К социально-психологическому автопортрету




1. Тест коммуникативных умений Михельсона

(перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)[1]

Инструкция. «Внимательно прочитайте каждую из описанных ситуаций и выберите один из вариантов поведения. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы дей­ствительно делаете в подобных случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать. Нельзя выбирать два варианта или добавлять свой вариант.

1. Кто-то говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный
человек». Вы обычно в подобных ситуациях:

а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;

б) говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся(щаяся)»;

в) говорите: «Спасибо»;

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2. Кто-то совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;

б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты и получше»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Это действительно замечательно!».

3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что у вас все получается очень хорошо. Кто-то говорит вам: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Вы — болван!»;

б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;

в) говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим;

г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете»;

д) чувствуете себя обиженным(ной) и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет и кто-то говорит вам: «Вы такой(ая) растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если это было возможно». Обычно вы в ответ:

а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что вы в этом понимаете!»;

б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;

в) говорите: «Если кто-то и растяпа, то это вы»;

г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки»;

д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-то, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило. Опоздавший не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно:

а) говорите: «Я расстроен(а) тем, что вы заставили меня столько ожидать»;

б) говорите: «Я все думал(а), когда же вы придете»;

в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил(а) себя вас ждать»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) говорите: «Вы же обещали! Как вы посмели так опоздать!».

6. Вам нужно, чтобы кто-то кое-что для вас сделал. Обычно в таких случаях вы:

а) никого ни о чем не просите;

б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;

в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после чего объясняете суть дела;

г) слегка намекаете, что вы нуждаетесь в услуге этого человека;

д) говорите: «Я очень хочу, чтобы вы сделали это для меня».

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:

а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я чем-нибудь помочь?»;

б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;

в) говорите: «У Вас какая-то неприятность?»;

г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;

д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

8. Вы чувствуете себя расстроенным(ой), а кто-то говорит: «Вы выглядите расстроенным(ой)». Обычно в таких ситуациях вы:

а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;

б) говорите: «Это не ваше дело!»;

в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;

г) говорите: «Пустяки»;

д) говорите: «Я расстроен(а), оставьте меня одного(одну)».

9. Кто-то порицает вас за ошибку, совершенную другим человеком. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Вы с ума сошли!»;

б) говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой»;

в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;

г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»;

д) принимаете свою вину или ничего не говорите.

10. Кто-то просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;

б) выполняете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Это глупость, я не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»;

д) говорите: «Если вы этого хотите...», — после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит вам, что по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: «Нет, это не так уж и здорово»;

в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;

г) говорите: «Спасибо»;

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-то был очень любезен с вами. В таких случаях обычно вы:

а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;

б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;

в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите;

д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-то говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:

а) немедленно прекращаете беседу;

б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;

в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», — после чего беседуете приглушенным голосом;

г) говорите: «Извините» — и прекращаете беседу;

д) говорите: «Все в порядке» — и продолжаете громко разговаривать.

14. Вы стоите в очереди, и кто-то становится впереди вас. Обычно
в таких случаях вы:

а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;

б) говорите: «Становитесь в конец очереди!»;

в) ничего не говорите этому человеку;

г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»;

д) говорите: «Я занял(а) очередь раньше вас. Пожалуйста, встаньте в конец очереди».

15. Кто-то делает что-то такое, что вам не нравится и вызывает
у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:

а) выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу вас!»;

б) говорите: «Я сердит(а) на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;,

в) действуете так, чтобы навредить этому человеку, но ничего ему не говорите;

г) говорите: «Я рассержен(а). Вы мне не нравитесь»;

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому человеку.

16. Кто-то имеет что-то такое, чем вы хотели бы пользоваться.
Обычно в таких случаях вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;

б) воздерживаетесь от всяких просьб;

в) отбираете эту вещь;

г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его.

17. Кто-то спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет на временное пользование, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Нет, я только что получил его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом»;

б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете воспользоваться им»;

в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;

г) одалживаете этот предмет вопреки своему желанию;

д) говорите: «Вы с ума сошли!».

18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которым занимаетесь и вы. Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях вы обычно:

а) ничего не говорите;

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом занятии;

в) подходите поближе к беседующим и при удобном случае вступаете в разговор;

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это занятие.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-то спрашивает: «Что вы делаете?». Обычно вы:

а) говорите: «О, это пустяк» или «Да ничего особенного»;

б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят(а)?»;

в) продолжаете молча работать;

г) говорите: «Это совсем вас не касается»;

д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.

20. В вашем присутствии кто-то споткнулся и упал. В таких случаях вы:

а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?»;

б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для вас сделать?»;

в) спрашиваете: «Что случилось?»;

г) говорите: «Это все колдобины на тротуаре»;

д) никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-то говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:

а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»;

б) ничего не говорите, игнорируете этого человека;

в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;

г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне»;

д) говорите: «Пустяки, у меня все будет в порядке».

22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-то другого. Обычно в таких случаях вы:

а) ничего не говорите;

б) говорите: «Это их ошибка!»;

в) говорите: «Эту ошибку допустил(а) я»;

г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»;

д) говорите: «Это их горькая участь».

23. Вы чувствуете себя оскорбленным(ной) словами, сказанными кем-то в ваш адрес. В таких случаях вы обычно:

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он вас расстроил;

б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;

в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным(ой); „

г) в свою очередь оскорбляете этого человека;

д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24. Кто-то часто перебивает вас, когда вы говорите. Обычно в
таких случаях вы:

а) говорите: «Извините, но я хотел(а) бы закончить свой рассказ»;

б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;

в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;

г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;

д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

25. Кто-то просит вас сделать что-то, что помешало бы вам
осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:

а) говорите: «Я действительно имел(а) другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;

б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еше»;

в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;

г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»;

д) говорите: «Я уже приступил(а) к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

26. Вы видите кого-то, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете разговор;

в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о ваших успехах;

д) ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-то, кого вы раньше не встречали, останавливается и
окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Что вам угодно?»;

б) ничего не говорите;

в) говорите: «Оставьте меня в покое»;

г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;

д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.

Данный тест выявляет умение общаться и представляет собой разновидность теста достижений, которые используются на экза­менах для определения умения решать математические, физичес­кие, лингвистические и другие задачи. Он построен по типу зада­чи, которая имеет правильный ответ. В тесте предполагается неко­торый эталонный вариант поведения, который соответствует ком­петентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень прибли­жения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на «неправильные снизу» (зависимые) и «неправильные сверху» (агрессивные).

Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации даются пять возможных вариантов поведения. Необходимо выбрать один, присущий именно данному человеку, способ поведения в конкретной ситуации.

С помощью ключа можно определить, к какому типу реагиро­вания относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависи­мому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

В опроснике представлены вопросы по коммуникативным си­туациям пяти типов:

- ситуациям, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);

- ситуациям, в которых необходимо реагировать на отрица­тельные высказывания партнера (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);

- ситуациям, в которых к человеку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);

- ситуациям беседы (вопросы 13, 18, 19, 26, 27);

- ситуациям, в которых требуется проявить эмпатию (понимание чувств и состояния другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: