Самозванцы Смутного времени




Феномен самозванчества в России. Особенности социальных движений.

Под феноменом самозванства историками прежде всего понимается присвоение имени кого-либо из представителей правящей династии, но в обыденном понимании самозванцы могут быть и лицами из других социальных слоев. Зачастую самозванцами становились вожди народных движений и политические авантюристы, но в России самозванство нередко обретало силу как выражение недовольства низов существующими порядками.

Самозванчество никак нельзя назвать чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства. Даже если ограничиться подсчётом только лжецарей и лжецаревичей, то всё равно в итоге получится внушительная цифра. Российском государстве с 1601 г. по 1800 г. включительно действовали 147 лжемонархов (в XVII в. – 29, в XVIII в. – 118).

Самозванцы Смутного времени

В России самозванцы появились в XVII веке, когда социальная напряженность в эпоху Смутного времени обострилась из-за пресечения династии Рюриковичей и процесса закрепощения крестьян. Первым самозванцем стал человек, которого историки отождествляют с беглым монахом Григорием (Юрием) Отрепьевым.

Сын мелкого дворянина Богдана Отрепьева Юрий был пострижен в монахи, однако затем бежал в Польшу, отсюда происходит и его прозвище — Расстрига. В 1603 году он заявил, что является чудом спасшимся в 1591 году сыном Ивана Грозного – царевичем Дмитрием. При поддержке высших правящих кругов Речи Посполитой, лже-царевич с отрядами казаков и поляков в октябре 1604 года вторгся на территорию России через Черниговщину и Брянщину. Война шла с попеременным успехом, пока царь Борис Годунов не скончался в апреле 1605 года. Сразу же часть боярства и армии перебежала на сторону Лжедмитрия, желая использовать его для борьбы против Годуновых. После восшествия на престол самозванец симпатиями к полякам и многочисленными нарушениями русских обычаев и норм поведения вызвал недовольство жителей столицы. После свадьбы с полячкой Мариной Мнишек в мае 1606 года Лжедмитрия убили в результате антипольского восстания, которое организовали группа бояр во главе с В. И. Шуйским.

Слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия не утихали. Летом 1607 года в Стародубе объявился новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве) (1607—1610). К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Из крупных центров верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород и Казань.

Царем Лжедмитрия II, как ни странно называть не принято. В конечном итоге он не сумел подчинить Москву, триумфально въехать в Кремль и занять трон. Однако создал альтернативное правительство, взял под контроль добрую половину территорий страны, если не больше.

Наряду с официально признанными польскими властями самозванцами (Лжедмитриями I и II) в России появились и домор о щенные претенденты на престол.

· Илейка Муромец выдавал себя за Петра Фёдоровича, вымышленного сына царя Фёдора Иоанновича. Командовал войсками Ивана Болотникова, сам на престол не претендовал. В 1608 году взят в плен войсками Василия Шуйского и повешен в Туле.

· Лжецаревич Фёдор называл себя царевичем Фёдором Фёдоровичем, сыном царя Фёдора Иоанновича. О нём упоминает пан Станислав Куровский в своём письме пану Расковскому. На самом деле, видимо, был бродягой или беглым крестьянином. Возглавлял отряд из 3 тыс. казаков, пришёл, видимо, с Дона, с боями прорывался к брянскому лагерю Лжедмитрия II, где появился в октябре или начале ноября 1607 г. Почёт, вызванный стоявшей за самозванцем военной силой, продолжался недолго. По свидетельству Нового Летописца «Той же Вор, кой назвался царевичем Дмитрием, того вора Федку, которова привезли казаки с Дону, подо Брянским убил до смерти».

 

Также появлялись и другие самозванцы, в числе которых лжецаревич Август, лжецаревич Лаврентий, а о лжецаревичах Мартыне, Климентии, Семене, Савелии, Василии, Ерошке, Гаврилке практически ничего не известно, кроме имён.

«Социальные движения XVII века в России»

Социальные движения XVII века (народные движения) вызваны остротой социальных противоречий, которые привели в правление Алексея Михайловича к многочисленным и разнообразным проявлениям народного недовольства. Вторая половина XVII в. в историю вошла под названием «Бунташный век».

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: