Формулирование учебных (дидактических) целей




Занятие — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в занятии.

Цели занятия - это глубоко продуманный путь организации и руководства деятельностью студентов в конечном виде.

Ставить цель, - значит, предопределять, планировать, решать, что и как будет сделано на уроке, и при этом очень чётко представлять себе весь ход предстоящей на уроке работы и тот уровень, на котором материал должен быть усвоен:

а) уровень представления;

б) уровень знаний;

в) уровень умений и практического опыта

г) уровень творчества.

Диагностика целей.

Преподаватель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. С

Следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей, т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена (в группах с более слабым контингентом). Преподаватель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.

 

Требования к формулированию целей

Цель должна быть а) четко сформулированной:

б) понятной;

в) достижимой;

г) проверяемой:

д) конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства. Это один из кирпичиков здания, которое называется - урок. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, это равносильно тому кирпичику, который уложен набекрень. Значит и весь сценарий урока преподавателем построен второпях и без логического завершения.

Примеры неправильной постановки цели:

1. Изучить тему: «Диэлектрические материалы;

2. Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор студентов.

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения. Нa занятиях преподаватель должен решать постоянно триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; поэтому и ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, а лично перед собой еще и методическую.

 

Формулирование учебных (дидактических) целей

Государственный образовательный стандарт четко определил уровни усвоения знаний студентами.

Часть материала на уроке преподаватель преподносит для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях.

 

Характеристика деятельности обучающегося Глаголы для формирования обучающей цели Глаголы для формирования предполагаемого обучения – методическая цель (преподаватель ставит для себя, в задание обучающемуся не прописывает)
I уровень Представление
Узнавание, различение, припоминание, воспроизведение, ориентация … Сформировать представление о… Познакомиться с …. Высказывает общее суждение, называет очевидные признаки, различает по очевидным признакам, распознает по очевидным признакам
II уровень Понимание
Осознание, осмысление, установление причинно-следственных связей, преобразование (трансформация материала, например из словесной формы в математическую), интерпретация знаний (истолкование, раскрытие, объяснение смысла)… Сформировать знания о … Раскрыть сущность понятия … Объяснить сущность процесса … Объяснить сущность явления… Излагает, объясняет, описывает, раскрывает, трактует…
III уровень Применение
Деятельность (интеллектуальная, практическая) в знакомой ситуации: по образцу, алгоритму, с подсказкой …. Сформировать практические знания о … Сформировать умения… Сформировать практический опыт… Развивать умения… Закрепить умения…   Анализирует, аргументирует, включает, выводит, выявляет, группирует, доказывает, дополняет, заключает (делает заключение), квалифицирует, комментирует, конкретизирует, обобщает, обосновывает, оперирует, отбирает, оценивает (дает оценку), распределяет, соотносит, сравнивает, устанавливает, характеризует, апробирует, внедряет, выполняет, демонстрирует, закрепляет, извлекает, изменяет, измеряет, имитирует, использует, испытывает, налаживает, обеспечивает, организует, оформляет, проверяет, производит, разрабатывает, рассчитывает, расшифровывает, регулирует, решает, собирает, соединяет, составляет, управляет, устраняет, формирует, читает, эксплуатирует….
IV уровень Творчество (перенос)
Деятельность в новых условиях, перенос знаний, умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение структуры объекта, видение новой функции объекта от традиционной. Учет альтернатив при решении проблемы, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы… Применять знания и умения в нестандартных ситуациях… Решать нетиповые учебные задачи Находить пути решения противоречий Научить действовать в нестандартной (нетиповой) ситуации)   Видоизменяет, выделяет, интерпретирует, интегрирует, импортирует, конструирует, корректирует, моделирует, обновляет, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, систематизирует, совершенствует, типизурует..

Для учебного занятия изучения нового учебного материала (т.е. лекции, работы с учебником, текстом, киноурока и т.д.) формулируется цель либо на уровне представления, либо на уровне понимания.

Для учебного занятия закрепления знаний, совершенствования умений (т.е. практического или лабораторного занятия) формулируется цель на уровне применения. Цель на уровне творчества (переноса) преподаватель только предполагает (ставит в уме), организуя работу с отдельными одаренными студентами, реализуя индивидуальный подход в обучении.

Для учебных занятий обобщения и систематизации знаний обучающая цель может быть сформулирована:

«систематизация знаний, умений по теме … (разделу …, модулю..)».

Для учебных занятий контроля и коррекции знаний и умений обучающая цель может быть сформулирована:

«осуществить контроль знаний, умений по теме … (разделу …, модулю..)».

Для комбинированных занятий рекомендуется формулировать две обучающие цели, соответствующие обеим составным частям такого учебного занятия

 

Развивающие цели урока

«Студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Эти слова должен помнить каждый преподаватель, ведь задача педагога не просто передать студенту сумму знаний по теме, а научить эти знания применять в жизни. Преподаватель должен научить студента оперировать ими знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное развивать у студента память, логическое мышление. Чтобы занятие было не просто учебным, а развивающим, необходимо четко формулировать развивающие цели.

Примеры формулировки развивающих целей занятия:

1. Способствовать развитию логического мышления;

2. Развивать память;

3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;

4. Развивать умение выделить главные свойства __________;

5. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;

6. Развивать умение составлять план и пользоваться им;

7. Развивать умение составлять факты и события;

8. Развивать наблюдательность;

9. Развивать внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: