Методы обучения глухих школьников.




Особенности обучения детей с нарушениями слуха.

Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.

Задачи школы глухих:

1. Осуществление общеобразовательной, трудовой подготовки как основы независимой жизни, самостоятельной деятельности в различных сферах социальной жизни и самореализации в социуме.

2. Оказание коррекционно-педагогической помощи, что явля­ется необходимым условием успешного преодоления последствий нарушения слуха.

3. Воспитание социально значимых качеств личности, обуче­ние организации собственного досуга, обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Особенности процесса обучения глухих детей:

1. На начальном этапе обу­чения глухих детей в школе существенное значение имеет харак­тер их дошкольной подготовки, а именно: имела она место или нет, и если имела, то каков был ее характер – специализированная помощь или посещение массового ДОУ. Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне об­щего и речевого развития глухих детей, что непосредственно ос­ложняет процесс обучения в школе.

2. Наличие и взаимодействие двух систем об­щения у глухих детей: языка жестов и языка слов. В процессе обучения глухие дети овладевают также дактильной речью – кинетической формой словесной речи, построен­ной на движениях пальцев руки в воздухе.

3. Ис­пользование в обучении различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. На различных годах обучения отношения между ними изменяются: на ранних этапах обучения наиболее целесообразным является использо­вание в обучении глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно; на по­следующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков – устной.

4. Осу­ществление работы по использованию и развитию слуха у детей. С 70-80-х гг. широко изучается проблема выявления и развития остаточ­ной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слу­ховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприя­тии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. На протяжении всех лет обучения глухих школьников прово­дится специальная работа с целью слуховой тренировки в воспри­ятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).

5. Процесс воо­ружения учащихся системой знаний основ наук и процесс форми­рования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. У глухих детей в силу речевого недоразвития процессы овладения содержанием школьного обучения и словес­ной речью формируются и сосуществуют параллельно, взаимодействуя на протяжении всех лет обу­чения.

6. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения. Коррекционная педагогическая помощь прежде всего направлена на преодоление или ослабление последствий слухового дефекта в условиях целостного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется решению коррекционно-развивающих задач обучения:

- обогащению словарного запаса школьни­ков,

- уточнению значений известных слов,

- преодолению аграмматизмов и недостатков произношения,

- созданию условий для ре­чевого общения, расширению речевой практики,

- развитию слу­хового восприятия и речевого слуха детей,

- развитию познаватель­ной деятельности школьников,

- совершенствованию мыслитель­ных операций,

- формированию интеллектуальных, организацион­ных и учебных умений.

Методы обучения глухих школьников.

Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, уc­ловно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические.

К общедидактическим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории уча­щихся. Специальную группу представляют методы, применяе­мые при изучении того или иного учебного предмета, предусмот­ренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвое­ния его глухими школьниками обусловливают необходимость ис­пользования особых методов, методических приемов и организа­ционных форм обучения. К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфичес­ких разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).

В отборе, сочетании и примене­нии методов обучения имеются особенности:

- В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализа­торов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, вос­произведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучае­мых объектах и явлениях.

- Речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место.

- Доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления, ограничивают возможность применения логических и гностиче­ских методов, а потому на начальном этапе обучения предпочте­ние отдается индуктивному методу, а также объяснительно-ил­люстративным, репродуктивным и частично-поисковым.

- При отборе и продумывании сочетания методов обучения учи­тываются как отдаленные коррекционно-образовательные зада­чи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.

Например, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении глухих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

- хорошее освещение лица говорящего;

- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение ор­фоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;

- опора на дополнительные средства (письменные записи, дак­тилологию).

Метод рассказа по учебному материалу предполагает до­ступность его содержания с точки зрения понимания детьми зна­чения употребляемых единиц языка и форм речи. Педагогу необ­ходимо внимательно продумать все содержание, оценить речевой материал с позиций возможности его слухозрительного восприя­тия учащимися. В случае возникновения трудностей допустимы устно-дактильное проговаривание отдельных единиц речи, запись на доске. При этом учитывается подготовленность к восприятию тек­ста различных групп учащихся: их интеллектуальное своеобразие, особенности речевого развития, сформированность навыков зри­тельного и слухового восприятия речи. Пониманию содержания рассказа помогают использование ил­люстративного материала, привлечение ярких и интересных при­меров, собственных наблюдений учеников и др. В обучении глу­хих детей, особенно на начальной ступени, рассказы должны быть краткими и непродолжительными по времени их предъяв­ления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: