Доклад: Роль иностранных кораблестроителей в создании флота
В России при Петре I.
--------
- Итак, чтобы ускорить создание отечественного флота, русское правительство стало приглашать и вербовать иностранных кораблестроителей для службы в России. Решал эту задачу и сам Петр I во время своего путешествия в Европу.
- Великое посольство – так прозвали это путешествие Петра I в Западную Европу в 1697-1698 годах. Много задач было решено русским царем во время этой поездки, несколько стран Европы им было посещено.
- К примеру, Петр в Англии пробыл три месяца. В Лондоне Петр радушно был встречен королем, который подарил ему свою новую яхту, и побывал в Королевском обществе наук. Позже царь перебрался в Дептфорд, ездил в Оксфорд, у острова Байта, он увидел настоящее морское сражение.
- При этом Петр умудрился в Англии познакомиться с талантливыми кораблестроителями и, более того, уговорил их на службу в Россию.
- Как это произошло, нам расскажет группа юных исследователей. Приглашаем их с сообщением «Петр I в Англии».
-----
Доклад: Петр I в Англии.
- Итак, в 1698 году в Воронеж прибыла первая партия англичан, включавшая как корабельных и иных мастеров, так офицеров и матросов. Среди наиболее ценных специалистов «первой волны» назовем Джозефа (Осипа) Ная.
- Представляете, этот английский специалист более 13 лет плодотворно работал в качестве корабельного мастера на верфях воронежского края!
- Интересен следующий факт: Петр I консультировался с Наем при строительстве чудесного судна «Гото Предестинации», в основе которого лежал прототип английского судна.
Следующий доклад посвящен этому корабелу - Джозефу (Осипу) Наю.
------
Доклад: Джозеф Най и Джон Ден.
--------
- Удачным «приобретением» для Петра I стал потомственный корабел Ричард Козенц.
- Кстати, Козенц был самым высокооплачиваемым британским специалистом. Он славился как «главный корабельный мастер в Воронеже».
- Приглашаем докладчиков, которые предоставят нам для размышления более подробную информацию о Ричарде Козенце.
--------
Доклад: Ричард Козенц.
------------------
- Еще об одном из английских кораблестроителей мы будем говорить сегодня. Его имя Ричард Браун. Он то же начинал свою деятельность с воронежской верфи.
- Он то же прославился как талантливый кораблестроитель, хотя, как человек имел достаточно сложный характер.
- Вместе с тем Пётр I высоко ценил его, потому что специалист он был прекрасный.
- Я думаю, мы заинтриговали вас таким вступлением к докладу о Ричарде Брауне. Приглашаем вас внимательно послушать следующих докладчиков, чтобы по достоинству оценить значение деятельности Брауна.
-----------
Доклад: Ричард Браун.
------------------------
- Итак, первый и самый многочисленный наем английских морских специалистов был осуществлен 1697 – 1698 годах во время пребывания Петра I в Европе. В Англии было нанято не менее 80 – 90 человек. Это были кораблестроители, инженеры, мастера различных специальностей и несколько моряков.
- Из английского найма 1698 года особенно полезными российскому флоту были кораблестроители. «Навсегда остался бы я плотником, если бы не научился у англичан», - говорил Петр I.
- В рамках нашей конференции мы ограничились рассказом о судьбах только троих английских кораблестроителей. НО каких талантливых!
- Их деятельность была связана с воронежской верфью. Возникает закономерно вопрос: А на нашей нижне-икорецкой верфи были ли английские специалисты?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо напомнить историю нашей верфи. В истории Икорецкой верфи просматриваются 3 этапа ее функционирования.
- Первый этап приходится на время правления Петра I, а именно 1709 – 1711 гг. На Икорецкой верфи в это время было построено 60 больших морских лодок, которые использовались в годы четвертой русско-турецкой войны 1710-1711 гг.
- Кто из английских кораблестроителей в это время работал в наших краях?Джозеф Най? А может - Ричард Козенц? Или Ричард Браун?
Давайте восстановим фрагменты из услышанной сегодня информации.
- Начнем с Ричарда Брауна. Начал свою деятельность Ричард Браун с Воронежа, немного проработав здесь в конце 1704 года. Придется исключить возможность посещения икорецкой верфи Ричардом Брауном.
- Рассмотрим кандидатуру Ричарда Козенца: С 1700 по 1709 года Козенц работал на Воронежской верфи. Вероятность посещения икорецкой верфи Ричардом Козенцем допускается в 1709 году.
- И, наконец, третья кандидатура – Джезеф Най. Известно: Вплоть до 1710 г. Джозеф Най работал на верфях Воронежа, Таврова и Осереды. Он построил там за эти годы одиннадцать 80-, 60-, 58- и 48-пушечных кораблей. Вероятность посещения икорецкой верфи Джозефом Наем допускается в 1709-1710 гг.
- Теперь надо ответить на вопрос: Была ли на икорецкой верфи в 1709-1710 гг острая необходимость в посещении английских корабелов Ная и Козенца?
- Мне кажется, поскольку на икорецкой верфи в этот период строились не корабли, а морские лодки, то необходимости в привлечении таких корабелов, как Най и Козенц не было.
- Вместе с тем, нельзя отвергать и возможность их посещения нашей верфи. Ведь можно допустить необходимость в консультациях по определенным вопросам.
- Мне кажется, что пребывание на верфях Воронежа, Таврова и Осереди талантливых английских корабелов Ная и Козенца позволяло решать консультативные вопросы с их участием и на икорецкой верфи.
- Давай обратимся за помощью к нашей аудитории. Разделяют ли присутствующие наш ход размышлений? Возможно, что кто-то имеет свою точку зрения.
- И так, предлагаем провести прения по этому вопросу.
-------
Прения: мнения сотрудников музея и присутствующих.
--------
Закрытие конференции.
- Уважаемые участники конференции, мы искренне благодарим всех вас за участие в нашем мероприятии.
- До новых встречь!
Принятые на русскую службу иностранцы должны были не только строить корабли для создававшегося флота, но и передавать свой опыт прикрепленным к ним ученикам из местных молодых