Искусство всегда идет впереди науки и философии [ в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека. И в то же время художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы искусству нет. Обучить мировоззрению, духовности, нравственности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» точно так, как мы усиленно «вооружаем знаниями, умениями и навыками (и мало кому в голову приходит банальная мысль: как можно «вооружить» чужим навыком, чужим умением?!..), его можно только переживать. Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания, как суммы, к сог держанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу. Не задание, пример, упражнение, -sr а духовная работа через творчество и диалог. Не подача материала в готовом виде но поиски смысла. А «вход» в искусство — его художественный образ.
Если исходить из духовной составляющей как основы, фундамента, стержня человека, то становится очевидным, что методы, разработанные на основе рационального мышления, недостаточны для воспитания того, что мы называем духовностью необходимых чертах цивилизации будущего//Наука и жизнь, 1997, № 7; Моисеев Н.И* Можно ли говорить о России в будущем времени //Наука и жизнь* 1988, Ш1; Моисеев Н.И. Экология ц современном мире //Наука и жизнь, 1988, № 3). Восполнить это можно с помощью художественной педагогики, нацеленной на развитие художественных потребностей человека, как высших духовных потребностей» через свободное творческое общение, творческую деятельность, И прав академик Н.И. Моисеев, справедливо считающий, что именно та наука, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «Учитель», сделается
лидером XXI века (Культура и экология: поиски путей становления новой этики /А.Ф. Золотев, Е.А. Чичнева, И.А. Василенко И др. Ред.-сост. Е.Р. Мелкумова. — М.» 1996. — С 89). Поэтому на первый план выдвигается сейчас задачи модернизации школы На основе социальной педагогики и культуры, художественной педагогики и гуманистических идей, где центр — ориентиры бытия индивида (единство человечества, свобода выбора, развитие потребностей, значимый другой) и векторы поведения как нормы этого бытия (осознание другого как необходимого условия существования себя, категорический нравственный императив, непрерывное самосовершенствование. Давно сказано, что обществе» учит и воспитывает так, как хочет жить, а живет так, как учит и воспитывает...
Цель человека — быть самим собой, условия достижения этой цели — быть человеком для себя (Э. Фромм), софийность, соборность, духовность, свобода, творчество, открытие самого себя. А это всё — вопросы культуры, художественно-эстетического воспитания личности и развития мира ее потребностей.
Художественная и эстетическая потребность — универсальная человеческая потребность, «собирающая» весь целостный мир целостной личности, все ее способности и интересы. Все силы человека задействованы в удов лет-
ворении этой удивительной потребности, а, как справедливо писал У. Джеймс, «общая сумма духовных сил человека есть продукт совместного действия всех его способностей», которые, в свою очередь, есть вспомогательная сила, а «центральная сила успешности человека — его ИНТЕРЕС»6, то есть, ПОТРЕБНОСТЬ.
Складывается ровная образовательная парадигма. Если прежняя парадигма ТГо^^
*Джеймс У: Беседы с учителями о психологии. — М.: 1998
ния, провозглашающей знания, умения и навыки, то новая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности... Отсюда ясно, что развитие духовного Мира человеку — важнейшая и актуальнейшая, проблема. Воспитание разносторонней гармоничной личности связано с расширением ее реальных возможностей для применения в различных сферах деятельности творческих сил и способностей. Современные социально-экономические преобразования требуют И будут требовать от человека творчества, активности, самостоятельности. Сегодня уже очевидно, что основной вопрос — это Вопрос соотношения образования и культуры, как вопрос развития творческого начала личности, творческого самовыражения, креативности, самореализации личности в различных сферах деятельности (Айснер Э., Гизелин В., Гилфорд Дж., Гордон В., Лоуэндфельд В., Осборн А., Парне С, Пэк-вуд М., Роджерс К., Маслоу А., Фромм Э. идо.). Забвение преемственности истории и культуры, приведшее к преобладанию технократических тенденций в жизни человеческого общества, нанесло ущерб не только гуманитарному, но и профессиональному воспитанию (что было подмечено ещё Ч.П. Сноу в его лекции «Две культуры и научная революция», прочитанной им в мае 1959 г. в Кембриджском университете, которая не потеряла своей актуальности и поныне). Сегодня ведущим направлением дальнейшего развития школы и образования в мире становится личностно-ориентированная гуманистическая парадигма образования. Гуманизация образования — изначально научное направление современной педагогической теории, но и сложившаяся образовательная парадигма. Гуманистическая мысль имеет давнюю историю (М. Монтень,
Т. Мор, В. де Фельтре, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вент-цель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К Д. Ушинский, ПЛ. Блонекий, СТ. Шацкий, А.С Макаренко). В последнее время появилось немало работ, авторы которых исследуют различные аспекты гуманизации образования — Г.С. Батищев, И.В. Бестужев-Лада, B.C. Библер, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.С. Кон, К.А. Альбу-ханова-Славская, А.К. Асмолов, А.А. Бодале&»чИ*В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченке. Е.А. Климова, И.Н. Семенова и др. В настоящее время исследуются различные вопросы теории и практики гуманизации образования: М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Ю.П. Ветров, В.В. Кра-евский, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин,СЕ. Шишов, И.С, Якиманская и др. Гуманизация образования предполагает такую организацию образовательного процесса, которая направлена на развитие целостной личности через удовлетворение ее базовых потребностей в психологически комфортных условиях, развитие творческого и духовного потенциала личности, всех ее сущностных сил, мира потребностей и способностей. Переход к личностно ориентированной парадигме образования в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.), признающей главным предметом личность как уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто данное, а открытую возможность самоактуа-лизации, способствовало появлению направления, в рамках которого в центре внимания оказывается уже не деятельность, но сам человек, поведение которого во многом опосредовано неосознаваемыми и первоначально нерефлексиру-емыми процессами. В контексте теории стиля индивидуальности (Г.А. Берулава) индивидуальность, ее рассматриваются как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно обусловленного смысла.
Гуманизация современной школы основывается на педагогических воздействиях, целью которых является становление человека как целостной личности, развитие ее духовного потенциала. Это касается не только внешнего, объективного, но и внутреннего, субъективного, касающееся поиска новых парадигм образования, ориентированных на внутреннюю (субъективную) универсальность.
Человек не воспитывается по частям, человек развивается целостно, как целостная личность, и эта целостность отражена как вовне человека — Культуре, так и в нем самом в его потребностях и универсальных сущностных силах.
Продвижение к культуре в ноосфере имеет в становящейся инновационной образовательной системе во временном пространстве начала нового тысячелетия новое качество, когда четко обозначается модель выпускника школы, вуза — это «Человек Культуры», личность с осознанным демократическим началом, системой гуманистических ценностей, с устойчивостью веры, самостоятельным мышлением, эмоционально богатого, с развитым миром потребностей. Это может быть дополнено такими существенными характеристиками, как: приверженность национальной культуре, традициям, образу жизни своего народа (этнокультурная идентификация), стимулирующей стабильность социокультурной ситуации; это открытость другим культурам, но не на уровне слепого подражания или рабского поклонения и восторга, копирования, а на уровне критически осмысленных культурных связей (как стремление к взаимообогащению, стремлении лучше понять свою культуру). Человек культуры – это самодостаточная, саморазвивающаяся, самоактуализированная личность, имеющая основания в себе самой, в своей духовности, нравственности, совестливости, ответственности. ВНЕ развития обозначенных составляющих общее образование является педагогической утопией.
Сегодняшняя задача школы — развитие «Я-концепции» и обретение личной и национальной (культурной) идентичности. Неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка, конформизм и пр.), как показывают исследования, возникнув, приводит К дальнейшим поведенческим нарушениям: снижение самоуважения, оптимизация конформистских реакций в трудных ситуациях, глубокие изменения восприятия, отсутствие творческого, непротиворечивого подхода к явлениям жизни, самому себе. Сейчас уже становится ясно, что главная цель образования и воспитания — становление личности ученика. Отсюда вытекает глобальная задача обучения и воспитания — создание условий для полноценного развития личности учащегося, его самоактуализации.
Это обеспечивается за счет решения следующих конкретных задач: создания условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в активности, информации и др., формирования у него чувства психологической защищенности; предоставления каждому учащемуся возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности; формирования в школе на уровне взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-учитель» специфического эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого учащегося; создания условий максимально полного раскрытия личности каждого учащегося, проявления и развития его индивидуальности; обеспечения условий формирования высокого уровня когнитивной сложности и интегрированности в процессе обучения; развитие творческих начал личности. Художественная культура — это способность освоения и способность создания художественных ценностей, в основе ее — образное мышление, деятельность фантазии, единство чувства, вкусов, идеалов, деятельности. Художественное воспитание — это целенаправленно формируемая потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей — искусства на уровне объективации или субъективации. Человек культуры —• это развитая художественно-эстетическая потребность и способность (творческое мышление, воссоздающее воображение, способность к ассоциациям и т.д.). А это вопросы образования и воспитания, это — задача школы, которая единственная имеет дело не со схемой, моделью, а с живым человеком, пытаясь на него воздействовать. И образова-ние/образовывание человека культуры -т это такое развитие душевных сил и способностей, которое универсально для всех в условиях конкретной цивилизации. Оно должно быть базовым в своей основе, истоках развития мышления, эмоций и веры; интегративным, дающим не механический свод сведений о преподаваемых предметах, но систему знаний, чувств, убеждение; адаптивным, дающем возможность выпускнику школы найти свое место в жизни в условиях борьбы за выживание, т.е. сделать органичными, естественными для человека три фундаментальные нормы: «Другой — это ты», «Не делай другому то, что не желаешь самому себе»V«Совершенствуйся», ибо человек культуры — это человек действия, направленного, прежде всего, на самого себя.
1.2. Эстетическое и художественное
Анализ изучения проблемы художественного и эстетического показывает их онтологическую близость. Близость художественного и эстетического, несмотря на очевидную несводимость, составляет проблему их дифференциации. В то же вре&я надо отметить, что неразработанность проблемы художественного и эстетического проявляется уже в том, что очень часто в научной литературе понятия «художественное» и «эстетическое» выступают как синонимы, не различаются. Есть попытки иерархического подчинения одного другому, когда художественная потребность выступает как структурный компонент эстетической потребности (М.А. Верб, О.А, Казанский и др.). Е.С. Акопдэканян • И.А. Джидарьян вообще не выделяют художественной потребности, хотя обе исследовательницы много пишут о «потребности в искусстве». Интересно отметить», что в «Кратком словаре по эстетике» под редакцией М.<1СОв-сянникова мы не найдем статью «художественная потребность» и «художественное», хотя в этом единственном пока у нас в стране издании подобного рода очень много говорится об искусстве и художественном; В тоже время понятие «художественность» выражает степень эстетического совершенства художественного произведения, что актуально для проблемы массовой культуры, когда мы сталкиваемся с антиномиями (на основе допущения слишком широкого или примитивного толкования художественного образа) различного порядка: культура — массовая, культура; искусство — псевдоискусство; просвещение — бегство от истины; воспитание — порча душ; общение — одиночество; проникновение в Сущность — примитивизм; духовность — бездуховность; мораль — конформизм, двойная мораль, антимораль и т.д* Это то, о чем говорил Эйзенштейн: один видит лужу под ногами, другой —целый звездный мир в ней...
Все существующие подходы к решению проблемы: соотношения эстетического и художественного можно свести к следующему:
Эстетическое тождественно художественному, данные термины синонимичны.
Эстетическое и художественное совершенно не сопряжены друг с другом, существуют как параллельные феномены с иерархической связью (М.А. Верб, О.А. Казанский и др.)
Эстетическое шире художественного, т.е. относится ко всему окружающему миру, тогда как художественное относится только к искусству.
С одной стороны, эстетическое шире художественного, так как относится Ко всему Жизненному содержанию; с другой — художественное шире эстетического, то есть по своему содержанию является социально-конкретной формой выражения эмоций, а художественное произведение, кроме наслаждения, доставляет еще и так называемое «жизненное содержание». Иначе говоря, в художественном больше социума, чем в эстетическом (красивая галька, ракушка и т.п. не несут никакой социальной, практически ценной и полезной информации, они просто красивы сами по себе, услаждают наш взор и наши чувства восприятием гармонии, соразмерности...).
Нам думается, что сложность этой проблемы состоит в Том, что оба феномена"— эстетическое и художественное — взаимообуславливают друг друга, взаимовлияют друг на друга, взаймообогащаются и в реальной жизнедеятельности человека они нерасторжимы, одно не бывает без другого. Взаимосвязь художественного и эстетического это диалектическое единство, вытекающее из универсального характера творческие преобразовательной (и себя и мира вокруг себя) деятельности человека. Если предметом искусства является действительность (всякая, в том числе и ужасная, жалкая...), то в содержание его она входит посредством прекрасного, благодаря встрече с ним, ведь и художественное* и эстетическое — это формы совокупной культурно-духовной практики людей и так как культура есть способ бытия человека в мире, то, существуя в виде способов деятельности (любых: интеллектуальных, моральных, духовных, волевых...) и формах общественного сознания, она, культура, отбирает образцы исходя из художественно-эстетических критериев, как ориентированности на гармонию Истины, Добра, Красоты... Говоря словами известного пушкиниста, в произведениях искусства «много страшного, но мир его совсем не страшен, а светел, потому что. в этом мире есть абсолютные ценности, и страшное не довлеет себе, а соотнесено с идеалом, живое присутствие которого мы ощущаем» (Непомнящий В.).
Иначе говоря, художественное и эстетическое явления однопорядковые, отличающиеся друг от друга по степени, а не по сущности (А.Л. Казин). С другой стороны — эстетическое генетически старше (первичнее) художественного, так как человек сначала эстетически отнесся к Миру, научившись воспринимать его красоту и гармонию через развитие органов чувств, а затем воспитал в себе потребность и способность удивляться красоте мира, запечатлевая ее в рисунке, звуке и проч. (это, момент удивления, и есть начало зарождения искусства и художественной потребности, как отзывчивости на новое в попытке гармонизировать мир вокруг себя и в самом себе). Прекрасное, как центральная категория эстетики, дальнейшее своё саморазвитие получает в двух направлениях: в природе и в искусстве, как замечал Гегель. Прекрасное в природе — это инобытие духа, то есть оно есть низшая форма красоты, мешающая его саморазвитию. Поэтому прекрасное нуждается в искусстве как форме бытия и саморазвития абсолютной идеи, и оно существует в искусстве как идеал. «Красота в искусстве стоит выше красоты в природе. Ибо красота в искусстве является красотой, порожденной и вновь порождаемой духом, и насколько дух и его произведение стоят выше природы и ее явлений, настолько же и красота в искусстве стоит выше красоты в природе.,В этом смысле прекрасное в природе является лишь отражением красоты, принадлежащей духу* является несовершенным, неполным видом красоты».
Иначе говоря, эстетическое в художественном — это совершеннейшая красота, близкая и понятная (или непонятная), постигаемая (или не постигаемая) и, главное, творимая человеческим духом. К слову сказать, одними из центральных категорий эстетики являются категории искусства («художественное», «художественный образ», «художник» и др.). Эстетическое в широком смысле есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее полно и явно выражаются признаки рода природных, социальных или духовных объектов бытия. Поэтому свойством эстетического обладает и художественное (искусство, художественный образ) в его гармонии (прекрасное, идеал) и дисгармонии (возвышенное, ужасное, уродливое» трагическое, низменное), так как и в одном и в другом отражается и выражается сущность данного рода бытия, более того, в отдельно взятом в снятом виде содержится и другая сторона: в «Эстетике безобразного» (1853 г.) К. Розенкранц исследует эстетически отрицательное на примере безобразного (как идеального, не имеющего самостоятельного эстетического значения), ив этом смысле замечательна его мысль: «...лишь в комбинации с прекрасным искусство позволяет быть безобразному».
Итак, онтологически эстетическое является бытием совершенного. Эстетическое есть результат духовно-практической деятельности человека, его своеобразная «вторая природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного, реального и ирреального, материального и идеального. При этом оно само имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно и осваивается и преобразуется в практике (напр., прекрасное в природе и обществе), а с другой — оно есть объективированный результат этой практики в образе эстетического идеала и в образе искусства). В результате этого слияния объективного (природного) и субъективного (духовного) возникает и функционирует совершенно новый феномен — ЭСТЕТИЧЕСКОЕ. У П.В. Копнина читаем: «Прекрасное не просто понятие й не природная вещь, а своеобразный синтез, возникший в Процессе художественной деятельности человека». Эстетическое обнаруживается не только в художественной деятельности (создание совершенного, гармонического, прекрасного), но и во всякой духовной и материальной деятельности человека (любовно и искусно сделанная вещь не может быть неэстетичной...). И это существенная особенность эстетического — в нем обнаружены свойства объекта й реализованы, объективированы возможности субъекта через духовно-практическую деятельность. Это и есть реальное бытие совершенного. Как утверждает В.М. Жариков, эстетическое не может быть несовершенным, оно всегда совершенно, но это совершенное может быть и со знаком «минус»» то есть дисгармоническим. Следовательно, в гносеологическом плане эстетическое — это реальное бытие совершенного, оно связано с пониманием прекрасного и обнаруживается в двух сферах: сфере специфического проявления ценностного отношения к миру; сфере художественной и эстетической деятельности людей, как деятельности гармонической.
Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, к оценкам произведений искусства, к деятельности художника, к восприятию искусства, творчеству (в любой сфере деятельности) и т.д. Художественное как таковое оставляет в стороне эстетические явления, ценности, процессы, не обладающие художественным характеров (эстетические явления в природе, в поведении, в бытовой сфере и т.д.), но когда эти явления становятся содержанием художественного произведения, они приобретают художественный характер, как и любой художественный образ, который не формируется ВНЕ эстетического (эстетических Категорий). По-видимому, можно согласиться с авторами, Которые рассматривают «художественное» как прилагательное от существительного «искусство» (А. Лосев, В. Шестаков). Художественное, как имеющее отношение к искусству, является видом эстетического, его степенью. Нет ни Одного художественного явления, которое не обладало бы эстетической природой: безобразное, безнравственное искусство — это бессмыслица (в данном случае мы говорим именно об искусстве, а не об эрзад-искусстве, «массовой культуре», поп-арте и проч.). Прав А.Л* Казин, когда размышляет о том, что эстетическое не сводится к прекрасному, и художественное не сводится к эстетическому, включая в круг своих интересов и нейтральные, и отрицательные в эстетическом отношении предметы. Да и, с другой стороны, природа искусства все-таки эстетическая. Но главное тут неизменно: центром, «точкой притяжения» эстетического является именно прекрасное, а искусство (подлинное искусство) стремиться к красоте как своему пределу.
Онтологически художественное есть отражение идеального бытия, художественное сознание отрывается от своего материального субстрата (рассказ о событии – не само событие...). Художественное – это поиски гармоничного, совершенного, идеального в актах творческой индивидуальной саморефлексии, воображении, фантазии (субъективация), конкретной творческой деятельности (объективация)
В гносеологическом плане художественное есть попытка представить идеальное, отталкиваясь от сущего, создать «вторую природу», как отмечается в литературе. В этом смысле художественное есть ирреальное, относящееся к области вероятного. Художественное — это тип отражения мира, тип контакта с ним, с другим, с самим собой на основе стремления к гармонии и переживания гармонии. В эстетическом (и эстетической культуре) художественному (искусству, художественной культуре) принадлежит особое место: оно своего рода эталон эстетического. Художественное отношение (искусство) — это синтез эстетического отношения человека к действительности. Причем взаимосвязи и взаимозависимости здесь довольно многообразны: воздействие эстетического сознание на художественное сознание в акте художественного творчества и сотворчества; эстетические особенности восприятие? искусства; роль художественного мышления в формировании творческого подхода в различных сферах человеческой деятельности и др., так как и эстетическое и художественное связаны прежде всего с чувственным освоением действительности, взаимообогащая друг друга: общение с искусством как основой художественного, обогащает и развивает эстетические чувства восприятия, сознание вкусы и др. И наоборот, эстетическая ориентация (чувства, вкусы, идеалы, сознание) «оттачивает», «Шлифует» художественные чувства (вкусы, идеалы, сознание). Связь здесь диалектическая и осуществляется она на индивидуальном уровне (на уровне индивидуального сознания и самосознания посредством рефлексии и саморефлексии;). Кроме того, человек в филогенезе научился сначала эстетически: относиться к миру и вычленять из него красоту, а затем стремление «остановить» эту красоту привело его к искусству... (и с усложнением человека: его чувств, вкусов, восприятий, сознания, мышления... усложнялось, развивалось и расширялось искусство).
Эстетическое, тем самым, генетически заложено в природе человека и в онтогенезе детерминирует развитие в человеке художественных потребностей и способностей. Это положение при его педагогическом осмыслении выводит на осмысление закономерности воспитательного процесса в рамках рассматриваемой нами проблемы: воспитание и развитие художественных потребностей школьников неосуществимо вне эстетического воспитания, вне развития эстетического сознания личности.,
Эстетические отношения человека к действительности и эстетическая деятельность находят свое концентрированное выражение именно в искусстве, в художественной деятельности. В художественно-эстетической деятельности преобладает эмоционально-образное начало, а ее функции состоят в формировании отношения человека к действительности с точки зрения норм красоты и эстетического идеала как потребности человека в гармонии, непротиворечивости, соразмерности. Все духовные человеческие начала функционируют в органическом единстве. Да и эстетическая природа искусства, что признается большинством теоретиков в области эстетики, делает связь эстетического и художественного (искусства) естественной и закономерной.
1.3. Художественная и эстетическая потребность
Художественная и эстетическая потребность —это основа художественно-эстетического сознания личности, основная задача и предмет художественно-эстетического воспитания. Воспитанию художественной потребности посвящена специальная монография автора7, здесь же мы коснемся наиболее существенных вопросов потребности, ее природы, структуры, воспитания.
Художественная и эстетическая потребности относятся к потребностям высшего порядка, обозначаемых как духовные потребности.
Эстетическая потребность — это потребность гармонизации всей жизни человека во всех ее ипостасях, это гармония внутреннего и внешнего мира человека на основе постижения Добра и Красоты.
7Волынкин В.И. Художественная потребность и пути ее воспитания. — Астрахань, изд-во АГПУ, 2000.
Художественная потребность — это такая же психическая потребность, как и любая другая, но имеющая свой специфический предмет — искусство. Художественная потребность — это катарсис, это потребность в пиковых переживаниях и потребность "Творчества. В этом ее специфика. В то же время близость художественного и эстетического, несмотря на очевидную несводимость, составляет проблему их дифференциации. Художественная потребность остается пока наименее изученной областью, для которой еще не разработаны в достаточной степени теория и методика исследования, Однако ясно, что соприкосновение с миром искусства требует адекватных восприятия, способов, средств его потребления, ибо искусством пронизана вся жизнь современного человека, с искусством проходила и история становления человека духовного.
Однр из интереснейших явлений* связанных с проблемой художественного творчества — огромная протяженность во времени и пространстве. Мы знаем народы, которые до последнего времени не имели письменности, в мире и сейчас существуют племена в стадии варварства. Ученым известны народы и в прошлом, и сейчас, у которых нет денег, нет семей, похожих на наши.
Но народов, у которых нет искусства или не было, наука не знает.
Открытие нарисованных бизонов в пещере Альтамира (испанская провинция Саитандер) потрясло весь мир. Затем подобные находки во Франции. Возраст самых ранних найденных росписей, рельефов, скульптур определяется примерно в 40 тыс. лет, а самых поздних — 8-10 тыс. лет. Выходит, это творчество продолжалось 300 столетий!.. Как же мог пещерный, дикий, первобытный человек, не знающий письменности, владеющий примитивными орудиями труда, пока еще не обладавший чистой речью, создавать художественные шедевры, восхищавшие многих великих мастеров искусства (признано, что многие художественные произведения древнейших времен действительно совершенны!)?! С проблемой происхождения искусства связан вопрос исторического генезиса художественной и эстетической потребности. Искусство возникло как потребность реализации определенных функций. Одна из функций — функция общения. Художественная и эстетическая потребности, как духовные (неутилитарные) потребности своей базой имели утилитарные потребности, утилитарную трудовую деятельность, которая позволила человеку развить глаз (видеть симметрию, форму, размер предмета, соотношения частей, цвет...), ухо (слышать звуки окружающего мира в их тональном и ритмическом многообразии и своеобразии), руку (как способность к тонг кой моторике), весь сенсорный аппарат, наконец, самое главное, — чувства. Это — предпосылка возникновения художественной, потребности и способности, на основе которых возникла художественная деятельность (как духовная деятельность) и искусство (как ее предмет) в ее связи с другими видами человеческой деятельности, а начало этой связи — в синкретичности первобытной культуры,
где в нераечлёненном единстве выступает труд, познание, оценка, общение, игра; воспитание, отношения и еще не вычлененные виды искусства: музыка, танец, инсценировка, изображение, орнамент8.