МУЛАДХАРА— выживание и борьба за него.




Нам не удалось избежать классических санскритских названий центров: они закрепились в литературе и уже сформировались прилагательные: манипурные методы, сердечный уровень… Эти формы оценки настолько носятся в воздухе, что все шире применяются такие «антропоцентрические» термины в культурологии: «пупочный уровень» (в нашем кино)… /кинорежиссер Светлана Дружинина, т/к «Культура», 2.11.2011/.

Итак, снизу вверх:

1. – Муладхара (центр в основании копчика) соответствует самому низшему состоянию системы – единственная цель: выжить! Люди с нераскрытой, непроработанной Муладхарой, как правило, трусливы. Субъективное ощущение включения 1-го центра: «душа в пятках », чувство падения точки сборки в самое нижнее положение. Под точкой сборки после К.Кастанеды принято понимать точку в теле, в которой мы ощущаем душу – на самом деле мы так и воспринимаем доминирующую в данный момент включенную чакру.

Типичный пример – Зигмунд Фрейд с его страхом смерти. На нашей табл.2 видно, что лишь двумя нижними уровнями ограничивал великий психиатр всего человека как личность.

В основании разработанной им лестницы духовной эволюции личности С.Кьеркегор [11] тоже ставит «стадию отчаяния», причем глубина падения субъекта относительно его же идеала по нашему мнению может служить источником энергии (разность потенциалов) для последующего личностного развития. Недаром в тибетском буддизме считалось, что ученик 7 раз самостоятельно поднявшийся из стадии отчаяния – уже святой.

2. Следующей стадией у Кьеркегора является обыватель – ограниченный, равнодушный ко всему (в том числе к морали), безличный, пребывающий в иллюзиях (в том числе алкоголизм, наркомания…). Это очень жесткая, хотя и во многом обоснованная позиция.

2. Свадистана – (центр, связанный с половыми органами). Этот центр отвечает за любовь сексуальную, простейшую устроенность, быт – это типичный Обыватель… Главными ценностями тут будут семья, любовь, дети и пафос этого уровня звучит по-библейски: «плодитесь и размножайтесь!»

3. Манипура (зона пупка). Цель и пафос Манипуры – это борьба за Власть над Материей, т.е. борьба за деньги, имущество, власть над людьми. Например, для фирмы и государства эта же стадия будет связана с захватом и укреплением власти и денежного обращения, причем именно «манипурными » методами – т.е. максимально жесткими, тоталитарными.

По Кьеркегору это стадия «отчаяние-вызов» окружающему миру: субъект уже осознает себя «здесь и сейчас» вместе со своей моральной ответственностью – но обуянный гордыней, не желая еще слышать о Высших Силах и высших ценностях, стремится получить как можно больше от материального мира. Только с этой стадии – считает Кьеркегор – можно говорить о Личности /12/. Это пафос всей западной цивилизации: ее цель – полная кормушка, Власть и Деньги – а духовные ценности здесь не в цене...

Однако статистические данные, полученные в США еще в конце 80-х годов, свидетельствуют о том, что при грамотном опросе и там можно выявить людей всех уровней:

«Психологи выявили объективные стадии морального развития личности – в основе лежит мотив, побуждающий человека к выполнению моральных норм:

1 стадия – боязнь наказания…» /типичная Муладхара/,

2 – ожидание поощрения » (Свадистана),

3 – ожидание социального одобрения и

уверенность в необходимости соблюдения всех предписаний» (Манипура),

4 – понимание относительности правил (Сердце) и даже

5самостоятельный выбор принципов поведения» (Сердце и выше)[12].

4. Анахата (Сердце) – это уже центр общения с людьми и Богом, причем как в христианстве, так и в восточной мистике[13]: мы не зря говорим: сердечный человек или бессердечный, мы любим «сердцем», чувствуем высокие порывы сердцем... Человек этого уровня – Настоящий Духовный Интеллигент, и ценности его – Добро, Общее Благо, т.е. Любовь ко ВСЕМ людям, а не только к своим близким – как на Свадистане. Практически, человек с полностью открытым Сердцем – это Святой. Пафос христианства, его Цель – ОТКРЫТЬ СЕРДЦЕ! Собственно, это цель всех мировых религий: мы находим те же ценности милосердия, любви ко всем существам и в буддизме, др.

Уже наглядно видно, что иллюзорные ценности (по П.Сорокину) или «кукольные идеалы» /по А.Подводному/ – это уровни ниже Сердца, ниже пояса (буквально ). Достижение их не приносит ожидаемой радости – скорее разочарование. Это типичные низменные ценности мира потребления (по П.Сорокину).

С уровня Сердца начинается «ватерлиния Духовности» и служение Истинным, Высоким Ценностям.

5. Вишудха (горло) – центр Красоты и Гармонии, ее восприятия, это центр Анализа и Понимания мира. Достижение Прекрасного как Цель может перед собой ставить деятель искусства, культуры – если он кладет свою жизнь на алтарь Красоты. Компромисс здесь вряд ли возможен: любая мысль о деньгах автоматически отбрасывает, опускает субъекта на уровень Манипуры…

Собственно, атеисты по определению не могут подняться выше уровня Сердца: даже если они искренне принимают как высшую ценность Любовь, Добро, Красоту (деятели искусства) или Истину (ученые) – но думают, что не верят в Бога – они являются лишь бессознательно верующими в Него, поскольку, как мы уже упоминали, – все это Имена Бога!

В общем смысле: только осознание ценностей следующего уровня (и бренности старых ценностей) позволяет подняться на новый уровень. Или по К.Г.Юнгу – решение проблемы своего уровня возможно лишь после подъема на более высокий уровень этой же лестницы: «путем перерастания /личностью своей/ проблемы»/11/.

6. Аджна (Третий Глаз в межбровии) – это Синтез Знания, понимание всего мира в его внутренней Гармонии. Такую цель ставит перед собой ученый или мистик, причем – далеко не каждый… Это невозможно без хотя бы секундных контактов с Высшими Планами Мироздания. Третий Глаз – редуцированный у современных людей орган ясновидения. Он еще активен у всех детей до 7 лет. Люди с хотя бы медитативно, на секунды приоткрывающейся Аджной могут сразу дать ответ сложной математической задачи или угадывают (точнее – видят) судьбу человека… Мы называем это интуицией, но это просто считывание (чаще бессознательное) информации с Высших Планов…

7. Сахасрара – центр над теменем на 5-10 см выше поверхности головы. Он обычно изображается в раскрытом виде как 1000-лепестковый лотос, и это уже Бого-Человек, Совершенный, высочайший Святой, закончивший человеческую Эволюцию. Его сознание соединено с Сознанием всего человечества и Бога, что и является на нашем отрезке эволюции Целью: осознать свою роль и миссию как клеточки в гигантском организме Вселенной, этом теле Бога

Востоковед В.В.Малявин [14]вслед за К.Г.Юнгом /7/ и цитируя также Шлегеля и Ницше, относит это разделение на две полярные понятийно-ценностные системы за счет фундаментальных различий в духовных традициях Востока (духовная система ценностей) и Запада (где официальная христианская система ценностей деформирована, втиснута в прокрустово ложе общества потребления). Аналогичный взгляд на «конфликт цивилизаций» - в этом случае восточных и русско-православной с одной стороны - и западного протестантского либерализма с его утилитарными ценностями с др. стороны – высказывают С.Хантингтон и А.Н.Шаров [15].

Выводы:

1. В западной цивилизации мы имеем конфликт 2 систем ценностей, которые издавна антагонистичны: идеалистическую (духовную) и материалистическую-атеистическую (потребительскую). Понятийно-ценностная система атеистов выглядит несколько урезанной по сравнению с системой духовных ценностей.

2. Восточная ценностная система представляет собой семиуровневую лестницу постепенного духовного роста личности – по мере понимания субъектом вначале низких грубо-материальных (ложных, иллюзорных) ценностей, а потом и Высших вечных духовных Ценностей.

E-mail: olga-stukova@mail.ru


1. [1] итирим Сорокин. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты (В сер: Человек мира). – СПб: Невский пр-т, 2007. – 176с.

[1] Тульчинский Г.Л. Личность как аутопроект. - //доклад на СПб-ском отд. Росс.Философ. общ., 3.09.2011.

[2] Стукова О.В. Вечные законы и тонкие механизмы духовности и религий. – СПб: 2007. – 188 с.

[3] Ильин И. Путь к очевидности /в сер. «Мыслители ХХ века»/ – М:Республика, 1993.- 431с.

[4] Живая Этика, т.1,кн. 4(Знаки Агни-Йоги), п.107.- Самара: 1992 (в 3 т.).

[5] А.Мень. Истоки религии. – Брюссель, 1991.- 428 с.

[6] Карл Густав Юнг. Йога и Запад. – Львов-Киев: 1994. -230 с.

[7] Статистика из журн. “Mondo e Missione”, 1980, No 6-7,p.384 /цит. по /6/.

[8] Клинецкая Н.В. Влияние религии на некот. аспекты дух-нравств.воспит. молод. чел-ка в совр. России-/докл. на конф. по религиовед., СПб: РГПУ им. Герцена, 27 апреля 2011 г.

[9] Подводный А. Тонкая семерка (в 2 кн.) – Воронеж: МОДЭК, 1993.

[10] Кен Уилбер. Интегральная психология. – М:АСТ, 2004. -412 с.

[11] Кьеркегор С. Страх и трепет. – М:Республика, 1993. -383 с.

[12] Psychology, 1988, v.25, № 1, 1-9. /цит. по РЖ «Биология», 1988/.

[13] Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. – // Вопр. филос., 1990, №4,с.62-87.

[14] Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. – М: Наталис, 1997.- 367 с.

[15] Шаров А.Н. //4-е чтения по истории россий. социол. – Ж-л социол. и соц. антропол, 2010, XIII, №3, с.194.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: