Процесс воспитания - явление многофакторное, в котором проявляются многочисленные объективные и субъективные компоненты, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса.
С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
В психологическом смысле воспитание направлено на целостное формирование личности.
За внешними проявлениями личности стоят те или иные потребности и мотивы. По тому, какие потребности и мотивы преобладают судят о направленности личности, что определяет характервзаимодействия, деятельности, поведения человека. Воспитывать - значит управлять иерархией потребностей и мотивов.
Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма и внешних условий жизни. Осознанные потребности проявляются в форме мотивов поведения.
Формирование потребностей зависит от:
· установок общества в целом;
· ближайшего окружения воспитуемого;
· личных способностей и возможностей;
· личных склонностей;
· простого случая, который привел когда-то к удовлетворению потребности и, следовательно, закрепил ее.
Виды потребностей:
1. Материальные потребности лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище и проч.).
2. Социальные потребности – потребности в труде, общении, общественной деятельности, уважении, признании, заботе и проч.
3. Духовные потребности – специфические человеческие потребности. К ним относят потребности в познании, эстетике, потребность в самоактуализации. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира в целом) и частные (познание специфических явлений действительности). Потребность в эстетике основана на стремлении человека сделать свою жизнь, быт, отдых красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности дает возможность получить эстетическое наслаждение, облагораживает личность. Потребность в самоактуализации означает стремление человека к раскрытию своего потенциала, реализации внутренних сил, возможностей, способностей.
Мотивы - это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированны, и он отдает себе ясный отчет в этом.
Выделяется три основные группы мотивов:
1. Личные - мотивы обеспечения собственного благополучия, «комфорта» в самом широком смысле (душевного, бытового и т.д.) и мотивы самоутверждения. Эту группу мотивов условно называют «они для меня». Личный мотив далеко не всегда зло: здоровое честолюбие бывает полезной для общества, чем равнодушие к личным достижениям.
2. Коллективистские («я - для них») - подколлективом, интересами которого диктуется в данном случае поведение,может подразумеватьсяи семья, и небольшая группа ближайшихдрузей, и спортивная команда,и дажевсё человечество... и, с другойстороны, - партнёры по карточной игре, собутыльники, члены воровскойшайки (откуда следует,чтоколлективистическая направленность не всегда благо:все зависит от конкретной ситуации, в которой она проявляется).
3. Деловые («я - для дела») - сюда относятся мотивы увлечённости каким-либо делом (достигающейпорой степени одержимости, страсти), причём, основное значение длячеловека может иметьлибо сама деятельность как таковая, либо её результаты.
Качество личности человека состоит из двух взаимосвязанных элементов: мотив, то есть желание действовать определенным образом, побуждение к деятельности и действие, то есть реализация этого мотива и проявление его в деятельности.
Индивидуальные различия личностей выражаются в соотношении мотива и действия:
· «положительный мотив - положительное действие» - благоприятное сочетание, которое отражает позитивное, гармоничное развитие личности;
· «отрицательный мотив - отрицательное действие» характеризует асоциальность развития личности;
· «отрицательный мотив - положительное действие» свойственно человеку, который поступает хорошо только при определенных обстоятельствах, чаще выгодных ему, использует ситуацию для достижения своих скрытых целей.
· «положительный мотив - отрицательное действие» присуще человеку, который понимает, что и как нужно делать, но не делает, поскольку у него на должном уровне не сформированы такие качества как организованность и воля.
Воздействие педагоганаправлено на формирование, закрепление или изменение потребностей и мотивов, что вызовет появление и развитие новых отношений,мыслей, чувств, действий воспитанников.