Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков




Активно-пассивные операции банков — комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату — комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно назы­вают услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностранной валюты, драго­ценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бух­галтерское и консультационное обслуживание клиентов и пр.

Комиссионные операции — это операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комис­сионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

− операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

− переводные операции;

− торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и другие операции);

− доверительные (трастовые) операции;

− операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг.

Трастовые, или доверительные, услуги выполняются банком от имени и за счет другой стороны (доверителя), на возмездной основе, если это преду­смотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон.

Трастовые услуги носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для после­дующего инвестирования этих средств от имени владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Трастовые услуги получили широкое распространение в развитых странах.

В целом к услугам трастовых отделов банков за рубежом обычно относят:

− хранение ценных бумаг;

− ведение ежемесячных бухгалтерских записей;

− получение платежей от имени клиента по доверенности, включая про­ центы, дивиденды, арендные платежи;

− покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями;

− консультирование:

ü предприятий — выбор оптимального портфеля ценных бумаг, налоговое планирование, приобретение недвижимости и других материальных ценностей,

ü частных лиц — по вопросам перевода денежных средств и других активов родственникам и наследникам в стране и за границей, а также планирование опти­мального распределения семейных доходов и т.д.;

− создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граж­дан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями этих фондов);

− принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости, автомобилей.

Факторинг (от англ. factor — агент, посредник) представляет собой разно­видность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитовани­ем оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являют­ся покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.

Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немед­ленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачи­ваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после полу­чения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора. Цель факторингового обслуживания — своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появле­ния безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерско­го учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предпринимателя.

В мировой банковской практике известны два вида факторинга: откры­тый (конвенционный) факторинг; конфиденциальный (скрытый) факторинг. При конвенционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование было продано банку, а при конфиденциальном факторинге никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж банком. Конвенционный факторинг в свою очередь бывает с правом регресса, т.е-, с правом обратного требования платежа с поставщика, или без права регресса.

Форфейтинг (от фр. a forfait) — это покупка долга, выраженного в оборот­ном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе.

Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к креди­тору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборот­ного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:

− в финансовых сделках — в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

− в экспортных сделках — для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: