Социально-педагогические основы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних




Нарушения процесса социализации

Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния. Показателем социальной зрелости личности служит ее готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности. Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.

Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Скажем, инфантильность, социальная незрелость, возникающие в результате "тепличных условий" воспитания, преднамеренного ограждения подростка, юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей и т.д. Либо социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа как на докриминогенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном уровне, выражающемся в преступных, уголовно-наказуемых действиях.

По-видимому, необходимо различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного хар актера, и нарушения социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации.

Причины. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые, в конечном счете, обусловливают, по словам Л. С. Выготского, "врастание в человеческую культуру". Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер.

По сути дела, десоциализация — это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

Социально-педагогические основы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних

В современном мире происходит изменение общественного строя и общественного сознания, в связи с этим многие факторы (социальные, биологические) воздействуют на развитие детей и подростков. В связи с этим увеличивается количество отклонений в развитие личности и поведение подростков. В этой связи становится необходимой профилактика девиантного поведения посредством следующих направлений: выявление неблагоприятных факторов и неблагоприятных воздействий со стороны ближайшего окружения, которые содействуют отклонению в развитии личности несовершеннолетних.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит».

Причины. Зачастую девиантное поведение подростов является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-личностных, типологических психологических факторов формирования личности в период подростничества и ассоциальной направленности социального окружения. Анализ причин девиантного поведения подростков позволяет разработать эффективные методики психолого-педагогического воздействия на подростков c девиантным поведением, разработать рекомендации по социально-педагогической профилактике подростковой девиации.

Под профилактикой девиантного поведения понимается «система действий, комплекс методов и приемов, обзор содержания и форм поведения несовершеннолетних, то есть с помощью чего предотвращаются, предупреждаются проявления девиантного поведения». В связи с тем, что профилактическая деятельность является общегосударственной задачей, для успешности ее решения предлагаются совместные координированные усилия «врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, специалистов социально-культурной деятельности, социальных педагогов, педагогов-организаторов, представителей СМИ»

Ранняя профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического.

Процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков должен включать в себя комбинацию методов, приемов, средств и форм в соответствии с функциями процесса: диагностическая и восстановительная (методы убеждений, упражнения, примеры), исправительная и компенсирующая функция (метод баллотирования, релаксации, коррекции), корректирующая и прогнозирующая функция (метод соревнования, принуждения, поощрения), стимулирующая и побуждающая функции (метод состязательства, самопрофилактики, создания ситуации успеха).

Основными методами работы, используемыми в социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков, являются тренинг, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры.

Таким образом, социально-педагогическая профилактика девиантного поведения является комплексным явлением, включающим в себя мониторинг всех факторов риска, просветительскую деятельность с семьей подростка и ближайшим социальным окружением, а также активную социально-педагогическую деятельность, направленную на развитие личностных ресурсов подростков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: