Организационные аспекты реализации практики




ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

Наименование практики

Система наставничества – перспективная технология передачи знаний и умений в рамках дуального обучения.

Аннотация

Практика представляет опыт дуальной формы обучения с применением инструмента наставничества на всех этапах реализации образовательных программ.

В описании практики приведены: организационные аспекты реализации; перечень регламентирующих документов; функции, порядок подготовки и оценки наставников.

Практика может быть интересна как работодателям, заинтересованным в адресной подготовке специалистов так и образовательным организациям среднего профессионального образования.

Место реализации практики

ГПОУ ЯО Даниловский политехнический колледж. Адрес: 152070, Ярославская область, г. Данилов, ул. Володарского, д. 83. Контактное лицо: заместитель директора по учебной работе Колодина Елена Владимировна, т. 8(48538)52880, эл. почта: dantexn@yandex.ru

Актуальность

Подготовка современных высококвалифицированных специалистов невозможна в отрыве от реального производства, без практической возможности осваивать оборудованиеи технологии, с которыми будущий работник столкнётся на предприятии по окончании колледжа.

Дуальное обучение - это эффективная и очень востребованная практико-ориентированная форма подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Основой дуального обучения является совмещение теоретической подготовки студентов на базе профессиональных образовательных организаций и получения практических навыков непосредственно на предприятии.

В то же время, дуальное обучение, усиленное инструментом наставничества, используемого на всех этапах реализации образовательной программы, начиная от разработки профессиональных модулей, практических заданий и оценочных средств и заканчивая производственной практикой студентов – это уникальный подход к профессиональной подготовке.

Наставники, их практический опыт и высокое мастерство играют исключительную роль в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся.

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

В настоящее время в рамках регионального проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» между ГПОУ ЯО Даниловским политехническим колледжем и Северной дирекцией моторвагонного подвижного состава - структурным подразделением Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» заключён договор о дуальном бучении.

Таким образом, описываемая практика является актуальнойдля работодателей и образовательных организаций среднего профессионального образования, а ее результаты значимы для позитивных изменений в региональной системе среднего профессионального образования, создания и развития современной системы подготовки кадров на основе взаимодействия рынка труда и профессионального образования.

Цели и задачи практики

Цель – повышение востребованности выпускников колледжа в системе дуального обучения с использованием инструментов наставничества на всех этапах разработки и реализации образовательных программ.

Основные задачи:

¾ формирование устойчивых алгоритмов деятельности наставников на всех этапах образовательного процесса;

¾ создание организационно-методического обеспечения по формированию и реализации системы наставничества;

¾ формирование «Реестра наставников.

Средства и способы реализации практики

Организационные аспекты реализации практики

Реализация практики основана на тесном партнерском взаимодействии колледжа и производственного предприятия.

Субъектами практики со стороны образовательной организацииявляются:

¾ руководители образовательных программ;

¾ преподаватели и мастера производственного обучения;

¾ студенты.

со стороны предприятия-партнера:

¾ руководители структурных подразделений;

¾ наставники.

Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) осуществляется рабочей группой, включающей педагогических работников колледжа и специалистов предприятия.

На первом этапе разработки ОПОП, задачей образовательной организации является обеспечение соответствия ОПОП:

¾ требованиям ФГОС к осваиваемым компетенциям, умениям и знаниям, приобретаемому практическому опыту;

¾ современным требованиям рынка труда (на основе запроса работодателя определяется профессия или группа профессий рабочих (из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО);

¾ возможностям образовательной организации.

На следующем этапе – образовательная организацияи наставник от предприятия-партнера решают совместную задачу распределения часов и содержательного наполнения вариативной части ОПОП, в части практического опыта, умений и знаний, на основе требований профессиональных стандартов и профессиональных потребностей предприятия-партнера. В случае с нашей практикой, выявленный дефицит часов на профессиональную составляющую - производственную и учебную практику, был устранен за счет вариативной части ОПОП.

На этапе разработки программ профессиональных модулей задачей колледжа и наставника является формирование содержания междисциплинарных курсов и практикидля максимального приближения программы к условиям будущей профессиональной деятельности. Оценочные средства для промежуточной и итоговой аттестации утверждаются по согласованию с представителем работодателя.

Организация проведения промежуточной и итоговой аттестации осуществляется совместно с предприятием-партнером. Особенностью промежуточной аттестации является то, что студенты выполняют практические задания непосредственно на рабочих постах предприятия, работу оценивает мастер участка, руководитель или заместитель руководителя структурного подразделения в присутствии наставника и мастера (преподавателя) колледжа.

Темы выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) определяет наставник, руководствуясь их актуальностьюдляконкретного производственного участка, на котором обучающийся будет проходить преддипломную практику. Дипломный проект ориентирован на решение конкретной производственной задачи. Критерии оценки ВКР обсуждаются и согласовываются с председателем комиссии государственной итоговой аттестации - руководителем одного из подразделений предприятия - партнера.

В рамках описываемой практики, на базе моторвагонного депо «Данилов» создана лаборатория технического обслуживания и ремонта подвижного состава, в которой проводятся лабораторные работы и практические занятия. Практические занятия на повышенном (олимпиадном) уровне проводятся на рабочих местах под руководством наставников, обладающих достаточной профессиональной компетенцией для профессиональной подготовки обучающихся к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» WSR Ярославской области (компетенция «Управление железнодорожным транспортом»).

В соответствии с Положением о наставничестве, принятом в ОАО «РЖД», определены следующие этапы процесса наставничества на предприятии:

1. Этап «Отбор претендентов на роль наставников и назначение работника наставником».

Критерии отбора наставников:

¾ уровень квалификации, соответствующий задачам практики;

¾ способность и готовность делиться своим опытом профессиональной деятельности;

¾ знания особенностей и специфики будущей работы практиканта;

¾ наличие коммуникативных навыков;

¾ стаж деятельности по профессии (специальности) не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данной профессии (специальности) на данном предприятии.

Назначение работника наставником осуществляется приказом руководителя предприятия.

2. Этап «Обучение наставка».

Наставник проходит стажировку по профилю реализуемой ОПОП (основы педагогики и психологии) в ГАОУ ЯО «Институт развития образования» согласно дорожной карте по реализации проекта в Ярославской области. В процессе стажировки наставник расширяет представления о технологиях обучения, развивает навыки управления группой обучающихся, осваивает психолого-педагогические основы производственного обучения.

3. Этап «Процедура наставничества».

За одним наставником закрепляется от одного до трех практикантов.Наставник совместно с руководителем практики от образовательной организации разрабатывает индивидуальный план работы практиканта на период прохождения учебной или производственной практики на предприятии, с учетом содержания образовательной программы, в котором указываются мероприятия по освоению необходимых компетенций и сроки их исполнения. В зависимости от производственных условий руководитель подразделения может принять решение о периодическом освобождении на определенное время наставника и практиканта от выполнения непосредственных должностных обязанностей для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по индивидуальному плану практиканта. По завершению исполнения индивидуального плана наставник составляет отзыв о работе практиканта и о достигнутых результатах. Отзыв подписывается наставником и руководителем подразделения предприятия, в котором проходил учебную или производственную практику практикант. Отчет по практике и оригинал отзыва представляется практикантом в колледж, а его копия в структурное подразделение предприятия, отвечающее за работу с персоналом.

В целях повышения эффективности наставничества, оказания организационной помощи наставнику, от колледжа назначается лицо, ответственное за реализацию наставничества с закрепленной группой студентов, из числа преподавателей и мастеров производственного обучения по специальности практиканта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: