Программы дошкольных образовательных учреждений 1 глава




Волынкин стр104

ВВЕДЕНИЕ

Красота спасет мир...

 

На первый взгляд знаменитое высказывание ФМ. Достоевского – просто красивая фраза. Однако если знать философию писателя, его жизненные искания* его миро­воззрение, которые могут быть обозначены строчкой из письма к своему брату (в период работы над романом «Преступление и наказание»): «Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной...», это высказывание Ф.М. Достоевского приобретает свой отчетливо-конкретный смысл. Речь идет о красоте человека, внутренней красоте, о красоте души. Именно красота души каждого человека и способна в совокупности изменить мир, в котором человек живет. Красота внешняя – ее не может быть без красоты внутренней, свидетельством чего являются нащи некрасивые города в их современных новостройках, наши некра­сивые замусоренные улицы, наши загаженные (самими людьми) дворы и подъезды, наша навязчивая реклама... Если нет красоты внутри человека – не будет ее и вне человека, ибо это он, человек, создает красивое или некрасивое, радостное или безрадостное, привлекательное или отталкивающее, добро или зло, гармонию или хаос... Что внутри – то и снаружи, - об этом еще Тригметист писал...

«Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет Его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви», - написал Ф. Достоевский, обозначив главное любовь созидающую. Только ей подвластно все, только с ней человек – Человек, только с ней он творец, свободный и всеобъемлющий, только с ней можно нести в этот мир гармонию, созидание, тепло, красоту, добро... Это то, о чем пишет Безыменский:

 

Имеющий в руках цветы,

Дурного совершить не может...

 

Красота спасет мир – это о красоте ДУШИ человеческой, о ЛЮБВИ человеческой, одухотворенной пониманием ' своего предназначения и своего человеческого пути... На Древнем Востоке говорили: «Нет бога, который ранее не был человеком». И Иисус об этом же: «Вы есть Боги»... Каждый в этом мире делает свой выбор, каждый становится себе судьей или не становится, превращаясь в кораблик с собственным парусом и курсом, как баховская Чайка по имени Джонатан Ливингстон, или щепочкой, плывущей по течению... Но эти слова Ф.М. Достоевского, как и весь роман «Преступление и наказание» (да, впрочем, и другие его романы), еще об одном: зло невоз­можно искоренить злом — так уж устроен этот мир. Борясь с Сатаной, человек сам сатанеет. Зло не снаружи, зло — внутри человека, забывшего, что он является представителем самого разумного существа во Вселенной, что он сотворен по образу и подобию Бога, а, значит, и есть Бог. Только вот забил он об этом и крепко уснул... Пора просыпайся...

Задолго до возникновения дарвиновской теории эволюции и естественного, отбора, в настоящее время являющейся общепринятой ортодоксальной наукой, существовали и другие гипотезы: сальтаницизма — эволюции, проходящей скачками, и панспермии — привнесения жизни на Землю извне. Причем эти гипотезы получили серьезное научное подтверждение:

на Карельском полуострове были обнаружены руины культового сооружения и астрономической обсерватории, кроме того, археологи обнаружили там виноградную лозу. Вое бы ничего, только вот находка относится к доледниковому периоду...

в Кении обнаружили останки 12-летнего мальчика. Строение его скелета идентично современному человеку, но возраст находки ошеломил антропологов — 4,5 миллионов лёт... Позже была еще одна находка возрастом порядка 6,5 миллионов лет...

с метеоритной пылью и метеоритами на землю постоянно заносятся фрагменты ДНК, причем левой и правой поляризации. Наиболее нашумевшая находка — марсианский метеорит» найденный в Антарктиде. Приблизительно 13 тысяч лет назад он принес на Землю простейших представителей красной планеты...

исследования газопылевых облаков в межзвездном и межгалактическом пространстве показало наличие сложных полимолекулярных соединений на углеродной основе, в том числе белков и аминокислот...

 

«Живем один раз!» — слышим вокруг, и что это означает? После меня хоть потоп? Побольше награбить? Жить, отрываясь, как к этому призывает реклама, ни о чем не думая? Продолжать издеваться над родной планетой? Но неужели непонятно, что за все надо платить?

А Христос говорил: «Не умрем, но изменимся»...

Может быть, от непонимания нормой морали стало то, что гении должны рождаться в нищете и убожестве? «Талант должен быть голодным»... Кому должен? Заж­равшимся, не записанным в Книге Судеб, тем, которые после его смерти будут до поры до времени безнаказанно нажи­вать на нем огромные состояния? Гений, видите ли/не­сколько опередил время своим рождением...

Может быть, поэтому, из-за такого вот отношения друг к другу, к себе имеем то, что имеем? Ученые-педагоги, социологи, философы, культурологи отмечают тревожный симптом — примету нашего непростого дикого времени* нашего жесткого и жестокого циничного репрессивного социума, — в последнее десятилетие снизилась потребность в творческих личностях... Происходит усреднение таланта. Невостребованность, а значит, затухание и гибель таланта, творчества, горения, духовности — это дорога в никуда...

 

Проблема заключается в том, что Культуре, Духовности, творческому человеку альтернативы нет...

Что же мы имеем сейчас? Средства массовой информации выливают на подрастающее поколение потоки грязи, пошлости, неверия, гнусности, провозглашая совершенно иные ценности, которые не характерны для русского духа, русского менталитета, русской веры: культ насилия, сверх-. человека, пошлости, эгоизма, беззаконии, цинизма и про­извола... Дефицит культуры, дефицит доброты и нравственности, глобальный кризис, выражающийся в насилии над природой, в политических и национальных катаклизмах, в образе жизни людей. С другой стороны, невостребованность творчества, духовности ведет к их необратимой потере и на месте несостоявшегося Творца, Личности оказывается серенький исполнитель, ведомый, однозначный, текстуальный человек, участь которого (вспомним: М. Лермонтова):

«Толпой угрюмою и скоро позабытой

пройдете вы над миром без следа,

не бросивши векам ни мысли плодовитой

ни гения начатого труда...»

 

По официальным данным, на 1 января 2002 г. в российских школах обучалось 19,8 млн детей, в том числе в городских — 13,8, сельских — 6,0 млн. Из них 8,0 млн не вписываются в обычный учебный процесс. Кроме того, более миллиона детей младшего и старшего школьного возраста нигде не учатся и относятся к категории беспризорных, потому что в большинстве случаев их родители к обучению отнеслись безучастно, а школа для ребенка не стала Домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно и спокойно...

За последние 20 лет в 10 рад возросло число умственно отсталых детей. Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин — «дети-децелераты», т.е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном, психическом развитии. Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.

Причины децелерации многочисленны:

массовая алкоголизация и наркотизация населения;

злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;

некачественное питание беременных;

последствия Чернобыльской катастрофы;

телегония (решающее влияние на потомство Женщины первого в ее жизни мужчины — часто по генофонду не лучшего);

«афганский» и «чеченский» синдромы;

социальная фрустрация;

общая деградация культуры и бездуховность.

И последняя причина, пожалуй, самая главная, которая тянет за собой все остальные...

Кризис в искусстве, скажем, выражается в разрушении чувственной формы живописи, скульптуры, музыки, литературы, драматургии и архитектуры. Чувственное искусство – это эмпирическое, реалистическое искусство, т.к. его темами выступают реальные пейзажи, события, портреты. Кризис проявляется в дезинтеграции, хаотичности, эклектичности, примитивизации и иррационализации различных видов искусства. Исследователи (Е. Гродзинский, П. Сорокин и др.) приводят многочисленные факты, подтверждающие тезис о примитивизации эстетических вкусов, сопровождающейся иррационализацией мышления. Музыка, живопись, литература и другие виды искусства и непосредственно связанные с ними области эстетической активности человека в XX веке подверглись давлению иррационализма. Это особенно заметно в живописи (и примыкающих к ней скульптуре и графике), Многие художники XX века, принадлежащие к различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. На живописных полотнах мир предстает деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, т. к. художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием явлений. Очевидно, что отход от реализма — не пустой каприз. Художники стараются сказать людям, что мир вовсе не таков, каким они его видят; он в своей сути бессмысленный, абсурдный, такой, каким он показан в художественных образах. Достаточно упомянуть такие Направления живописи XX века, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и другие. Некоторые культурологи обращают внимание на возникновение.компьютерной графики. Так, английский ученый О. Хардисон в своей книге «Исчезновение через небесный свет. Культура и технология в двадцатом веке» пишет: «Компьютеры завершают демократизацию искусства, начатую дадаизмом, и, подобно ему, они объявляют о таком кардинальном изменении идеи искусства, что вполне правомерно говорить об его исчезновении», т. е. речь идет об исчезновении искусства и замене его искусственной реальностью, создаваемой компьютерами в ходе осуществления программ машинной графики. Таким образом, налицо кризис чувственного стиля искусства и рождение нового, непривычного для нас стиля, искусства.

А ведь значимость искусства и культуры в жизни человека переоценить невозможно.

Значимость искусства — в стимулировании творчества индивида. По мнению известного американского эстетика и психолога искусства В.Арнхейма, развитие демократии привело к возникновению идеи о значимости искусства в жизни человека: «Творческая деятельность способна вдохнуть жизнь в человека, нуждающегося в психической помощи, и стимулировать его такими способами, которые считались прежде привилегией одних лишь художников». Такое представление о полезности искусства противоречит эстетической традиции, согласно которой именно бесполезность: есть отличительная черта любого искусства. Однако эта традиция не соответствует действительности. Системы человеческого мозга заставляют человека неустанно смотреть, слушать, забавляться, экспериментировать, воображать, осуществлять поиск, конструировать и черпать наслаждение в том, что создано в мире искусства. Именно эти формы активности сделали человека таким, какой он есть

Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. Когда человек поглощен такого рода активностью, то его мозг действует гораздо более интенсивно, чем во время своей обычной деятельности. Представление, что видение или слушание основывается только на отборе информации, доставляемой органами чувств, неадекватно реальности. Вся перцептивная активность основана на конструировании образов при использовании немногочисленных данных, доставляемых органами чувств. Произведения искусства – это символы непрестанной творческой деятельно­сти человека. Он получает ключ к понимание произведений искусства, когда осознает, что мозг сам Постоянно оперирует символами, так как произведения искусства представляют собой символы, выраженные словами, звуками музыки и т. п., которые неким способом корреспондируют с кодом символики человеческого мозга. Этот код является частично врожденным, частично обусловленным культурой, поэтому некоторые реакции на произведения искусства оказываются непосредственными и общими, однако в целом они предполагают знание кода, которым пользуется художник, т.е. код и символика художника должны сочетаться с тем, что происходит в мозгу зрителя, слушателя и т.п. Символы живописи, литературного произведения, музыки и др. являются символами потому, что они вызывают интерес у реципиента вследствие их связи с программами мозга, отвечающими за реализацию эмоциональных потребностей.

Значение культуры выражается в том, что она являет­ся фундаментальным средством выживания человечестве перед лицом глобальных проблем (надвигающаяся эколо­гическая катастрофа, истощение природных ресурсов, рост народонаселения и др.). В конце XX века значимость мира культуры резко возросла, особенно в России без него невозможны реформы, построение гуманного, демократии человеческого общества. Восстановление приоритета общече­ловеческих ценностей по отношению; к другим ценностям свидетельствует о начавшейся духовной, мировоззренческой революции, о повороте к миру культуры, без которой и человечество, и наше общество не смогут вы­жить. В. начале III тысячелетия человечество находится перед тотальным небытием, что заставляет его по-настоящему осознать ценность бытия. Прав Ф.М. Достоевский «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».

Именно культура в силу своего происхождения утверждает примат бытия путем его одухотворения и тем са­мым противостоит небытию, то есть культура выступает в качестве средства преодоления смерти как индивида, так и всего человечества.

Кризис культуры породил современный мир антино­мий, в котором мы все живем:

культура – эрзацкультура, антикультура, массовая культура, кризис культуры;

необходимость образования – кризис образования и трагедая образованщины;

эстетика – антиэстетика;

искусство – кризис искусства;

духовность – бездуховность, потеря идеалов и ценностей.

И на этом фоне все громче слышны философствования на тему поиска смысла жизни, национальной идеи и т.д.

И здесь, наверное, прав А.И. Клизовский, когда говорит о том, что наличие вопроса о смысле жизни есть показатель недостаточности духовного развития. Духовно развитый человек ни в каких теориях и философствованиях на эту тему не нуждается, ибо смысл жизни ему ясен и понятен. «Истинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что само,по себе вечно и никогда не погибает», ибо истинный смысл жизни каждого живущего на Земле – БЫТЬ, быть человеком, жить человеческой жизнью и по-человечески, это полнота бытия и Постоянное совершенствование и самосовершенствование, а «признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совершенствование может идти лишь в одном направлении: развитие своих духовных сил. Никаких других путей к совершенствованию быть не может».

Это то, что начертал на стене Дельфийского храма один из жрецов:

 

«Познай самого себя, и ты станешь властелином мира».

 

Наш же современный мир похож на пир во время чумы: человечество радуется техническому прогрессу, не понимая, что это путь в тупик, когда душа человеческая заме­щается жвачкой под громким названием «Интернет», оглупляющей человека и уводящей в мир виртуальной реальности, замещается телевидением с его тотально-разрушающим воздействием на все личностные структуры, делая из него малосоображающего зомби, и давно забывшего, как пахнет чистый воздух и чистая вода как выглядят звезды на небе, и, самое главное, переставшего задавать себе вопросы: «Откуда Я? и «Зачем Я здесь?»

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По многочисленным исследованиям ряда регионов страны картина, характеризующая готовность детей к обучению в шко­ле, выглядит драматически: низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25% и более, и эта ситуация продолжает ухудшаться.

В итоге, как показывает проведенный психолого-педагогический Мониторинг, например, в г. Ростове-на-Дону, индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5-3,0%. Примерно на столько же ежегодно возрастает число «исключительных» детей, поступающих в первый класс.

Почти половина детей (49%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования, проводя свой досуг с банкой пива в руке… Отсюда вал антисоциальных поступков. По данным МВД России, 70% состава преступных групп составляют несовершеннолетние. Ежегодно в органы внутренних дел доставляется порядка миллиона несовершеннолетних, совершивших правонарушения разной степени тяжести. Подростки активно участвуют н антиобщественных действиях и в социальных конфликтах; пополняют ряды теневого бизнеса, рэкета; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность.

По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран – членов ООН со 2-3 на 52-55 места!

Как остановить деградацию общества? Являясь важнейшим социальным институтом, дошкольные образовав тельные учреждения, школа не должны больше занимать позицию выжидания. Если они и дальше будут бездействовать, то недалек тот день, когда отомрет потребность в самой школе. Педагоги должны стать тем ядром вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

В этом смысле прав академик А. Моисеев, который говорит, что в XXI веке лидирующее положение займут те страны, которым удастся создать лучшую программу «Учитель».

Главный вопрос сегодня – вопрос соотношения образования и культуры. Являясь частью культуры, современное образование во многом оторвано от него, что проявляется в реальной школьной жизни прежде всего в том, что акцент делается на передаче знаний, а не на воспитании. В то же время сейчас уже ясно, что любая образовательная система, направленная только на передачу знаний – неэффективна, ибо задача не в том, чтобы передать знание (еще древние говорили о том, что научить нельзя – можно научиться), а в том, чтобы сформировать потребность в нем.

 

Главное же — очеловечивание человека

 

А это вопросы Культуры, Духовности, полноценного бытия, Творчества, полета мысли и фантазии, это вопросы эстетики и Красоты...

Формирование и развитие духовного мира человека – важнейшая проблема и задача современной педагогической науки и практики. Воспитание гармонически развитой личности связано расширением ее реальных возможностей для применения в различных социальных, духов­ных и производственных сферах, в жизнедеятельности и мыследеятельности. Опора на образованность и духовность, творчество и свободный дух позволит каждому человеку занять достойное место в жизни и мироздании, а зна­чит, выполнить свое предназначение.

И здесь необходимо усиление гуманистической и духовной компоненты образования...

Мир, в котором мы живем сейчас; очень круто меняется. И эти перемены дали нам возможность миновать то, что предсказывали для нас в будущем политологи и пророки. Вместо этих страшных сценариев мы можем выбрать для себя путь новый, неожиданный и уводящий далеко за пределы известных нам возможностей Человека. Уже сегодня человечество отменило сценарий Армагеддона и у него есть шанс творить свое мирное будущее с фантастическими возможностями. Если есть на Земле народ, который способен выкарабкаться из самых трудных и отчаянных глубин, то это народ России. У этой страны, большое храброе сердце и милосердная, прощающая душа...

«Воин света внимательно вглядывается в детские глаза, ибо им дано видеть мир, лишенный горечи.

Когда воин света хочет узнать, достоин ли доверия тот, кто рядом с ним, он старается увидеть его глазами ребенка».

 

Коэльо Пауло,

«Книга воина света»

 

Глава 1

Художественно-эстетическое воспитание: теоретический аспект

1.1. Сущность, предмет и содержание художественно-эстетического воспитания

 

Одной из необходимых предпосылок повышения об­щей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно-эстетическое воспитание. Это объясняет­ся тем, что человек живет в мире эстетического с момен­та своего прихода на Планету. Эстетическое, как первич­ное, сопровождает человека всю его жизнь как красота всего окружающего мира. Это мир красоты вокруг чело­века, в основе которой лежит гармония и совершенство, подтолкнул человека к созданию искусства, как попытке подражания природе (не случайно, поэтому, вначале воз­никло так называемое синкретическое искусство, означаю­щее нерасчлененное искусство, в котором объединялось — в современной трактовке — слово, звук, движение и зри­тельный образ). Именно подражая звукам природы (пе­ние птиц, шум моря, звериный рык...), зрительному образу (вся многокрасочность мира-вокруг в ее пестрой цветовой гамме и разнообразии), движению и форме (грациозность, стремительность, сила й мощь животного, плавность и ве­личие течения реки, полета облаков...), человек, взяв в руки кусочек золы, попытался остановить мгновение и, остано­вив бизона в его грациозно-мощном движении, удивил­ся... Искусство и начинается с удивления. Умение удив­ляться (казалось бы, обыденному), и есть начало творче­ства. Творчества во всем... Маленький человечек, при­шедший в этот мир, еще умеет удивляться (посмотрите внимательно на малыша...), по мере же взросления удив­ление уступает место, как это ни печально, обыденности и привычности...

Во многом в этом виноваты и мы, взрослые, которые давно перестали видеть мир как дети... Это то, о чем очёнь хорошо сказал Эзейнштейн: «Двое смотрят вниз: один видит лужу под ногами, другой — звезды, отраженные в ней...».

Человек, вечно спешащий, обремененный ворохом сиюминутных проблем (которые сам же себе и создает), в большинстве своем, видит лужу под ногами, а не Вселен­ную перед собой, частичкой которой он является. А ведь еще И. Кант замечательно и поэтически сказал: «Есть два чуда на Земле — звездное небо над головой и нравственный закон в душе».

Художественно-эстетическое воспитание соединяет в себе эти два человеческих начала — Добро и Красоту, на кото­рых построен этот мир и которые человек растерял по дороге от себя в погоне за мнимыми ценностями и идеа­лами, за иллюзорной ценностью, за Синей птицей, не по­нимая, что главная ценность на Земле — это сам Чело­век, человек гармоничный, одухотворенный, добрый, разум­ный, человек Любящий...

Художественно-эстетическое воспитание, теоретико-методологической базой которого является эстетика, есть часть педагогической науки. Назначение художественно-эстетического воспитания — сделать человека чище, луч­ше, добрее.

Предмет какой-либо науки содержится в общем ее определении, потому что именно общее определение отвечает на вопрос, чем занимается данная наука и какова ее предметная сфера. Точно так же и предмет художественно-эстетического воспитания должен присутствовать в его общем определении.

Широкое понимание художественно-эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе, в час­тности в декларации Государственной комиссии по про­свещению (1918 г.), было сказано, что эстетическое воспи­тание отнюдь не представляет собой преподавания «упро­щенного детского искусства», под ним подразумевается «систематическое развитие органов чувств и творчес­ких способностей, что расширяет возможность наслаж­даться красотой и создавать ее. Трудовое и научное обра­зование, лишенное этого элемента, было бы обездушен­ным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель труда и науки»

В «Программе единой трудовой школы* (1921 г.) го­ворится, что «эстетическое воспитание должно войти во всю жизнь школы, стать частью трудового воспита­ния, сочетаться с ее научной работой»9. В этом плане понимали задачу эстетического воспитания А.В. Луна­чарский, Н.К. Крупская, A;CL Макаренко, СТ. Шацкий и другие деятели народного образования.

В 50-е годы преобладали определения, которые огранит чивали предметную сферу эстетического воспитания, пред­ставляли его только как воспитание искусством. Но уже тогда было дано и широкое определение, приведенное в кни­ге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспи­танию В.Н. Шацкой: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности це­ленаправленно воспринимать, чувствовать и правильно по­нимать и оценивать красоту в окружающей действитель­ности^ в общественной жизни, труде, в явлениях искусст­ва». В этом определении, к сожалению, опущена деятельно-стная сторона эстетического воспитания.

В настоящее время эстетическое воспитание понима­ется в широком плане, т. е. наряду с искусством в него включается эстетическое воспитание средствами действи­тельности и всеми формами жизнедеятельности челове­ка, при этом отмечается, что эстетическое воспитание — понятие широкое. Оно предусматривает, прежде всего, воспитание способности целенаправленно воспринимать и правильно понимать, любить и ценить прекрасное во всем многообразии его проявлений как в действитель­ности, так и в произведениях искусства. Кроме того, оно предполагает воспитание стремления и способности само­му вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и труда, бороться против уродливого и безобразного в жиз­ни и в искусстве* а также посильно творчески проявлять себя в искусстве.

В Кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий; направленных на выработку и совершенствование в человеке способности вос­принимать, правильно понимать* ценить и создавать пре­красное и возвышенное в жизни и в искусстве».

Таким образом, как видим из небольшого исторического экскурса, речь, как правило, идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимали ценить его, что художественно-эстетическое воспитание не ограничивается созерцательной задачей, оно должно фор­мировать способность создавать прекрасное в искусстве ж в любой деятельности. Эти общие определения можно представить в более емкой форме, как формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизация его до творческой деятельности по законам красоты, иначе говоря, художественно-эстетическое воспитание это формирование и развитие художествен­но-эстетического сознания и активизация его до твор­ческой деятельности.

Приведенное определение эстетического воспитания включает также и определение его предмета. Если эстети­ка изучает закономерности эстетического отражения и освоения предметов и явлений окружающей действи­тельности, творчество человека по законам красоты, особенно художественное творчество, и если это отражение, освоение и творчество осуществляется посредством художественно-эстетического отношения к действительности в единстве его с познанием, то в центре внимания педаго­гической науки стоит личность:

Педагогику, в отличие от философии и социологии, интересует формирование личности конкретного человека, данного индивида. Исходя из философских и социологи­ческих обобщений о формировании личности в определенной общественной системе, она самостоятельно решает вопросы о путях и средствах формирования личности дан­ного индивида в духе общественных потребностей и идеалов. В соответствии с этим специфическое содержание художеетвенно-эстетического воспитания можно определить как целенаправленный педагогический процесс фор­мирования и развития в личности художественно-эстетического отношения к действительности и худо­жественно-эстетической деятельности.

 
 

Обобщая сказанное, скажем, что, иначе говоря, сущность процесса художественно-эстетического воспитания — художественно-эстетическое развитие человека, как процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психоло­гического и духовно-ценностного отношения к ней. В содержательном плане художественно-эстетическое воспитание предполагает единство трех содержательных блоков:

 

Жизнедеятельность человека невозможно представить без многообразного и многоцветного мира культуры — мира мифологии, религии, искусства, философии, науки, права, политики, интимных отношений, суеверий, мистики, колдовства и др. Существенно, что культура со всеми ее гранями и нюансами является функцией человеческой природы, раздвоенной по своей сути. Именно культура нового времени порождает осознание человеком своей брен­ности, смертности, конечности существования и вместе с тем именно она снимает экзистенциальный страх челове­ка перед растворением в небытии (восточная культура, эзотерика). Здесь приобретает значение двойной человеческий опыт переживания времени, обусловленный функционированием как культуры, так и социальной системы. В свете научной методологии культура связана с динами­кой общественно-исторического развития, поэтому требуется рассмотрение особенностей трех типов социокультурных систем – гомогенной, гомостатической и гетерогенной, динамика каждой из которых связана с теми или иными интересами человека, приобретающими характер: групповых интересов. Не менее существенно и то, что в центре развития форм культуры (религии, мифологии, науки, искусства и др.) находится человек, поскольку гуманистический принцип — одна из сторон реального бытия истинной человеческой сущности. Другой стороной чело­веческой природы является «теоретическое существова­ние человека» (К. Маркс), что требует исследования рели­гии, науки и т. д. Именно различные формы культуры позволяют раскрыть рациональную и иррациональную стороны природы человека, проанализировать как мир «абсурда» человеческого существования, так и перспекти­вы развития неклассического гуманизма. Вместе с тем функционирование культуры как надприродного способа деятельности человека не исключает ее единства с приро­дой и не исключает учета природных факторов в ее развитии. Сейчас усиливается процесс космизации культуры, обусловленный выходом человечества в бесконечные про­сторы Вселенной, что, несомненно, радикально изменит наши представления о причинности и времени, о смысле человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертии и заложит фундамент новой космической этики,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: