Произведите обобщение следующих понятий.




1. Праздничный день.

2. Фарфоровая чашка.

3. Закрытая дверь квартиры.

4. Пенсионер.

5. Треугольник.

6. Человек, имеющий среднее образование.

2.6. Являются ли правильными следующие ограничения» nонятий:

1. Человек, потерявший паспорт — человек, живущий в соседней квартире.

2. Человек — человек, обучающийся в учебном заведении — школьник.

3. Дорога — автомагистраль — Ленинградское шоссе.

4. Четное число — число, которое делится на 4.

5. Староста — староста курса — староста группы.

6. Компьютер — персональный компьютер.

2.7. Произведите ограничение следующих понятий:

1. Наука.

2. Премьер-министр.

3. Учитель.

4. Форма отчетности студентов.

5. Печатное издание.

6. Человек, побывавший во всех странах Европы.

Являются ли правильными следующие классификации или нет?

Если классификация неправильная, какие ошибки допущены?

1. Транспорт делится на сухопутный, водный и воздушный. Сухопутный — на железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. Водный — на морской и внутренний водный.

2. «В тех случаях, когда национальные (этнические) и политические границы совпадают, образуются однонациональные государства; примером могут служить Польша и Япония. Некоторые страны, приближаясь к типу однонациональных, имеют какую-то долю национальных меньшинств, как, например, Болгария. Существуют также двунациональные (Чехословакия, Бельгия, Канада) и, наконец, многонациональные государства — Югославия, Индия и др.»

3. Науки делятся на технические и гуманитарные, гуманитарные подразделяются на науки об обществе и науки о человеке.

6. Книги делятся на скучные и интересные, скучные делятся на учебники, энциклопедии и любовные романы, а интересные — на детективы и написанные на английском языке.

 

 

Задание по теме 5. Суждение как форма мысли.

Подготовьтесь к контрольной работе по теме 5. Суждение как форма мысли.

- Выучите материалы ЛК.5. Суждение как форма мысли.

- Прочитайте учебник: Д. А. Гусев - Краткий курс логики: Искусство правильного мышления. – М., 2003/ https://profilib.com.

Глава 2. Суждение.

 

2. Письменно выполните задания:

2.1. Найдите в приведённых ниже выражениях языковые формы суждений:

1) Неужели ты не знал, что Земля вращается вокруг Солнца?

2) Прощай, немытая Россия!

3) Кто написал философский трактат "Критика чистого разума"?

4) Логика появилась примерно в V в. до н. э. в Древней Греции.

2.2. Определите отношения между субъектом и предикатом и изобразите их с помощью круговых схем Эйлера для следующих суждений:

1) Все бактерии являются живыми организмами.

2) Некоторые русские писатели – это всемирно известные люди.

3) Учебники не могут быть развлекательными книгами.

2.3. С помощью схем Эйлера установите распределённость терминов в следующих суждениях:

1) Все насекомые являются живыми организмами.

2) Некоторые книги – это учебники.

3) Некоторые учащиеся не являются успевающими.

4) Все города – это населённые пункты.

2.4. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:

1. Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением.

2. Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны.

3. Вчера он получил двойку не только по математике, но ещё и по русскому.

4. Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток.

2.5. Формализуйте следующие рассуждения:

1) Если какое-либо вещество является металлом, то оно электропроводно. Медь является металлом. Следовательно, медь электропроводна.

2) Известный английский философ Фрэнсис Бэкон жил в XVII в., или в XV в., или в XIII в. Фрэнсис Бэкон жил в XVII в. Следовательно, он не жил ни в XV в., ни в XIII в.

3) Если ты не упрям, то ты можешь изменить своё мнение. Если же ты можешь изменить своё мнение, то ты способен признать данное суждение ложным. Следовательно, если ты не упрям, то ты способен признать данное суждение ложным.

2.6. Охарактеризуйте приведённые ниже вопросы с точки зрения их принадлежности к исследовательским или информационным, а также – категориальным или пропозициональным:

1) Когда был открыт закон всемирного тяготения?

2) Смогут ли жители Земли расселиться на других планетах Солнечной системы?

3) В каком году родился Бонапарт Наполеон?

2.7. Дайте ответ, какие из приведённых ниже вопросов являются логически корректными, а какие некорректными:

1) Во сколько раз планета Юпитер превосходит по размерам Солнце?

2) Какова площадь Тихого океана?

Задание по теме 6. Умозаключение.

1. Подготовьтесь к контрольной работе по теме 6. Умозаключение.

-Выучите материалы ЛК.6. Умозаключение.

- Прочитайте учебник: Д. А. Гусев - Краткий курс логики: Искусство правильного мышления. – М., 2003/ https://profilib.com.

Глава. 3. Умозаключение. Пп. 3.1.-3.7

 

2. Письменно выполните задания: 2.1. Определите фигуру и модус следующих силлогизмов: 1) Все ужи – это пресмыкающиеся. Все пресмыкающиеся не являются беспозвоночными. Все беспозвоночные не являются ужами.2) Все сосны – это хвойные деревья. Ни одна берёза не является хвойным деревом. Ни одна берёза не является сосной.3) Все пчёлы – это насекомые. Все пчёлы – это летающие существа. Некоторые летающие существа – это насекомые. 2.2. Нарушены ли какие-нибудь (и какие) общие правила в следующих силлогизмах: 1) Все травоядные питаются растительной пищей. Все тигры не питаются растительной пищей. Все тигры не являются травоядными.

2) Все отличники не получают двоек. Мой друг не отличник. Мой друг получает двойки.

3) Все рыбы плавают. Все киты тоже плавают. Все киты являются рыбами.

Задание по теме 7. Индуктивное умозаключение

и умозаключение по аналогии.

1. Подготовьтесь к контрольной работе по теме Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии:

- Выучите материалы ЛК. 7. Индуктивное умозаключение

и умозаключение по аналогии.

- Прочитайте учебник: Д. А. Гусев - Краткий курс логики: Искусство правильного мышления. – М., 2003/ https://profilib.com.

Глава. 3. Умозаключение. Пп.3.8-3.10

 

2. Письменно выполните задания:

2.1. Определите, с помощью каких методов установления причинных связей получены выводы в следующих ситуациях:

1) Наблюдая за движением планеты Уран, астрономы XIX в. заметили, что она несколько отклоняется от своей орбиты. Было установлено, что Уран отклоняется на величины a, b, c, причём эти отклонения вызваны влиянием соседних планет A, B, C. Однако также было замечено, что Уран в своём движении отклоняется не только на величины a, b, c, но ещё и на величину d. Из этого сделали предположительный вывод о наличии за орбитой Урана пока неизвестной планеты, которая вызывает данное отклонение. Французский учёный Урбен Жан Жозеср Леверье рассчитал положение этой планеты, а немецкий учёный Иоганн Готфрид Галле с помощью сконструированного им телескопа нашёл её на небесной сфере. Так в XIX в. была открыта планета Нептун.

2) Листья растения, которое выросло в подвале, не имеют зелёной окраски. Листья того же растения, выросшего в обычных условиях, – зелёные. В подвале нет света. В обычных условиях растение произрастает на солнечном свету. Следовательно, он является причиной возникновения зелёного цвета растений.

2.2. Определите вид аналогии в приведённых ниже примерах:

1) Жабры для рыб – это то же самое, что лёгкие для млекопитающих.

2) Повесть Артура Конан Дойла "Знак четырёх" о приключениях сыщика Шерлока Холмса, отличающаяся динамичным сюжетом, мне очень понравилась. Я не читал повесть Артура Конан Дойла "Собака Баскервиллей", но знаю, что она посвящена приключениям благородного сыщика Шерлока Холмса и отличается динамичным сюжетом. Скорее всего, эта повесть мне также очень понравится.

3) Сущность планетарной модели атома Эрнеста Резерфорда состоит в том, что в нём вокруг положительно заряженного ядра по разным орбитам движутся отрицательно заряженные электроны; так же, как и в Солнечной системе планеты движутся по разным орбитам вокруг единого центра – Солнца.

Задание по теме 8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: