Программы дошкольных образовательных учреждений 3 глава




 

Искусство всегда идет впереди науки и философии [ в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека. И в то же время художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы ис­кусству нет. Обучить мировоззрению, духовности, нравствен­ности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» точно так, как мы уси­ленно «вооружаем знаниями, умениями и навыками (и мало кому в голову приходит банальная мысль: как можно «во­оружить» чужим навыком, чужим умением?!..), его можно только переживать. Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусст­ва. Это означает переход от содержания, как суммы, к сог держанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу. Не задание, пример, упражнение, -sr а духовная работа через творчество и диалог. Не подача материала в готовом виде но поиски смысла. А «вход» в искусство — его художественный образ.

Если исходить из духовной составляющей как основы, фундамента, стержня человека, то становится очевидным, что методы, разработанные на основе рационального мышления, недостаточны для воспитания того, что мы называем духовностью необходимых чертах цивилизации будущего//Наука и жизнь, 1997, № 7; Моисеев Н.И* Можно ли говорить о России в будущем времени //Наука и жизнь* 1988, Ш1; Моисеев Н.И. Экология ц современном мире //Наука и жизнь, 1988, № 3). Восполнить это можно с помощью художественной педагогики, нацеленной на развитие художественных потребностей человека, как высших духовных потребностей» через свободное творческое общение, творческую деятельность, И прав академик Н.И. Моисеев, справедливо считающий, что именно та наука, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «Учитель», сделается
лидером XXI века (Культура и экология: поиски путей становления новой этики /А.Ф. Золотев, Е.А. Чичнева, И.А. Василенко И др. Ред.-сост. Е.Р. Мелкумова. — М.» 1996. — С 89). Поэтому на первый план выдвигается сейчас задачи модернизации школы На основе социальной педагогики и культуры, художественной педагогики и гуманистических идей, где центр — ориентиры бытия индивида (единство человечества, свобода выбора, развитие потребностей, значимый другой) и векторы поведения как нормы этого бытия (осознание другого как необходимого условия существования себя, категорический нравственный императив, непрерывное самосовершенствование. Давно сказано, что обществе» учит и воспитывает так, как хочет жить, а живет так, как учит и воспитывает...

Цель человека — быть самим собой, условия достиже­ния этой цели — быть человеком для себя (Э. Фромм), софийность, соборность, духовность, свобода, творчество, открытие самого себя. А это всё — вопросы культуры, художественно-эстетического воспитания личности и раз­вития мира ее потребностей.

Художественная и эстетическая потребность — уни­версальная человеческая потребность, «собирающая» весь целостный мир целостной личности, все ее способности и интересы. Все силы человека задействованы в удов лет-


ворении этой удивительной потребности, а, как справедли­во писал У. Джеймс, «общая сумма духовных сил челове­ка есть продукт совместного действия всех его способнос­тей», которые, в свою очередь, есть вспомогательная сила, а «центральная сила успешности человека — его ИНТЕ­РЕС»6, то есть, ПОТРЕБНОСТЬ.

Складывается ровная образовательная парадигма. Если прежняя парадигма ТГо^^

*Джеймс У: Беседы с учителями о психологии. — М.: 1998

ния, провозглашающей знания, умения и навыки, то но­вая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности... Отсюда ясно, что развитие духов­ного Мира человеку — важнейшая и актуальнейшая, про­блема. Воспитание разносторонней гармоничной личнос­ти связано с расширением ее реальных возможностей для применения в различных сферах деятельности творчес­ких сил и способностей. Современные социально-эконо­мические преобразования требуют И будут требовать от человека творчества, активности, самостоятельности. Се­годня уже очевидно, что основной вопрос — это Вопрос соотношения образования и культуры, как вопрос разви­тия творческого начала личности, творческого самовыра­жения, креативности, самореализации личности в различ­ных сферах деятельности (Айснер Э., Гизелин В., Гилфорд Дж., Гордон В., Лоуэндфельд В., Осборн А., Парне С, Пэк-вуд М., Роджерс К., Маслоу А., Фромм Э. идо.). Забвение преемственности истории и культуры, приведшее к преоб­ладанию технократических тенденций в жизни человечес­кого общества, нанесло ущерб не только гуманитарному, но и профессиональному воспитанию (что было подмече­но ещё Ч.П. Сноу в его лекции «Две культуры и научная революция», прочитанной им в мае 1959 г. в Кембриджс­ком университете, которая не потеряла своей актуальнос­ти и поныне). Сегодня ведущим направлением дальней­шего развития школы и образования в мире становится личностно-ориентированная гуманистическая парадигма образования. Гуманизация образования — изначально на­учное направление современной педагогической теории, но и сложившаяся образовательная парадигма. Гума­нистическая мысль имеет давнюю историю (М. Монтень,

Т. Мор, В. де Фельтре, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вент-цель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Тол­стой, К Д. Ушинский, ПЛ. Блонекий, СТ. Шацкий, А.С Ма­каренко). В последнее время появилось немало работ, ав­торы которых исследуют различные аспекты гуманиза­ции образования — Г.С. Батищев, И.В. Бестужев-Лада, B.C. Библер, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.С. Кон, К.А. Альбу-ханова-Славская, А.К. Асмолов, А.А. Бодале&»чИ*В. Дубро­вина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченке. Е.А. Климова, И.Н. Се­менова и др. В настоящее время исследуются различные вопросы теории и практики гуманизации образования: М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Ю.П. Ветров, В.В. Кра-евский, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин,СЕ. Шишов, И.С, Якиманская и др. Гу­манизация образования предполагает такую организацию образовательного процесса, которая направлена на разви­тие целостной личности через удовлетворение ее базовых потребностей в психологически комфортных условиях, раз­витие творческого и духовного потенциала личности, всех ее сущностных сил, мира потребностей и способностей. Пере­ход к личностно ориентированной парадигме образования в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.), признающей главным предметом личность как уникальную целостную систему, представляющую со­бой не нечто данное, а открытую возможность самоактуа-лизации, способствовало появлению направления, в рамках которого в центре внимания оказывается уже не деятель­ность, но сам человек, поведение которого во многом опос­редовано неосознаваемыми и первоначально нерефлексиру-емыми процессами. В контексте теории стиля индивиду­альности (Г.А. Берулава) индивидуальность, ее рас­сматриваются как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражаю­щим особенности личностно обусловленного смысла.

Гуманизация современной школы основывается на педагогических воздействиях, целью которых является становление человека как целостной личности, развитие ее духовного потенциала. Это касается не только внеш­него, объективного, но и внутреннего, субъективного, каса­ющееся поиска новых парадигм образования, ориентиро­ванных на внутреннюю (субъективную) универсальность.

Человек не воспитывается по частям, человек разви­вается целостно, как целостная личность, и эта целост­ность отражена как вовне человека — Культуре, так и в нем самом в его потребностях и универсальных сущ­ностных силах.

Продвижение к культуре в ноосфере имеет в становя­щейся инновационной образовательной системе во вре­менном пространстве начала нового тысячелетия новое качество, когда четко обозначается модель выпускника школы, вуза — это «Человек Культуры», личность с осоз­нанным демократическим началом, системой гуманисти­ческих ценностей, с устойчивостью веры, самостоятельным мышлением, эмоционально богатого, с развитым миром потребностей. Это может быть дополнено такими суще­ственными характеристиками, как: приверженность на­циональной культуре, традициям, образу жизни своего на­рода (этнокультурная идентификация), стимулирующей стабильность социокультурной ситуации; это открытость другим культурам, но не на уровне слепого подражания или рабского поклонения и восторга, копирования, а на уровне критически осмысленных культурных связей (как стремление к взаимообогащению, стремлении лучше понять свою культуру). Человек культуры – это самодостаточная, саморазвивающаяся, самоактуализированная лич­ность, имеющая основания в себе самой, в своей духовности, нравственности, совестливости, ответственности. ВНЕ развития обозначенных составляющих общее образова­ние является педагогической утопией.

Сегодняшняя задача школы — развитие «Я-концепции» и обретение личной и национальной (культурной) идентичности. Неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка, конформизм и пр.), как показывают исследования, возникнув, приводит К дальнейшим поведенческим наруше­ниям: снижение самоуважения, оптимизация конформис­тских реакций в трудных ситуациях, глубокие изменения восприятия, отсутствие творческого, непротиворечивого подхода к явлениям жизни, самому себе. Сейчас уже ста­новится ясно, что главная цель образования и воспитания — становление личности ученика. Отсюда вытекает глобальная задача обучения и воспитания — создание условий для полноценного развития личности учащегося, его самоактуализации.

Это обеспечивается за счет решения следующих конкретных задач: создания условий для удовлетворения ба­зовых потребностей учащегося в активности, информации и др., формирования у него чувства психологической за­щищенности; предоставления каждому учащемуся возмож­ности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности; формиро­вания в школе на уровне взаимоотношений «учитель-уче­ник», «ученик-ученик», «учитель-учитель» специфическо­го эмоционального поля взаимоотношений, обеспечиваю­щих любовь и уважение к личности каждого учащегося; создания условий максимально полного раскрытия лич­ности каждого учащегося, проявления и развития его ин­дивидуальности; обеспечения условий формирования вы­сокого уровня когнитивной сложности и интегрированности в процессе обучения; развитие творческих начал лич­ности. Художественная культура — это способность освоения и способность создания художественных ценно­стей, в основе ее — образное мышление, деятельность фантазии, единство чувства, вкусов, идеалов, деятельности. Художественное воспитание — это целенаправленно фор­мируемая потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей — искусства на уровне объекти­вации или субъективации. Человек культуры —• это раз­витая художественно-эстетическая потребность и способ­ность (творческое мышление, воссоздающее воображение, способность к ассоциациям и т.д.). А это вопросы образо­вания и воспитания, это — задача школы, которая един­ственная имеет дело не со схемой, моделью, а с живым человеком, пытаясь на него воздействовать. И образова-ние/образовывание человека культуры -т это такое раз­витие душевных сил и способностей, которое универсаль­но для всех в условиях конкретной цивилизации. Оно должно быть базовым в своей основе, истоках развития мышления, эмоций и веры; интегративным, дающим не ме­ханический свод сведений о преподаваемых предметах, но систему знаний, чувств, убеждение; адаптивным, дающем возможность выпускнику школы найти свое место в жиз­ни в условиях борьбы за выживание, т.е. сделать орга­ничными, естественными для человека три фундаменталь­ные нормы: «Другой — это ты», «Не делай другому то, что не желаешь самому себе»V«Совершенствуйся», ибо че­ловек культуры — это человек действия, направленного, прежде всего, на самого себя.

 

1.2. Эстетическое и художественное

 

Анализ изучения проблемы художественного и эсте­тического показывает их онтологическую близость. Близость художественного и эстетического, несмотря на оче­видную несводимость, составляет проблему их дифферен­циации. В то же вре&я надо отметить, что неразработанность проблемы художественного и эстетического проявляется уже в том, что очень часто в научной литературе понятия «ху­дожественное» и «эстетическое» выступают как синонимы, не различаются. Есть попытки иерархического подчине­ния одного другому, когда художественная потребность выступает как структурный компонент эстетической по­требности (М.А. Верб, О.А, Казанский и др.). Е.С. Акопдэканян • И.А. Джидарьян вообще не выделяют художествен­ной потребности, хотя обе исследовательницы много пи­шут о «потребности в искусстве». Интересно отметить», что в «Кратком словаре по эстетике» под редакцией М.<1СОв-сянникова мы не найдем статью «художественная потреб­ность» и «художественное», хотя в этом единственном пока у нас в стране издании подобного рода очень много говорится об искусстве и художественном; В тоже время по­нятие «художественность» выражает степень эстетического совершенства художественного произведения, что актуально для проблемы массовой культуры, когда мы сталкиваемся с антиномиями (на основе допущения слиш­ком широкого или примитивного толкования художествен­ного образа) различного порядка: культура — массовая, культура; искусство — псевдоискусство; просвещение — бегство от истины; воспитание — порча душ; общение — одиночество; проникновение в Сущность — примитивизм; духовность — бездуховность; мораль — конформизм, двой­ная мораль, антимораль и т.д* Это то, о чем говорил Эйзенштейн: один видит лужу под ногами, другой —целый звездный мир в ней...

Все существующие подходы к решению проблемы: со­отношения эстетического и художественного можно свес­ти к следующему:

Эстетическое тождественно художественному, данные термины синонимичны.

Эстетическое и художественное совершенно не со­пряжены друг с другом, существуют как параллельные феномены с иерархической связью (М.А. Верб, О.А. Ка­занский и др.)

Эстетическое шире художественного, т.е. относится ко всему окружающему миру, тогда как художественное относится только к искусству.

С одной стороны, эстетическое шире художественно­го, так как относится Ко всему Жизненному содержанию; с другой — художественное шире эстетического, то есть по своему содержанию является социально-конкретной формой выражения эмоций, а художественное произведе­ние, кроме наслаждения, доставляет еще и так называемое «жизненное содержание». Иначе говоря, в художествен­ном больше социума, чем в эстетическом (красивая галь­ка, ракушка и т.п. не несут никакой социальной, практи­чески ценной и полезной информации, они просто краси­вы сами по себе, услаждают наш взор и наши чувства восприятием гармонии, соразмерности...).

Нам думается, что сложность этой проблемы состоит в Том, что оба феномена"— эстетическое и художественное — взаимообуславливают друг друга, взаимовлияют друг на друга, взаймообогащаются и в реальной жизнедеятельнос­ти человека они нерасторжимы, одно не бывает без дру­гого. Взаимосвязь художественного и эстетического это диалектическое единство, вытекающее из универсаль­ного характера творческие преобразовательной (и себя и мира вокруг себя) деятельности человека. Если предме­том искусства является действительность (всякая, в том числе и ужасная, жалкая...), то в содержание его она вхо­дит посредством прекрасного, благодаря встрече с ним, ведь и художественное* и эстетическое — это формы со­вокупной культурно-духовной практики людей и так как культура есть способ бытия человека в мире, то, суще­ствуя в виде способов деятельности (любых: интеллек­туальных, моральных, духовных, волевых...) и формах об­щественного сознания, она, культура, отбирает образцы исходя из художественно-эстетических критериев, как ори­ентированности на гармонию Истины, Добра, Красоты... Говоря словами известного пушкиниста, в произведени­ях искусства «много страшного, но мир его совсем не страшен, а светел, потому что. в этом мире есть абсолют­ные ценности, и страшное не довлеет себе, а соотнесено с идеалом, живое присутствие которого мы ощущаем» (Не­помнящий В.).

Иначе говоря, художественное и эстетическое явле­ния однопорядковые, отличающиеся друг от друга по сте­пени, а не по сущности (А.Л. Казин). С другой стороны — эстетическое генетически старше (первичнее) художествен­ного, так как человек сначала эстетически отнесся к Миру, научившись воспринимать его красоту и гармонию через развитие органов чувств, а затем воспитал в себе потреб­ность и способность удивляться красоте мира, запечатле­вая ее в рисунке, звуке и проч. (это, момент удивления, и есть начало зарождения искусства и художественной по­требности, как отзывчивости на новое в попытке гармо­низировать мир вокруг себя и в самом себе). Прекрасное, как центральная категория эстетики, дальнейшее своё саморазвитие получает в двух направлениях: в природе и в искусстве, как замечал Гегель. Прекрасное в природе — это инобытие духа, то есть оно есть низшая форма красо­ты, мешающая его саморазвитию. Поэтому прекрасное нуж­дается в искусстве как форме бытия и саморазвития абсо­лютной идеи, и оно существует в искусстве как идеал. «Красота в искусстве стоит выше красоты в природе. Ибо красота в искусстве является красотой, порожденной и вновь порождаемой духом, и насколько дух и его произве­дение стоят выше природы и ее явлений, настолько же и красота в искусстве стоит выше красоты в природе.,В этом смысле прекрасное в природе является лишь отражением красоты, принадлежащей духу* является несовершенным, неполным видом красоты».

Иначе говоря, эстетическое в художественном — это совершеннейшая красота, близкая и понятная (или непонятная), постигаемая (или не постигаемая) и, главное, творимая человеческим духом. К слову сказать, одними из центральных категорий эстетики являются категории искусства («художественное», «художественный образ», «художник» и др.). Эстетическое в широком смысле есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее полно и явно выражаются признаки рода природных, социальных или духовных объектов бытия. Поэтому свойством эстетического обладает и художественное (искусство, художественный образ) в его гармонии (прекрасное, идеал) и дисгармонии (возвышенное, ужасное, уродливое» трагическое, низменное), так как и в одном и в другом отражается и выражается сущность данного рода бытия, более того, в отдельно взятом в снятом виде содержится и другая сторона: в «Эстетике безобразного» (1853 г.) К. Розенкранц исследует эстетически отрицательное на примере безобразного (как идеального, не имеющего самостоятельного эстетического значения), ив этом смысле замечательна его мысль: «...лишь в комбинации с прекрасным искусство позволяет быть безобразному».

Итак, онтологически эстетическое является бытием совершенного. Эстетическое есть результат духовно-прак­тической деятельности человека, его своеобразная «вто­рая природа», возникшая как органический сплав объек­тивного и субъективного, реального и ирреального, материального и идеального. При этом оно само имеет двоя­кое происхождение: с одной стороны, оно объективно и осваивается и преобразуется в практике (напр., прекрас­ное в природе и обществе), а с другой — оно есть объекти­вированный результат этой практики в образе эс­тетического идеала и в образе искусства). В результате этого слияния объективного (природного) и субъективно­го (духовного) возникает и функционирует совершенно новый феномен — ЭСТЕТИЧЕСКОЕ. У П.В. Копнина чи­таем: «Прекрасное не просто понятие й не природная вещь, а своеобразный синтез, возникший в Процессе художествен­ной деятельности человека». Эстетическое обнаруживает­ся не только в художественной деятельности (создание совершенного, гармонического, прекрасного), но и во вся­кой духовной и материальной деятельности человека (лю­бовно и искусно сделанная вещь не может быть неэстетич­ной...). И это существенная особенность эстетического — в нем обнаружены свойства объекта й реализованы, объек­тивированы возможности субъекта через духовно-практи­ческую деятельность. Это и есть реальное бытие совер­шенного. Как утверждает В.М. Жариков, эстетическое не может быть несовершенным, оно всегда совершенно, но это совершенное может быть и со знаком «минус»» то есть дисгармоническим. Следовательно, в гносеологическом плане эстетическое — это реальное бытие совершенного, оно связано с пониманием прекрасного и обнаруживается в двух сферах: сфере специфического проявления ценнос­тного отношения к миру; сфере художественной и эстети­ческой деятельности людей, как деятельности гармони­ческой.

Понятие «художественное» имеет отношение к ис­кусству, к оценкам произведений искусства, к деятельнос­ти художника, к восприятию искусства, творчеству (в лю­бой сфере деятельности) и т.д. Художественное как тако­вое оставляет в стороне эстетические явления, ценности, процессы, не обладающие художественным характеров (эс­тетические явления в природе, в поведении, в бытовой сфе­ре и т.д.), но когда эти явления становятся содержанием художественного произведения, они приобретают художе­ственный характер, как и любой художественный образ, который не формируется ВНЕ эстетического (эстетичес­ких Категорий). По-видимому, можно согласиться с авто­рами, Которые рассматривают «художественное» как при­лагательное от существительного «искусство» (А. Лосев, В. Шестаков). Художественное, как имеющее отношение к искусству, является видом эстетического, его степенью. Нет ни Одного художественного явления, которое не обла­дало бы эстетической природой: безобразное, безнравствен­ное искусство — это бессмыслица (в данном случае мы говорим именно об искусстве, а не об эрзад-искусстве, «мас­совой культуре», поп-арте и проч.). Прав А.Л* Казин, ког­да размышляет о том, что эстетическое не сводится к пре­красному, и художественное не сводится к эстетическому, включая в круг своих интересов и нейтральные, и отрица­тельные в эстетическом отношении предметы. Да и, с дру­гой стороны, природа искусства все-таки эстетическая. Но главное тут неизменно: центром, «точкой притяжения» эстетического является именно прекрасное, а искусство (подлинное искусство) стремиться к красоте как своему пределу.

Онтологически художественное есть отражение идеального бытия, художественное сознание отрывается от свое­го материального субстрата (рассказ о событии – не само событие...). Художественное – это поиски гармоничного, совершенного, идеального в актах творческой индиви­дуальной саморефлексии, воображении, фантазии (субъективация), конкретной творческой деятельности (объек­тивация)

В гносеологическом плане художественное есть попытка представить идеальное, отталкиваясь от сущего, создать «вторую природу», как отмечается в литературе. В этом смысле художественное есть ирреальное, относящееся к области вероятного. Художественное — это тип отраже­ния мира, тип контакта с ним, с другим, с самим собой на основе стремления к гармонии и переживания гармонии. В эстетическом (и эстетической культуре) художественно­му (искусству, художественной культуре) принадлежит особое место: оно своего рода эталон эстетического. Художественное отношение (искусство) — это синтез эстети­ческого отношения человека к действительности. Причем взаимосвязи и взаимозависимости здесь довольно много­образны: воздействие эстетического сознание на художе­ственное сознание в акте художественного творчества и со­творчества; эстетические особенности восприятие? искус­ства; роль художественного мышления в формировании творческого подхода в различных сферах человеческой деятельности и др., так как и эстетическое и художественное связаны прежде всего с чувственным освоением дей­ствительности, взаимообогащая друг друга: общение с ис­кусством как основой художественного, обогащает и раз­вивает эстетические чувства восприятия, сознание вкусы и др. И наоборот, эстетическая ориентация (чувства, вку­сы, идеалы, сознание) «оттачивает», «Шлифует» художе­ственные чувства (вкусы, идеалы, сознание). Связь здесь диалектическая и осуществляется она на индивидуаль­ном уровне (на уровне индивидуального сознания и само­сознания посредством рефлексии и саморефлексии;). Кро­ме того, человек в филогенезе научился сначала эстетичес­ки: относиться к миру и вычленять из него красоту, а затем стремление «остановить» эту красоту привело его к ис­кусству... (и с усложнением человека: его чувств, вкусов, восприятий, сознания, мышления... усложнялось, развива­лось и расширялось искусство).

Эстетическое, тем самым, генетически заложено в при­роде человека и в онтогенезе детерминирует развитие в человеке художественных потребностей и способностей. Это положение при его педагогическом осмыслении выво­дит на осмысление закономерности воспитательного про­цесса в рамках рассматриваемой нами проблемы: воспи­тание и развитие художественных потребностей школь­ников неосуществимо вне эстетического воспитания, вне развития эстетического сознания личности.,

Эстетические отношения человека к действительно­сти и эстетическая деятельность находят свое концент­рированное выражение именно в искусстве, в художе­ственной деятельности. В художественно-эстетической деятельности преобладает эмоционально-образное нача­ло, а ее функции состоят в формировании отношения че­ловека к действительности с точки зрения норм красоты и эстетического идеала как потребности человека в гар­монии, непротиворечивости, соразмерности. Все духовные человеческие начала функционируют в органическом един­стве. Да и эстетическая природа искусства, что признает­ся большинством теоретиков в области эстетики, делает связь эстетического и художественного (искусства) есте­ственной и закономерной.

 

1.3. Художественная и эстетическая потребность

 

Художественная и эстетическая потребность —это основа художественно-эстетического сознания личности, основная задача и предмет художественно-эстетического воспитания. Воспитанию художественной потребности посвящена специальная монография автора7, здесь же мы коснемся наиболее существенных вопросов потребности, ее природы, структуры, воспитания.

Художественная и эстетическая потребности относят­ся к потребностям высшего порядка, обозначаемых как духовные потребности.

Эстетическая потребность — это потребность гармо­низации всей жизни человека во всех ее ипостасях, это гармония внутреннего и внешнего мира человека на осно­ве постижения Добра и Красоты.

7Волынкин В.И. Художественная потребность и пути ее воспитания. — Астрахань, изд-во АГПУ, 2000.

Художественная потребность — это такая же психичес­кая потребность, как и любая другая, но имеющая свой специфический предмет — искусство. Художественная потреб­ность — это катарсис, это потребность в пиковых пережива­ниях и потребность "Творчества. В этом ее специфика. В то же время близость художественного и эстетического, несмотря на очевидную несводимость, составляет проблему их диффе­ренциации. Художественная потребность остается пока наименее изученной областью, для которой еще не разрабо­таны в достаточной степени теория и методика исследова­ния, Однако ясно, что соприкосновение с миром искусства требует адекватных восприятия, способов, средств его по­требления, ибо искусством пронизана вся жизнь современ­ного человека, с искусством проходила и история становле­ния человека духовного.

Однр из интереснейших явлений* связанных с проблемой художественного творчества — огромная протя­женность во времени и пространстве. Мы знаем народы, которые до последнего времени не имели письменности, в мире и сейчас существуют племена в стадии варварства. Ученым известны народы и в прошлом, и сейчас, у кото­рых нет денег, нет семей, похожих на наши.

Но народов, у которых нет искусства или не было, наука не знает.

Открытие нарисованных бизонов в пещере Альтамира (испанская провинция Саитандер) потрясло весь мир. За­тем подобные находки во Франции. Возраст самых ранних найденных росписей, рельефов, скульптур опреде­ляется примерно в 40 тыс. лет, а самых поздних — 8-10 тыс. лет. Выходит, это творчество продолжалось 300 сто­летий!.. Как же мог пещерный, дикий, первобытный чело­век, не знающий письменности, владеющий примитивны­ми орудиями труда, пока еще не обладавший чистой ре­чью, создавать художественные шедевры, восхищавшие мно­гих великих мастеров искусства (признано, что многие художественные произведения древнейших времен действи­тельно совершенны!)?! С проблемой происхождения ис­кусства связан вопрос исторического генезиса художествен­ной и эстетической потребности. Искусство возникло как потребность реализации определенных функций. Одна из функций — функция общения. Художественная и эстети­ческая потребности, как духовные (неутилитарные) по­требности своей базой имели утилитарные потребности, утилитарную трудовую деятельность, которая позволила человеку развить глаз (видеть симметрию, форму, размер предмета, соотношения частей, цвет...), ухо (слышать зву­ки окружающего мира в их тональном и ритмическом многообразии и своеобразии), руку (как способность к тонг кой моторике), весь сенсорный аппарат, наконец, самое глав­ное, — чувства. Это — предпосылка возникновения худо­жественной, потребности и способности, на основе кото­рых возникла художественная деятельность (как духов­ная деятельность) и искусство (как ее предмет) в ее связи с другими видами человеческой деятельности, а начало этой связи — в синкретичности первобытной культуры,

где в нераечлёненном единстве выступает труд, познание, оценка, общение, игра; воспитание, отношения и еще не вычлененные виды искусства: музыка, танец, инсцениров­ка, изображение, орнамент8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: