РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС 17.10.2022.
ТЕМА. Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте
Запишите в тетрадь
Семнадцатое октября
Классная работа
Функциональные разновидности языка
ПРОРАБОТАЙТЕ МАТЕРИАЛ (Устно)
Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.
Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический.
Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:
1. целями использования
2. условиями применения
3. типичными языковыми средствами.
Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.
Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.
Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).
Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.
Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.
ЗАДАНИЕ 1. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПРОРАБОТАВ МАТЕРИАЛ, записанный ниже таблицы (некоторые колонки заполнены для примера)
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | Неофициальная обстановка (быт, семейные, дружеские отношения) | ||
Научный стиль | Сообщение (объяснить) | ||
Язык художественной литературы | |||
Официально-деловой стиль | |||
Публицистический стиль | Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность. |
№ 1. Разговорная речь
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
№ 2. Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
№ 3. Официально-деловой стиль
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
№ 4. Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
№ 5. Язык художественной литературы
Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Необходимо определить и записать принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.
(Примет текста не записывать, а только указывать его номер.
НАПРИМЕР: Текст 1 –научный стиль. Потому, что есть наличие терминов и подается четкая информация)
1. При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.
2. Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.
3. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
4. На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!
5. Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.