Аудиторная работа студентов.




Класс Насекомые (Insecta): вши (Anoplura), блохи (Aphaniptera), клопы (Hemiptera) – возбудители и переносчики заболеваний человека.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Общая характеристика класса Насекомые, классификация.

2. Строение, жизненный цикл, эпидемиологическое значение вшей, паразитирующих на человеке.

3. Строение и жизненный цикл блох. Эпидемиологическое значение блохи человеческой.

4. Морфология представителей отряда клопы. Представители и их медицинское значение.

5. Назовите прогрессивные черты в строении нервной системы насекомых. В каких еще системах наблюдается морфофизиологический прогресс?

6. Какие эпидемиологические группы можно выделить в классе Насекомые?

7. Дать определение эпидемиологической группы Бытовые насекомые.

8. Переносчиками каких заболеваний являются вши рода Pediculus? Как они заселяют их возбудителей человеку?

9. Какие заболевания переносят блохи? Расшифруйте механизм передачи блохами возбудителя чумы.

10. Какой вред человеку приносят клопы; тараканы; комнатная муха?

11. Перечислите наиболее популярные меры борьбы с блохами; тараканами.

12. Что такое педикулез и колтун?

13. Особенности яйцекладки у вшей, их плодовитость и продолжительность предимагинального развития.

14. Где откладывают яйца блохи? Чем питаются личинки блох? Повышенной чувствительностью к какому фактору они обладают?

 

Аудиторная работа студентов.

1. Рассмотреть под микроскопом, нарисовать и обозначить строение самца головной вши (Pediculus humanus capitis).

  1._______голова_________________________ 2. ___________ротовой конус 3. ____усики____________________________ 4. ___глаза _____________________________ 5. _____грудь ___________________________ 6. ____брюшко ____________________________  

 

 

2. Обозначить схему жизненного цикла головной вши (Pediculus humanus capitis).

  1._________яйца 2. ___нимфа первой стадии 3. _____нимфа второй стадии 4. ___нимфа третий стадии 5. ___зрелая мужская особь 6. __зрелая женская особь

3. Рассмотреть под микроскопом и обозначить строение лобковой вши (Phthirus pubis).

  1.__голова______________________________ 2. _ходильные конечности 3. _брюшко____________________________ 4. _пальцевидные боковые выросты 5. _винтообразно закрученные коготки

 

4. Рассмотреть под микроскопом, нарисовать и обозначить строение блохи человеческой

(Pulex irritans).

1._голова_________________________________ 2. грудь__________________________________ 3.брюшко_________________________________ 4.гребень 5. _ротовой аппарат 6. _лапка_________________________________ 7. _лапка_________________________________ 8. _лапка_________________________________ 9._коготки_________________________________ 10. _пигидий ________________________________

 

5. Рассмотреть под микроскопом, нарисовать и обозначить строение Клопа пастельного (Cimex lectularius)

 

1.____антенна________________________ 2.голова______________________________ 3. _хоботок 4. __простренум 5. __крылья________________________________ 6. брюшко___________________________ 7. _конечности _________________________________  

 

 

6. Решить ситуационные задачи.

6.1. У нескольких детей перед отправкой их в летний лагерь отдыха на волосистой части головы обнаружены насекомые темного цвета, с выраженными вырезками по бокам брюшка. Дети жалуются на зуд в области головы, нарушение сна. У одного из детей (мальчика 9 лет из неблагополучной семьи) в области затылка волосы имеют свалявшийся вид, на отдельных волосинках видны светлые мелкие овальные образования.

а) Какое заключение можно сделать на основании этих данных?

б) Можно ли этих детей отправлять в лагерь отдыха?

в) Какое эпидемиологическое значение имеют насекомые, обнаруженные у детей?

г) Написать их систематическое положение по латыни.

1.

а) У детей педикулез

б)нет, пока дети не будут здоровы отправлять их в лагерь нельзя

в) головная вошь является переносчиком возвратного тифа, который моет спровоцировать развитие эпидемии

г) царство Zoa

тип Arthropoda

класс Insécta

отряд Phthiraptera

семейство Pediculidae

род Pediculus

вид Pediculus humanus capitis

 

 

6.2. Студенты заселили новое общежитие, в котором отсутствовал буфет. Вначале тараканов в общежитии не было, но через несколько месяцев появились рыжие тараканы - пруссаки. Через год численность их ста­ла высокой. Объяснить причину роста численности с точки зрения биологии тараканов.

 

Тараканы обитают там, где есть источник питания (хлеб, мясо итд) Они нередко питаются нечистотами и выделениями человека (мокрота, фекалии) Как только в общежитие заехали студенты, были воссозданы все условия жизни тараканов, поэтому их численность и стала увеличиваться

 

 

6.3. Врач, вызванный к больному ребенку, обнаружил у него на коже папулы розового цвета, которые при надавливании исчезали. Ребенок беспокоен, плаксив, температура тела 37ºC. При детальном осмотре врач исключил инфекцию. В деревянной кроватке ребенка были обнаружены насекомые, укусы которых причинили вред ребенку. Покажите на препарате этого насекомого, укажите его систематическое положение и морфологические особенности.

Постельный клоп имеет сильно сплющенное тело длиной от 3 до 8,4 мм в зависимости от насыщения кровью. Самцы в среднем меньше самок. Окраска от грязно-жёлтого до тёмно-коричневого цвета. От переднего края головы отходит хоботок, приспособленный для прокола тканей и сосания крови. Верхние и нижние челюсти имеют вид колющих нерасчленённых щетинок и образуют два канала: широкий — для принятия крови и узкий — для выделения слюны в место укола.

Царство zoa

Тип Arthropoda

Класс Insécta

Отряд Hemiptera

 

Семейство Cimicidae

Род Cimex

Вид

Cimex lectularius

 

6.4. Мальчик принес с улицы брошенного щенка. При осмотре животного, на нем обнаружили прыгающих насекомых. Назовите, какие это могут быть насекомые. Опасны ли они для человека? Дайте систематическое положение насекомого. Расскажите о его строении и медицинском значении.

Блохи

Да, опасны, тк они являются возбудителями многих болезней (чумы, палочки проказы, крысиного риккетсиоза и марсельской лихорадки)

Царство Zoa

Тип Arthropoda

Класс Insécta

Отряд Siphonaptera

Семейство Pulicidae

Род Ctenocephalides

Вид Ctenocephalides canis

Длина тела — от 0,75 до 5 мм, у самок с яйцами длина может достигать 16 мм. Взрослые блохи питаются кровью (ротовой аппарат колюще-сосущего типа), развиваются в шерсти животных или в подстилке, личинки питаются растительными остатками, испражнениями. Тело с боков сплюснуто и покрыто многочисленными направленными назад волосками, щетинками и гребнями из плоских зубчиков. Лоб крутой и у самок, и у самцов. Задние ноги прыгательные. Между средней и апикальной группой шпор на заднем крае задней голени расположено не менее двух толстых щетинок. Хоботок короткий.

Переносчик плоских червей Dipylidium caninum (Linnaeus, 1758) (дипилидиоз), трипаносом Leptomonas ctenocephali 1914 и других паразитических организмов. Также могут хранить возбудителей чумы, палочки проказы, крысиного риккетсиоза и марсельской лихорадки.

 

6.5. У пациента кожвендиспансера при обследовании обнаружено: кожа наружных половых органов гиперемирована, отечна, имеются следы расчесов, на волосистой части лобка обнаружена одна из жизненных форм паразита. Ваш диагноз. Покажите на препарате паразита, который мог быть обнаружен у больного.

У пациента лобковый педикулез

Паразит Лобковая вошь

 

 

Подпись преподавателя______________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: