Сложный процесс обретения человека самого себя, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития




 

Вывод учителя:

Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Закрепление изученного

1. Перечислите важнейшие социальные науки изучающие человека:

• Философия (гр. phileo — люблю иsophia — мудрость) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

•.........................................................

•............................................................

2. Что вносит философская антропология в постижение человека?

 

3. Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?

 

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

 

Антропосоциогенез

Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса:

► Антропогенез – процесс появления человека («антропос»- человек; «генезис»-происхождение).

►Социогенез – процесс появления человеческого общества (лат «социетас» - общество).

??? На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Светлана: человек становится человеком только в обществе, поэтому возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Ответ школьницы: Сначала появился человек, а потом общество. Общество не могло быть без человека. формирование человека явилось предпосылкой формирования общества. Формирование человека началось с того далекого времени, когда человекообразные обезьяны начали систематически пользоваться необработанными камнями и палками для различных нужд. Под влиянием труда началось формирование общества. Человек развивался вместе с обществом. С возникновением первобытного общества начались становление и развитие социальных отношений и прежде всего коллектива. Человеку необходимо постоянное взаимодействие с другими людьми. В противном случае человек превратиться в животное, он не сможет разговаривать, мыслить, взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

→ «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

Что способствовало появлению общества?

То, что способствовало появлению общества называют факторами социогенеза.

► Факторы социогенеза

- орудийная деятельность: средство объединения, т.к. способствовала разделению труда, специализации индивидуальных способностей.

Систематическое изготовление и использование орудий труда не только могло стать причиной качественных изменений внешнего вида гоминид (большие человекообразные обезьяны (лат. Hominidae) — семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.), но и послужило средством объединения первобытных людей. Именно благодаря орудийной деятельности стали складываться зачатки производственных отношений в виде разделения труда. Каждый представитель первобытной общины выполнял свою часть работы по добыче средств существования. Орудия постепенно становились сложнее, специализация усиливалась, а вместе с ней росла и зависимость отдельных индивидов от остальных членов первобытного сообщества.

Разделение труда, в свою очередь, способствовало более полной реализации индивидуальных способностей, что вело к увеличению продуктивности совместной деятельности. Постоянная и целенаправленная орудийная деятельность стала тем первым шагом от запрограммированного природой разделения труда, которое существует у животных (например, у пчел).

- мышление: осмысление приобретенного опыта: отношение части к целому и наоборот; соотношение частей; пространственно-временные отношения.

Мышление как способ отражения действительности, как познавательный процесс становится фактором социогенеза тогда, когда человек приступает к систематической орудийной деятельности. Стремление выжить побуждает к осмыслению приобретенного опыта, вычленению в нем позитивных и негативных моментов.

По мнению французского этнографа Люсьена Леви-Брюля, связь между вещами, явлениями и процессами внешнего мира у предлюдей устанавливалась на основе случайных совпадений и поверхностных анологий. Эти совпадения и аналогии, отражающие окружающую действительность, фиксировались сознанием, однако логика оставалась не рациональной.

Выделяют четыре элементарных мыслительных действия наших предков:

1) отношение части к целому и наоборот;

2) осознание соотношения частей;

3) осознание пространственно-временных отношений;

4)понимание тождества объектов или операций.

- язык: обмен информации: 1) кинетика (жесты и мимика); 2 вокализация (устная речь).

Он является фактором социогенеза, поскольку также объединял первобытных людей и получать различную информацию. С усложнением характера жизнедеятельности необходимость в этом увеличивалась, а с развитием языка (обогащение словарного запаса, интонационное разнообразие и т.д.) расширились и возможности обмена информацией.

Во время становления общества язык существовал в форме вокализации (устной речи) и в виде кинетики (общение с помощью жестов, поз мимики). Как же возник язык? существуют две точки зрения. Согласно одной из них, человеческий язык развился из способов общения животных в результате последовательных трансформаций. Суть другой заключается в том, что язык возник и начал развиваться только после того, как был пройден мозговой Рубикон между родом homo и другими приматами.

- отбор: выживают те, кто лучше организовал совместную деятельность.

Отбор выступает как универсальный принцип эволюции. Его значение в качестве фактора социогенеза состоит в том, что в первобытном человеческом стаде отбираются не самые физически сильные особи, как в мире животных, а те существа, которые могут лучше организовать совместную деятельность. Происходил такой отбор потому, что четкая организация коллектива гоминид(большие человекообразные обезьяны (лат. Hominidae) — семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.)стала решающим средством в борьбе за выживание.

Наш соотечественник Владимир Михайлович Бехтерев даже специально выделил такую форму отбора, назвав ее социальной. он имел в виду отбор, при котором выживают индивиды с поведением, оптимальным не лично для них самих, а для групп, к которым они принадлежат. По мере расширения среды обитания человеку пришлось столкнуться с разнообразием природных условий, причем не всегда благоприятных. Адаптивные реакции на эти изменения приводили к дифференцации внутри отдельных видов приматов. В дальнейшем существование особей с новыми свойствами закреплялось отбором. Тем самым, возможно, было положено начало такой общности людей, как раса.

- психика: Агрессия→защита, контактность→коллективы. Воля→борьба с врагами. Разум→средства к существованию. Чувства→сотрудничество.

Психика служила фактором социогенеза в том смысле, что особенности характера и темперамент первобытных людей способствовали их совместному проживанию. С одной стороны, первобытный человек был в меру агрессивен, чтобы защитить себя и сородичей от врагов. С другой - наши предки были достаточно контактны для того, чтобы образовывать первобытные коллективы.

Существуют различные концепции структуры психики первобытного человека. Одна из концепций, была предложена антропологом Яковом Яковлевичем Рогинским. Выделив три компонента психика первобытных людей - волю, разум и чувства, ученый предположил, что каждый из них обеспечивал соответствующую сферу человеческой деятельности. Воля способствовала успешной борьбе с врагами, разум - добыванию средств к существованию, чувства - сотрудничеству внутри первобытных общностей.

- наследственность: обмен генами между популяциями.

Психические свойства первобытных людей, которые делали возможным их совместное проживание, появляются, помимо прочих причин, еще и благодаря изменениям наследственных свойств - в результате обмена генами между популяциями древнейших предков человека.

Современные теории объединяют антропогенез и социогенез в один процес под названием антропогенез.

► Антропосоциогинез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.

 

Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит, убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, напри мер за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий стадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (ТАБУ). Появились представления о происхождении племени от общего предка, в большинстве случаев от животного (ТОТЕМИЗМ). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколениую связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека уже не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственны самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной общине существовало требование поддержания жизни соплеменника независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка.

Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.

Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном счете к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, но процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например принадлежность к той или иной национальности, расе, характерные для людей, населяющих разные районы планеты. Однако, несмотря на все различия, люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения.

Одна из них — биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, другая — социологизаторская абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются рассизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения. К числу биологизаторских концепций относится социал-дарвинизм возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Это учение было отвергнуто современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, как винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных социальных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного общественного идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации ресурсы адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, воздействие радиации, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Закрепление изученного

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия «антропогенез» и «социогенез». Как протекали процессы антропогенеза и социогенеза?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке? Творческое задание

Немецкий биолог Э. Геккель писал в 1904 г.: Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному.

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: