Организационная структура урока




Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Постановка учебной задачи – Вспомните, что такое грамматика. – Внимательно прослушайте стихотворение О. Высот- ской «Веселая грамматика». (См. Ресурсный материал.) О каких известных вам частях речи в нем говорится? – Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – именем числительным. – Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи. – Прочитайте тему урока и скажите, какой цели сегодня мы должны достичь Выполняют задание. Внимательно слушают.   Отвечают на вопросы.   Внимательно слушают. Выполняют задание. Делают вывод.   Формулируют цель урока по названию темы Умеют слушать. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
II. Работа по теме урока. 1. Исследовательская работа. 1) Работа с заданием под знаком «звездочка» (с. 42–43) – Рассмотрите предложения. – В каких предложениях выделенные слова обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете? – Найдите числительные. – Определите падеж числительных Выполняют задание. Отвечают на вопросы.     Выполняют задания Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы
2) Составление определения На доске – таблица:
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное
1. Часть речи 1. Часть речи  
2. Обозначает предмет 2. Обозначает признак предмета  
3. Отвечает на вопросы кто? что? 3. Отвечает на во- просы какой? чей?  

– Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбик.

– Назовите сходства и отличия между этими частями речи.

– Сравните свое определение и определение в учебнике (с. 43)

  Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Работают с учебником Используют знаково-символические средства для решения учебно-практи- ческих задач. Осуществляют логические операции. Владеют навыками работы с учебной статьей
2. Индивидуальная работа – Запишите ответы на вопросы, используя числительные: 1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? 2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? 3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»? 4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»? 5) Сколько коробов можно наврать? 6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? 7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? – На какой вопрос отвечают эти числительные? – Что они обозначают? – Такие числительные называются количественными. Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Найдите в учебнике, как называют такие числительные (с. 43) Ответы:тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз.     Отвечают на вопросы.   Работают с учебником Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Владеют навыками работы с учебной статьей. Осуществляют контроль и оценку учебных действий
3. Выполнение упражнения 396 (комментированное письмо) – Определите падеж числительных. – У каких числительных можно определить род? Обоснуйте свое мнение. – Объясните тире в двух последних предложениях Выполняют задание. Отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ Осуществляют контроль учебных действий. Аргументируют свой ответ
4. Игровая минутка – Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное. Двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых Выполняют задание Осуществляют контроль учебных действий
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Работа с сигнальными картами. Тезисы 1) Числительное может обозначать количество предметов. 2) Числительное может отвечать на вопрос что? 3) Все числительные могут отвечать на вопрос какой? 4) Количественные числительные обозначают номер по порядку. 5) Числительное изменяется по падежам. Домашнее задание:найти как можно больше фразеологизмов с числительными; выполнить упражнение 397 Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.   Записывают задание, задают уточняющие вопросы Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск способов решения учебных задач

Ресурсный материал

Веселая грамматика

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи! О. Высоцкая

Урок 128. Простые и составные числительные (с. 46–47)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с простыми и составными числительными; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:карточки; схемы; фразеологический словарь В. П. Фелицына, В. М. Мокиенко


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: