружу.

· Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

· При физиологическом (жизненном) дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

· Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.

· При физиологическом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

· При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный вдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

При проведении упражнений на дыхание следует учитывать рекомендации:

· Воздух в помещении должен быть свежим;

· Ребенок не должен напрягаться, принимать различные позы, запрокидывать голову;

· Воздух нужно набирать носом, не поднимая плеч и головы;

· Следить, чтобы ребенок не дул в щеки;

· Использовать пособие для развития дыхания, чтобы малыш видел результат: если находящееся перед ним пособие не колышется, значит воздушная струя слабая, и наоборот;

· Упражнение проводить не больше 3-4 раз, чтобы не закружилась голова;

· Добиваться, чтобы по длительности выдох был как можно длиннее вдоха;

· Использовать элемент соревнования («Вчера я досчитала до 5, когда ты дул на «свечку», сегодня постарайся подуть до 6-9 раз»).

Упражнения для развития речевого дыхания.

«Буря в стакане» Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец второй опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.

«Пускание мыльных пузырей» Чей пузырь будет летать дольше?

«Одуванчик» (проводится весной на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого – третьего раза слетели все пушинки.

«Дутье на разноцветные вертушки»

«Духовые инструменты» Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).

«Физкультурные свистки» Чей свисток будет свистеть дольше?

А также интересно сделать своими руками сезонные игры для развития плавного выдоха!

Зимой можно вырезать из тонкой бумаги снежинки и прикрепить их ниточкой к маленьким рукавичкам. По сигналу «Снежинки летят» ребенку предлагается длительно подуть на них, под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

А весной изготовить бумажные кораблики и устроить «Морские гонки». Предложите ребенку подуть на бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то побыстрее, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках.

Для лета хороши бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на ниточках над цветами, вертолетики и самолетики, летающие над облачками из ваты.

Осенью наблюдать, как «Листья шелестят». Вырезанные из тонкой бумаги листики прикрепить к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дороге родители. Помните, пожалуйста, что в развитии ребенка не бывает мелочей. Дарите ему свое постоянное внимание и участие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: