Программы дошкольных образовательных учреждений 13 глава




Труд. Наблюдать вместе с детьми за работой взрос­лых: дворник убирает улицу, няня приводит в порядок комнату, аккуратно расставляет вещи, и комната стано­вится' уютной и красивой; приобщать детей к помощи взрослым при сервировке стола; учить сЪблюдать чистоту и порядок в игровом уголке, групповой комнате, спальне, во всем детском садике, на групповой площадке.

Природа. Во время прогулок в любое время года учить замечать красоту и разнообразие природы: зелень листвы, шум ветра, пение птиц, белизну снега, сверкание льдийок; солнечное тепло и т.д. Учить различать породы деревьев и кустарников (растущих на участке), форму и цвет лис­тьев, строение дерева; учить видеть расположение предме­тов в пространстве, прислушиваться и различать звуки окружающего мира.

В этом плане можно на прогулках, в группе выполнять несложное упражнение, которое многофункциональ­но: и на релаксацию, и на развитие внимания и фанта­зии: «Дети, закроем глаза, сядем поудобнее, расслабимся, представьте, что вы лежите на пляже, на солнышке, заго­раете и ни о чем не думаете. А теперь внимание: слуша­ем звуки/» Через несколько минут обменяйтесь впечат­лениями: «Кто что услышал?» и пообсуждайте это.

Учить любоваться пластичными движениями животных, которых можно наблюдать на прогулке (кошки, собаки, птицы), замечать характерные признаки времен года, следить за Порядком и чистотой в уголке природы и на территории детского сада; замечать, что после уборки становится чище, красивее, уютнее, теплее; педагог должен проявлять выдумку сам и побуждать детей творить, создавая узоры из камушков, на песке, листьев, цветов, а при наличии снега — и постройки из снега (снеговик, снегурочка, ледяная горка и т.д.). :

Жизнь в группе. Пробуждать интерес к происходяще­му & группе, во время прогулок, создавать дружный кол­лектив, учите детей быть внимательными друг к другу, быть готовыми придти на помощь друг другу, уважать друг друга и взрослых, видеть красивое в человеческих поступках и взаимоотношениях; постоянно с помощью детей поддерживать чистоту в групповой комнате, в спаль­не, в раздевалке, учить отрицательно реагировать на бес­порядок;, создавать атмосферу общей радости и захва­ченное™, готовясь к празднику, пусть каждый принимает посильное участие в украшении групповой комнаты к нему, учить детей взаимодействовать в процессе совмест­ной деятельности (любой: на йрогулке, в игре, драматиза­ции, на занятии).

Занятия по видам художественной деятельности. Организовывать слушание музыки (музыка может быть фоном во время детских игр, самостоятельных занятий — тихая, спокойная...), читать детям стихи, сказки, рассказы писателей (особенно, Л.Н. Толстого), учить рассматривать репродукции, иллюстрации, картинки в книгах, видеть смысл изображаемого, характер героев, учить восприни­мать произведения искусства с точки зрения изобрази­тельно-выразительных средств: что изображено, о чем рас­сказывается, как изображено (язык), какое настроение вы­зывает, почему и т.д.); формировать потребность в само­стоятельном художественном творчестве (рисование, лепка, танец, чтение стихов и Т.Д.; развивать творческие способности детей;

Художественная самостоятельная деятельность и раз­влечения. Слушание песен, музыки, хороводы, пляски, рас­крашивание картинок, свободное рисование, пересказыва­ние знакомых сказок, загадки, шарады, организация в груп­пе театра (по возможностям и увлечениям воспитателя, педагога — теневой, кукольный, пальчиковый, драматиза­ция и др.): дети с^ удовольствием и увлечение будут уча­ствовать в нем, а сколько эмоций вы подарите своим воспи­танникам в процессе работы над маленькими спектаклями, сценками, как поможете детям развивать свои творческие способности и лучше понять и познать себя! Воспитывать внимательного и увлеченного слушателя, зрителя, деятеля. Для детей 5-6 лет

Игра. Помогать ребенку самостоятельно придумать сю­жет для игры, проявить себя в определенной роли, подавать реплики, действовать в роли того или иного персонажа; учить использовать полученные на занятиях сведения, знания, информацию, умения — спеть песню, прочитать стихотво­рение, рассказать сказку, применить свой рисунок, лепку, другое изделие; продолжать показывать игры со строи­тельными материалами (конструирование), укладывая их симметрично, по форме, по цвету, проявлять выдумку, при­думывая что-то свое и т.д.; учите цроявляТь наблюдатель­ность, выполняя работы по образцам картинок (мозаика или подобные ей), узнавать и называть геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), схожие с ними по форме предметы, сравнивать их по величине, окраске, про­порциям (высокий, низкий, широкий, узкий); различать по высоте взятые последовательно два звука на рояле или кси­лофоне, различать и сопоставлять звучание разных элемен­тарных музыкальных инструментов, различать музыкаль­ные произведения (Ясанры); проявлять сообразительность в процессе словесных игр; воспроизводить интонации, воп­роса, просьбы, согласия и т.д., учите аккуратно обращаться 6 игрушками, материалами, книгами.

Быт. Продолжать учить здороваться со всеми, прихо­дя в детский сад; спрашивать разрешения, уходя домой; говорить «до свидания», «спасибо» й т.д.; разговаривать негромко, внимательно слушать воспитателей, товарищей; извиняться* если поступил неправильно, быть вежливым и предупредительным: не толкаться, соблюдать порядок в группе, убирать игрушки; на прогулке не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не сорить; за столом сидеть спо­койно, не делать лишних движений, есть не спеша, уверен­но пользоваться ложкой и вилкой; в спальне вести себя тихо, не мешать другим; следить за тем, чтобы внешний вид всегда был опрятным, чтобы лицо и руки были чисты­ми, самостоятельно мыть их мылом, не разбрызгивая воду, вытирать досуха; обращаться за помощью, если что-ни­будь порвалось, запачкалось; уметь раздеться и одеться, аккуратно складывая одежду так, чтобы она не помялась.

Труд. Продолжать воспитывать интерес к работе взрос­лых, умение самостоятельно сервировать стол к обеду, завтраку, ужину; после игры собирать игрушки, раскла­дывать их по местам; поддерживать порядок в группо­вой комнате, игровом уголке, у себядома, на улице, пони­мая, что это красиво; можно организовать мастерскую для книг и «лечить» их (аккуратно склеивать порван­ные страницы, делать новый переплет и т.д.); учить сле­дить за чистотой на участке, собирать бумажки, мусор, сухие ветки, листья, счищать снег, понимая, что от этого участок станет красивее.


 

Природа. Учить видеть красоту природы, радоваться ей, замечать изменения в природе, характеристики приро­ды, запахи и красоту звуков природы; учить отличать и сопоставлять форму цветов, листьев, деревьев, наблюдать разнообразные движения: собак, кошек, рыб, птиц, обита­телей живого уголка; продолжать учить замечать смену времен года в природе; следить за порядком и чистотой в уголке природы, различать растения, сравнивать их по внешнему виду, ухаживать за ними, интересоваться их ростом и развитием; учить задавать вопросы о природе.

Жизнь в группе. Учить гордиться своей группой, сади­ком, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми; рассказывать о нашей стране, о националь­ностях, национальной одежде, читаем национальные сказ­ки; учить замечать красоту убранства групповых комнат, самим создавать красоту в группе, дружно и организованно действовать на занятиях; следить, чтобы все было акку­ратно и красиво; отрицательно относиться к беспорядку; помогать взрослым в оформлении помещения к празднич­ным дням, групповым дням рождения, радоваться за име­нинников и готовить им своими руками подарки; учим на занятиях умению внимательно слушать музыку, стихи, рас­сказы, рассматривать иллюстрации, картины; выслушивать мнение товарища, не перебивая его, делиться своими впечатлениями; рассматривая рисунки, репродукции, апплика­ции, оценивать и5с качество; узнавать материал и технику изготовления, различать уже знакомые произведения, выде­лять из них наиболее понравившиеся и уметь ответить «почему?»; учить понимать, что некоторые явления, собы­тия могут быть переданы средствами искусства (сказки, песни, картины); учить отличать некоторые выразитель­ные й изобразительные средства (язык искусства) при пе­редаче характера, настроения различных художественных произведений, помогать эмоционально откликаться на их содержание; воспитывать и поддерживать проявление ин­тереса к занятиям различными видами искусства, стремле­ние усвоить определенные навыки, точно выполнить не­сложные задания воспитателя; учить правильно представ­лять и понимать содержание занятия (что делаем? зачем делаем? что для этого нам надо? и т.д.), развивать музы­кальный и поэтический слух (интонирование, высокое и низкое регистровое звучание, выразительная передача ин­тонации в стихах), развивать у детей чувство ритма: вос­производить ритмический рисунок, пытаться отметить мет­рические ударения; чувствовать и передавать ритм стиха, правильно чередовать в определенном ритме простые узоры декоративного рисования; ритмично двигаться под музыку, чувствовать и различать музыкальную, стихотворную и про­заическую форму; учить понимать соотношение предметов в лепке, конструировании, рисовании, расположение дета­лей в рисунках, аппликациях; учить оценивать художе­ственное произведение, продукт собственного творчества, свои товарищей; стимулировать желание самостоятельно испол­нить определенную роль в игре, драматизации и музыкаль­но-сюжетной игре; учить выделять главное в картине, му­зыкальном и литературном произведении — тему* образ персонажей, изобразительно-выразительные средства (язык).

Художественная самостоятельная деятельность и раз­влечения. Стимулировать йселание цослушать любую пес­ню, инструментальную пьесу, сказку, рассказ, стихотворе­ние, пользоваться музыкальными игрушками, инициативу в организации концерта: петь, танцевать, читать стихи, водить хороводы; учить вспоминать содержание книги, по рассматриваемым картинкам рассказывать друг другу ма­ленькие сказки, рассказы; пользоваться по выбору каран­дашами, красками; активно участвовать в музыкальных и словесных дидактических играх, играть в настольные игры, учить различать цвет, форму, композицию; доброже­лательно относиться к работам, выступлениям других де­тей; поощрять проявление самостоятельности и находчи­вости в играх, инициативу и самостоятельность в различ­ных развлечениях; учить изображать игровые персонажи, четко показывая их характерные черты; в индивидуаль­ных выступлениях выразительно петь, танцевать, читать стихи; принимать посильное участие в обсуждении Того, что делается занятиях, в играх.

Для детей 6-7 лет

Игра. Учить и стимулировать самостоятельно приду­мывать сюжет игры, намечая его последовательное разви­тие, придумывание сказки (можно при этом использовать карточки Проппа), самостоятельно провести необходимую подготовку, распределить роли; правильно использовать ха­рактерные особенности игрушек в ситуациях, движениях, репликах;_ выразительно исполнять роли; использовать в игре умения, полученные на художественных занятиях; учить и стимулировать проявление инициативы и выдум­ки в играх со строительными материалами (планировать постройку, красиво сочетать в ней форму, линии, цвет; уметь оценивать качество своей постройки и постройки своих товарищей; отмечая, что именно им удалось хорошо сде­лать; учить узнавать и сопоставлять более тонкие цвето­вые оттенки, формы, пропорции, расположение предметов в пространстве и приводить примеры из жизни, где это встречается; используя зрительную память, проявляя на­блюдательность в играх, учить раскладывать разрозненные иллюстрации в определенном порядке, соответствующем раз­витию сюжета сказки, рассказа), по отдельным фрагментам узнавать всю иллюстрацию (рисунок), по многим мелким частям сложить весь рисунок, узор, композицию (типа паззл); вырабатывать знание особенностей звучания различных музыкальных инструментов и учиться узнавать их при вое* произведении; развиваем умение определять высокие и низ­кие музыкальные звуки и звуки вокруг нас, различать силу звучания; стимулировать проявление сообразительности в словесных играх, умение самостоятельно придумать не­большой рассказ, сказку^ а также продолжить или закон­чить рассказ, начатый воспитателем; угадать рифму; за­помнить и повторить интонацию вопроса, ответа, удивле­ния; во Время прогулки учить правильно ориентироваться во времени и пространстве, проявлять инициативу, наход­чивость в выкладывании камешков, рисунков на песке и т.д.; на физкультурных занятиях развивать ловкость, точ­ность, выразительность и красоту движений, сочетать дви­жения с пением, ритмом, грацией.

Быт. Учиться быть вежливым: без напоминания здо­роваться, прощаться, благодарить, извиняться; воспиты­вать привычку вежливого, спокойного, негромкого разго­вора, не размахивать руками, не вмешиваться в разговор старших; приветствовать входящих в комнату взрослых, помогать друг другу одеваться и раздеваться; уступать дорогу старшим; не шуметь в труппе, не разбрасывать вещи, убирать за собой игрушки; соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада, в группе, спальном помещении, живом уголке и т.д.; учить во время еды сидеть прямо, не вертеться, не класть локти на стол; поддерживать опрятный и привле­кательный внешний вид; самим следить за собственной ги­гиеной, уметь одеваться и раздеваться без помощи взрослых, складывая одежду на место, в определенном порядке; знать, что красиво то, что чисто и аккуратно.

Труд. Учиться воспринимать труд как радость, отме­чать красоту коллективного труда при выполнении како­го-либо задания (дружно убирать на территории — резуль­тат: как стало чисто и красиво, и в. этом есть заслуга каж­дого!); уметь самостоятельно красиво готовить стол к завтраку, обеду, ужину, дома помогать взрослым; следить, что­бы игрушки и пособий для занятий были всегда в чистоте и порядке; красиво оформлять свои работы, уметь подбирать цвета и их оттенки при творческой работе на заняти­ях; стимулировать инициативу и желание детей самостоя­тельно делать игрушки на елку, поделки в подарок маме, младшим детям, продумать их форму, цвет, композицию.

Природа. Продолжать наблюдать и отмечать красоту природы (на прогулке, читая рассказы писателей о приро­де, рассматривая картины художников...), учить замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные ка­мушки в аквариуме и т. д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега и т.д.; учить отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, деревь­ев, кустарников, замечать относительную величину и ок­раску, формы предметов, расположение их в пространстве, воспринимать красоту звуков в природе, различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать, как преображается природа в результате труда человека, со­ставлять устные рассказы о природе, рисовать на темы природы, ухаживать за животными в живом уголке; учимся подбирать природный материал для поделок на занятиях, проявлять творческое воображение при их создании, уме­ло сочетая материал, цвет, форму, проявлять творческую фантазию и самостоятельность, составляя букеты цветов, оформляя аквариум; наблюдать явления природы во время прогулки и обсуждать их, придумывать, как можно использовать различный природный материал для поде­лок, самостоятельно устраивать уголки природы, ухажи­вать за растениями в группе.

Жизнь в группе. Учиться испытывать дружеские чув­ства друг к другу, устраивать Праздники дружбы, Дни име­нинника, стремиться участвовать в выступлении (индиви­дуально и в группе) на различных утренниках, делая то, что умеем и хотим (читать стихи, петь, танцевать), вместе со взрослыми украшать детский сад и группу к различным праздникам; делиться впечатлениями о них с родителями и товарищами; учиться отмечать красоту поступков, пове­дения (скромность, смелость, организованность, честность, отсутствие грубости, жадности) и быть внимательным к своим товарищам; учиться уважать друг друга, понимать ДРУГ друга; соблюдать режим дня в детском саду, все пра­вила поведения; видеть проявление красивого везде и во всем; на физкультурных занятиях соблюдать четкость, орга­низованность и стройность построений, отмечать красоту движений, аккуратно пользоваться игровым инвентарем.

Занятия по видам художественной деятельности. Учиться быть внимательными и активными, слушая му­зыку, сказки, рассказы, рассматривая картины, сопережи­вал героям, эмоционально воспринимать содержание ху­дожественного Произведения; улавливать связь между со­державшем и изобразительно-выразительными средства­ми, узнавать знакомые произведения, запоминать новые, сравнивать их с ранее исполнявшимися; развивать по­требность охотно заниматься всеми видами художествен­ной деятельности, поощрять занятие любимым видом худо­жественно-творческой деятельности,, учить точно и акку­ратно выполнять задания на занятиях; учить правильно реагировать на оценки и сравнение рисунков, исполнения песен и стихов; учиться доводить свой замысел на твор­ческих занятиях до конца; знать, что нужно для того, чтобы песня была хорошо спета, рисунок хорошо нарисо­ван, стихотворение выразительно прочитано; на музыкаль­но-ритмических занятиях с детьми следить за правильностью осанки, стремлением точно выполнять движения, свя­занные с ориентировкой в пространстве; учить усваивать технические навыки в лепке, рисовании, аппликаций, конструировании и т.д.; применять слуховые навыки: чисто интонировать, определять, правильно ли спета песня, раз­личать высокие и низкие звуки; регулировать силу звуча­ния, смену темпов в пении, чтении стихов; проявлять чув­ство ритма, точно воспроизводить ритмический рисунок, передавать отдельные, повторяющиеся его элементы, заме­чать ритмические особенности поэзии, находить симмет­рию в декоративном конструировании; стремиться выпол­нять любое творческое задание грамотно, в определенной последовательности; чувствовать и отличать форму музы­кального, поэтического произведения, видеть его строение; учить проявлять творческое воображение при пересказе сказок, песен, игр, картин, передаче различных образов в играх, следить за яркими оборотами речи, выразительны­ми интонациями и подраясать им, учиться использовать в речи образные выражения из песен, рассказов, сказок, дру­гих литературных текстов; учиться давать оценки отдель­ным'произведениям искусства, отмечая при этом наиболее яркие изобразительно-выразительные средства (как это сделано? как добился художник того или иного впечатле­ния? и т.д.), учиться оценивать собственное исполнение, поделку, рисунок.

Художественная самостоятельная деятельность и раз­влечения. Учить опреднлять различные виды зрелищного искусства (кино, театр, цирк и др.), интересоваться ими; понимать общее содержание, узнавать и запоминать испол­ненные песни, стихи, движения; слушать в группе люби­мые произведения (музыкальные, литературные); подбирать по слуху знакомую мелодию на элементарных музыкаль­ных инструментах, раскрашивать, вырезать, наклеивать, ре­зать; играть в музыкальные, словесные и дидактические игры; вспоминать и читать стихи, рассказы, сказки, обсуж­дать их содержание; поощрять творческую инициативу и организаторские способности, участвовать в организа­ции спектаклей, праздников в группе и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: