Таблица 1.1
Технико-экономические показатели деятельности ООО «Успех» за 2005-2006 гг.
Показатель | 2005 год | 2006 год | Изменения, (+,-) | Темп роста, % |
Валовая выручка от реализации, тыс. руб. | 5744,13 | 7650,33 | 1906,20 | 133,19 |
Балансовая прибыль от реализации, тыс. руб. | 1382,42 | 2079,15 | +696,73 | 150,40 |
Среднегодовая численность работающих, чел. | 100,00 | |||
Среднегодовая стоимость имущества, тыс. руб. | 1931,88 | 2113,76 | +181,88 | 109,41 |
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. | 4361,71 | 5571,18 | 1209,47 | 127,73 |
Затраты на 1 рубль реализации коп./руб. | 75,93 | 72,82 | -3,11 | 95,90 |
Рентабельность продаж, % | 24,07 | 27,18 | 3,11 | 112,92 |
Как можно видеть из данных табл. 1.1, рентабельность продаж ООО «Успех» за анализируемый период на 12,92%, понизились затраты на 1 руб. товарной продукции на 4,1%. Валовая выручка от реализации увеличилась на 1906,20 тыс. руб. или на 33,19%, что обусловлено увеличением спроса на реализуемые товары предприятия.
ООО «Успех» с самого начала работы с люстрами стремилось расширить занимаемую долю на этом рынке и превзойти конкурентов по показателям как рыночной доли, так и ассортимента.
С целью оптимизации затрат торговую и складские площади предприятие арендует. Для доставки товаров от поставщика ООО «Успех» привлекает следующие виды транспорта:
- для доставки крупногабаритных грузов – КамАЗ;
- для доставки грузов небольших размеров – ГАЗ-3307;
- для поездок работников используется автомобиль ВАЗ-2107.
Положение реализуемых торговым предприятием ООО «Успех» люстр и светильников характеризует таблица 1.2, в которую сведены данные за 2005-2006 гг. (экспертная оценка работников).
Таблица 1.2
Показатели маркетингового положения основных товаров ООО «Успех»
Показатель | 2005 год | 2006 год | Изменения, (+,-) | Темп роста, % |
Объем продаж светильников по городу, тыс. шт. | 15,2 | 13,7 | -1,5 | 90,1 |
Доля рынка ООО «Успех», % | +3,0 | 137,5 | ||
Средняя цена единицы товара, руб. | 984,0 | 1132,0 | +148,0 | 115,0 |
Переменные издержки на единицу товара, руб. | 817,0 | 989,0 | +172,0 | 121,1 |
Валовая прибыль на единицу товара, руб. | 167,0 | 143,0 | -24,0 | 85,6 |
Объем продаж, тыс. шт. | 1,2 | 1,5 | +0,3 | 125,0 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 203,1 | 215,5 | +12,4 | 106,1 |
Накладные расходы, тыс. руб. | 26,7 | 32,4 | +5,7 | 121,3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 176,4 | 183,1 | +6,7 | 103,8 |
Продолжение табл. 1.2
Расходы на рекламу и продвижение, тыс. руб. | 18,5 | 21,8 | +3,3 | 117,8 |
Расходы на сбыт и распределение, тыс. руб. | 11,0 | 11,4 | +0,4 | |
Расходы на маркетинговые исследования, тыс. руб. | 0,0 | 4,2 | +4,2 | - |
Чистая операционная прибыль, тыс. руб. | 146,9 | 145,7 | -1,2 | 99,2 |
В отчетном 2006 году наблюдается положительная тенденция роста доли рынка, данный показатель вырос на 37,5%, что позволило увеличить цены на единицу товара на 148,0 руб. или на 15%.
Снижение валовой прибыли на единицу товара объясняется тем, что темп роста переменных издержек на единицу товара в отчетном году превышал темп роста средней цены реализуемого товара.
В 2006 году чистая операционная прибыль предприятия сократилась на 1,2 тыс. руб. или на 0,8%. Причины снижения величины чистой прибыли можно видеть в заметном росте расходов на рекламу (на 3,3 тыс. руб. или на 17,8%) и на маркетинговые исследования (на 4,2 тыс. руб.). Очевидно, что маркетинговая стратегия в отношении реализации люстр должна быть ориентирована на восстановление показателей валовой и чистой операционной прибыли.
Товарный ассортимент реализуемых предприятием светильников постоянно расширяется. Так, с 2002 года ООО «Успех» реализует настольные лампы производства России (фирмы «Элетех») и люстры производства Бельгии («Massivе») и Тайваня (фирма «Tinko»), с 2005 года – люстры Италии, Польши.
Отдел светильников ООО «Успех» работает и по каталогам, обеспечивая заказчику получение выбранного и заказанного им товара в течение 10 дней. В этом случае с заказчика взимается предоплата в размере 40-50% от стоимости люстры. При возникновении вопросов покупатель может получить необходимую бесплатную консультацию.
Кроме реализации светильников ООО «Успех» оказывает своим клиентам ряд дополнительных услуг: доставку дорогостоящего товара по требованию заказчика, установку светильника.
Изменение валовой выручки, полученной от реализации светильников всех видов представлено в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Динамика валовой выручки ООО «Успех»
от продажи люстр, тыс. руб.
Показатель | 2005 год | 2006 год | Изменения, (+,-) | Темп роста, % |
Люстры | 427,89 | 603,13 | 175,24 | 140,95 |
Торшеры | 143,96 | 202,07 | 58,11 | 140,37 |
Бра | 265,41 | 374,45 | 109,04 | 141,08 |
Настольные лампы | 192,32 | 266,37 | 74,05 | 138,50 |
Садово-парковые фонари | 166,92 | 259,88 | 92,96 | 155,69 |
Итого | 1196,50 | 1705,90 | 509,40 | 142,57 |
Данные табл. 1.3 показывают тенденцию увеличения выручки, получаемой от реализации всех видов светильников. Как можно видеть из табл. 1.3, наибольшую прибыль предприятию приносят реализация люстр, бра и настольных ламп.
В целом динамика изменения доходов ООО «Успех» от реализации люстр и светильников свидетельствует о переходе торговли на новую фазу жизненного цикла – стадию зрелости. Поэтому для предприятия важно пересмотреть маркетинговую политику в отношении светильников и определить направления, реализация которых позволила бы улучшить финансовые результаты предприятия и укрепить его положение на рынке люстр города.
Основных конкурентов ООО «Успех», реализующих люстры и светильники, можно разделить на три группы:
1. Салоны дорогих светильников:
- салон светильников «Vinisa», специализирующийся на высококачественных товарах преимущественно производства Италии, трех-, четырех- и пятислойного стекла, ручной работы. Цены на светильники колеблются в диапазоне от 3,5 до 500-800 тыс. руб.;
- «Ваш дом» и «Ваш свет» - два магазина, предлагающие светильники европейских производителей по ценам от 1 до 300 тыс. руб.
2. Магазины, реализующие светильники по умеренным ценам:
- магазин «Свет», предлагающий товары производства Италии и Германии по ценам от 200 руб. до 100 тыс. руб.;
- «Светлана», реализующий недорогие и современные люстры, бра, торшеры производства Польши и Тайваня;
- «Товары для Вашего дома», отличающийся высоким качеством обслуживания,но ориентирующийся на людей со средним достатком (невысокие цены и небольшой ассортимент);
3. Специализированные магазины.
- салоны «Люстры Чижевского» и «Универсам», реализующие люстры Чижевского (шар, зонт, глобус, бра) и очистители-ионизаторы воздуха;
- магазин «Искра» предлагающий большой выбор ваз-светильников;
- ООО «Экосервис» реализующий промышленную, бытовую и офисную светотехнику только крупным оптом.
Первая группа конкурентов по итогам 2006 года удерживала 15% от емкости рынка; еще 15% занимает третья группа. ООО «Успех» являлось бы монополистом на рынке люстр в своем районе, если бы не мини-рынки, сосредоточивающие до 20% рынка города и около 45% рынка района. В настоящее время доля рынка ООО «Успех» составляет 11% по городу, 25% - по району.
Конкурентный лист ООО «Успех» представлен в табл. 1.4. При составлении таблицы 1.4 был применен метод экспертных оценок, в качестве экспертов выступили два продавца из отдела светильников ООО «Успех». Оценка каждого из приведенных в таблице показателей дана в баллах по пятибалльной шкале.
Таблица 1.4