СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ




СУБЪЕКТЫСКД

Социальная и культурная досуговая самоорганизующаяся и организованная профессионалами педагогическая проектно-технологическая деятельность социально-культурного субъекта, направленная с помощью вербальных, событийных, игровых и информационно-электронных коммуникаций на творческое развитие и саморазвитие человека, его воспитание и обучение, развитие и саморазвитие культуры и общества, обеспечивающая актуальный антропогенез и микродинамику социально-культурных процессов в глобальном и локальном пространстве, социальном и индивидуальном времени

Цели СКД Творческое развитие (саморазвитие), воспитание (самовоспитание), обучение (самообучение) человека в индивидуальном и социальном времени и пространстве культуры и досуга

Предмет СКД Педагогика (педагогический процесс) социально-культурной деятельности как относительно контролируемая часть процессов творческого развития, социализации, инкультурации человека

Субъекты СКД Субстанциональный субъект СКД – человек (соц. группа, этнос, человечество)

Институциональные субъекты СКД: а) институты образования, культуры, досуга; б) институты государственной власти и гражданского общества

Неинституциональный (превращенный) субъект СКД: а) национально-ценностное и знаково-символическое ядро культуры; б) менталитет этноса

Субстанция (сущность) СКД Самоорганизующаяся и организованная профессионалами социальная и культурная досуговая педагогическая деятельность, протекающая в форме досугового общения субстанциональных субъектов СКД по предмету интереса, а также в творческих коммуникаций (вербальной, событийной, игровой, информационно-электронной), разворачивающихся во времени и пространстве на основе проектно-технологического комплекса СКД форме организованных профессионалами СКД в условиях социально-культурных институтов

Характер и содержание СКД Практическая социально-культурная досуговая непрофессиональная деятельность человека, характеризующаяся: а) свободно-гедонистическим б) рационально-целеполагающим содержанием в) творческо-коммуникативным формами реализации.

Теоретическая и практическая проектно-технологическая социально-культурная деятельность профессионалов и интуитивно-практическая организаторская и творческая деятельность непрофессионалов СКД

Средства СКД Организационно-лидерские, художественно-творческие, технические и т.д. способности непрофессионалов СКД

Совокупность социально-культурных технологий профессионалов СКД

Результат СКД 1) Макроуровень: актуальный антропогенез

2) Мезоуровень: а) развитие и саморазвитие социально-культурных институтов, включая институты гражданского общества, массовые социально-культурные движения; б) развитие социальной, культурной и др. политик государства

3) Микроуровень: развитие и саморазвитие отдельной личности, малой социальной группы, локальных объединений и движений

4) Организационно-технологический уровень развития СКД, осуществляемый профессионалами: создание социально-культурных проектов и программ разного типа, содержания и уровня, направленных на формирование новой и совершенствование существующей социально-культурной реальности в реальном времени и конкретном (локальном, муниципальном, региональном и т.д.) пространстве

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Следующие груп­пы соци­альных институтов: 1. Экономические — это все институты, которые обес­печивают процесс производства и распределения матери­альные благ и услуг, регулируют денежный оборот, зани­маются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, за­воды и т.д.). 2. Политические — это институты, которые устанавли­вают, исполняют и поддерживают власть. В концентриро­ванной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокуп­ность политических институтов позволяет определить по­литическую систему общества (государство с его цент­ральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объ­единения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в дан­ном случае строго определены: выборы, митинги, демон­страции, предвыборные кампании. 3. Воспроизводства и родства — это институты, благо­даря которым поддерживается биологическая непрерыв­ность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака). 4. Социально-культурные и воспитательные — это ин­ституты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации моло­дого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспита­тельный институт, образование, наука, культурно-воспи­тательные и художественные учреждения и т.п.). 5. Социально-церемониальные — это институты, регули­рующие повседневные человеческие контакты, облегчаю­щие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определя­ются и регулируются способы приветствий и поздравле­ний, организация торжественных свадеб, проведение со­браний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объедине­нием (общественные организации, товарищеские объеди­нения, клубы и т.п., не преследующие политические цели). 6. Религиозные — институты, организующие связь че­ловека с трансцендентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отноше­ния. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочислен­ные человеческие отношения. В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются харак­терными для всех типов цивилизации. Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и не­формальными. Формальный институт — это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируют­ся предписаниями законов или иных правовых актов. Формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными соци­альными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г.Эфендиев написал, что «если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то фор­мальные социальные институты — это достаточно проч­ный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества». Неформальный институт — это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нор­мативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, вы­полняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодея­тельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.). Все социальные институты любого общества в различ­ной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением мини­мальных стандартов заботы о детях и матерях. Взаимосвязанная система институтов образует целост­ную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормаль­ного функционирования всего общества. Система соци­альных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к об­разованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов.

 

 

Клуб - (от англ. club - объединение связанных общими людей, целями). Форма добровольной обществ, организации, объединяющей людей в целях общения на основе совместных интересов (полит., научных, художественных и др.)

Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности. Эта деятельность осуществляется в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее результаты носят, как правило, некоммерческий характер. Как добровольно объе­диняющаяся общность людей клуб может приобрести статус обществен­ной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

Таким образом

аудиторию., клуб в широком понимании — это государственная, общественная, коммерческая, частная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культу­ры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании куль­турных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любой иной структуре клубного типа предоставляется право совер­шения различного рода сделок и иных юридических актов, необходи­мых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреж­дениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художест­венной самодеятельности и технического творчества, клубы по интере­сам и другие инициативные формирования, в том числе и кооператив­ные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Лишь часть населения страны составляет реальную аудиторию клубов, т. е. входит в число тех, кто в заметной мере вовлечен в деятельность клубов, испытывает их влияние. Остальное население составляет потенциальную

Охват влиянием клубов разных групп населения весьма различен. Наиболее активны в этом плане сельские старшеклассники и относительно молодые горожане с образованием ниже среднего. Люди старше 30 лет, особенно имеющие высшее образование, бывают в клубах намного реже.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: