Репрессии в отношении Пастернака




Урок 134-135 гр. МОС-19-1 18.12.2020

Здравствуйте, уважаемые студенты!

Задание: Вам необходимо самостоятельно изучить материал, выполнить задания.

Выполненную работу оформить в тетради и отправить отдельным файлом (электронный документ) в личное сообщение через социальные сети VK или на электронную почту kuchermila69@gmail.com.

Если такой возможности нет, выполненное задание предоставить в распечатанном (рукописном) виде после возобновления занятий.

Тема: Б.Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь.

Цель: раскрыть глубину творческой личности Б.Л. Пастернака, его взгляды на призвание и судьбу поэта; от символизма и футуризма до осознания «вечных тем» в поэзии; формировать идейно-нравственные убеждения учащихся, развивать их эстетические вкусы; воспитывать любовь к поэзии Б.Л. Пастернака.

 

Всеми силами души надо стремиться к истине.

Ален Эмиль Шартье

 

Ход урока

Очень давно, еще в самом начале века, своим красивым летящим почерком Борис Пастернак написал не университетской грифельной доске вынесенные в эпиграф урока слова французского философа Алена, и эти слова навсегда станут его убеждением, его нравственным императивом.

На сегодняшнем уроке вам предстоит убедиться, что на протяжении всей неимоверно трудной и блистательной жизни поэт никогда не поступился своими взглядами, сформированными в юности.

Чтение стихотворения «Во всем мне хочется дойти…»


Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя от части,

Я написал бы лосем строк

О свойствах страсти.

О беззаконнях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожжю жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гусаком, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье м’яти,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетива

Тугого лука.

(1956)


Вопросы

· Какие строки этого стихотворения ближе всего вашей душе, отражают ваши чаяния, стремления? Почему?

· Подумайте и ответьте на вопрос: «Как получилось так, что поистине великий поэт Пастернак не был понят в своей стране, не оценен по достоинству?»

· Вот на этот вопрос мы поищем ответ в его биографии.

Детские годы писателя

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля по н.с._ 1890 г. В Москве, в Оружейном переулке в семье молодого живописца Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман.

В доме Пастернаков установилось господство музыки и краски.

Когда мальчику было три года, родился брат Александр, а вскоре отец стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Семья переехала на улицу Мясницкую.

Отец становился все более заметной фигурой артистической Москвы. Он много работал и успевал зарисовывать почти все, что видел дома, на прогулке, на вечерах.

Розалия Исидоровна после нескольких концертных сезонов посвятила себя заботам о муже и детях, которых вскоре стало четверо.

Дома устраивались музыкальные вечера. Здесь бывали музыканты, писатели, художники: Скрябин, Толстой, Поленов, Левитан, Серов.

Духовное становление поэта

Борис Пастернак считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Впоследствии он писал: «…Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме».

Мальчику представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа, - осознания и воплощения. Он любил осмыслять и рассуждать. Начал заниматься музыкой. Толчком к этим занятиям послужили звуки музыки Скрябина. Было это так.

В 1903 г. Семейство Пастернаков снимало дачу в Оболенском под Москвой. Там они познакомились с соседями – семьей А.Н. Скрябина. И Борис случайно услышал, как Скрябин сочиняет музыку. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке мальчик узнавал окружающую природу, шум леса, пение птиц. Открытие было равносильно решению: не откладывая, профессионально учиться музыке.

Начало творческого пути

И действительно, одновременно с гимназией, которую окончил в 1908 г., Борис практически прошел курс консерватории. Оставалось сдать весной экстерном экзамены. Но, осознавая, что поставил перед собой непосильную задачу, он с болью отказался от завершения музыкального образования и поступил в университет. Правда, была и другая причина такого решения: Пастернак писал стихи. Но каждый раз его попытки прочитать их в узком кругу вызывали насмешки. Он отложил поэзию. И поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

Увлеченно занимаясь на первых курсах, Борис снова начал писать стихи и прозу. И за время учебы пришел к выводу, что любит литературу больше всего.

К 1912 г. Мать скопила денег и предложила Борису поехать за границу. Пастернак выбрал Марбург (Германия), где в те годы процветала знаменитая философская школа во главе с Германом Когеном.

Пастернак поехал на летний семестр. Его доклады на заседании трех семинаров произвели впечатление, и профессор Коген предложил ему после окончания Московского университета вернуться в Германию для подготовки к докторской степени. Но решение бросить философскую карьеру было к тому времени уже принято.

Как когда-то в Москве – отказ от музыки, в Марбурге – отказ от философии.

Борис вернулся в Москву и блестяще окончил университет в 1913 г.

Ни одно из юношеских увлечений поэта не прошло даром.

Его стихи и проза свидетельствуют о рано развившемся пластическом восприятии, профессиональном владении мелодикой и композицией. И еще – об истинной интеллигентности и непосредственности не умеющего притворяться человека.

Ранняя лирика поэта

 

Молодой Пастернак субъектом стихов делал жизнь, а роль поэта видел взятой жизнью «напрокат»; поэт – орудие, средство выражения мира вещей. Таково видение проблемы поэзии и действительности. (Чтение стихотворения «Весна».)

 

Что, по мнению автора, призвана делать поэзия? (Поэзия и искусство – это своеобразный орган восприятия.)

Вспомните, какова была роль поэта и поэзии по мнению классиков русской литературы и представителей «серебряного века». Чем отличаются их взгляды от философской позиции Пастернака?

Зачастую ошибочно говорят, что большинство стихов Пастернака посвящено природе. Однако Пастернак почти не писал стихов, которые можно уверенно назвать пейзажными. Под эту рубрику подойдут немногие стихотворения, в основном поздних лет («Весна в лесу», например). Обычно «стихи о природе» у него намного шире и глубже по содержанию. Так, в книге «Сестра моя – жизнь» (1922) основные темы – природа, любовь, искусство – сплавляются в единое целое. Природа у Пастернака, в сущности, - один из образов (и даже синонимов) жизни. Но жизнь шире этого образа, она включает и любовь (лирическое чувство), и мир вещей. Поэтому Пастернак больше любит не дикую природу, а «одомашненную», перемешанную с вещами. (Чтение стихотворения «Воробьевы горы».)

Воробьевы горы

Грудь под поцелуи, как под рукомойник!

Ведь не век, не сряду лето бьет ключом.

Ведь не ночь за ночью низкий рев гармоник

Подымаем с пыли, топчем и влечем.

Я слыхал про старость. Страшны прорицанья!

Рук к звездам не вскинет ни один бурун.

Говорят – не веришь. На лугах лица нет,

У прудов нет сердца, бога нет в бору.

Расколышь же душу! Всю сегодня выпень.

Это полдень мира. Где глаза твои?

Видиш, в ысях мысли сбились в белый кипень

Дятлов, туч и шишек, жара и хвои.

Здесь пересеклись рельсы городских трамваев.

Дальше служат сосны. Дальше им нельзя.

Дальше – воскресенье. Ветки отрывая,

Разбежится просек, по траве скользя.

Просевая полдень, Тройцын день, гулянье,

Просит роща верить: мир всегда таков.

Так задуман чащей, так внушен поляне,

Так на нас, на ситцы пролит с облаков.

1. Каково общее настроение стихотворения?

2. Какую ноту вносит в общий приподнятый тон произведения вторая строфа? (Стихотворение демонстрирует тот философский оптимизм, который был присущ Пастернаку: несмотря на проснувшееся воспоминание о бездушной природе («у прудов нет сердца, Бога нет в бору») вечный праздник природы-жизни все-таки продолжается («дальше – воскресенье. Ветки отрывая, Разбежится просек, по траве скользя»). Поэтому лирика Пастернака не знает темы смерти в открытом виде.)

Летом 1914 г. Пастернак познакомился с Маяковским. Пастернак писал: «Я был без ума от Маяковского», «Я его боготворил».

С русскими футуристами Пастернака сблизило неприятие старого буржуазного мира.

Но поэт не увлекался словотворчеством.

(Чтение стихотворения «Определение поэзии»)

1. Как Пастернак определяет предмет и суть поэзии? (В стихотворении чувствуется расширение пространств до космических пределов: «слезы вселенной», ночь и звезды. Вся поэзия Пастернака – это дороги и разворачивающиеся пространства.)

1914 г. Первая мировая война. Пастернак должен идти служить, но освобожден от военной службы.

Время перемен

Борис Пастернак поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших на оборону. Он был потрясен красотой Урала.

В конце 1916 г. Вышла в свет книга «Поверх барьеров».

Узнав о Февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 г. Книга лирики «Сестра моя – жизнь» вывела имя Пастернака в первые литературные ряды того времени.

Потом появилась книга «Темы и вариации». Она упрочила его имя, однако обозначила внутренний душевный спад. Пастернак четко почувствовал, что извечный предмет лирики – человек и состояние его души – утратили право на существование. Он понимает, что надо жертвовать временным ради вечного.

Поэзия Пастернака приобретает известность, вызывает восторженные отзывы поэтов: Брюсова, Цветаевой, Маяковского, Асеева и др.

Искренняя и нежная дружба связывала Пастернака с А.А. Ахматовой, А.М. Цветаевой.

В 1930-1932 гг. выходит еще одна книга стихов «Второе рождение». Шедевром из этого сборника можно назвать стихотворение «Никого не будет в доме…».

(Чтение стихотворения «Никого не будет в доме…»)

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Боль, печаль)

- Какие образы помогают передать эти чувства?

- Какие художественные средства использует поэт?

Любовная лирика Бориса Пастернака связана с его глубокими переживаниями из-за разрыва с первой женой Евгенией Владимировной и сыном Женей, а также с женитьбой на Зинаиде Николаевне.

Прослушивание записи песни «Зимняя ночь» в исполнении Н. Носкова.

Репрессии в отношении Пастернака

С начала тридцатых годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей и выступал с речью на первом его Съезде. Поэт надеялся быть общественно полезным. Он смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение.

Весной 1936 г. Открыто заявил о своем несогласии с директивными статьями 2правды».

Когда Пастернака попросили подписать письмо, одобряющее расстрел военачальников, он ответил: «Мне никто не дал права распоряжаться жизнью и смертью других людей. Это вам, наконец, не контрамарки в театр подписывать».

С осени 1936 г. Тон публикаций по отношению к Пастернаку изменился:

О знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

«Именно в 36-ом году, - вспоминал Пастернак, - когда начались эти страшнее процессы, все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему. Я ушел в переводы…»

- О каких страшных процессах говорит Пастернак?

Пастернак начинает переводить Шекспира.

Первой переведенной им пьесой был «Гамлет».

Всего перевел Пастернак 8 пьес Шекспира. Шекспир стал духовным примером и собеседником Пастернака.

А потом началась Великая Отечественная война.

Страшные годы. Поэт бывал на фронтах. Читал свои стихи.

Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. В это время он начал писать роман 2Доктор Живаго».

В задуманном романе, по словам Пастернака, он стремился «дать исторический образ России за последнее 45-летие эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории».

Пастернак написал роман, когда на всевозможных общественных собраниях, на страницах газет и журналов шел идеологический разгром, начавшийся в августе 1946 г. ждановским постановлением. Пастернак жил в ожидании того, что его с минуты на минуту могут арестовать. «Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет», - говорил Пастернак.

(Чтение учеником стихотворения «Гамлет».)

Свой роман Пастернак закончил в декабре 1955 г., уже после смерти Сталина, когда началась так называемая «оттепель». И Пастернак предложил роман альманаху «Литературная Москва», журналу «Новый мир». Но рукопись всюду была отвергнута.

Весной 1956 г. У Пастернака в гостях был сотрудник итальянского радиовещания, коммунист Серджио Д’Анджело. Хозяин дал ему рукопись своего романа.

В 1957 г. Роман вышел на итальянском языке.

В то время, как роман Пастернака совершал триумфальное шествие по всему миру, на родине над автором сгущались тучи.

Буря разразилась, когда Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию.

Нобелевская премия

С 1946 г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.

В 1958 г., 23 октября, он ее получил «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

В тот же день Пастернак послал Шведской академии наук телеграмму: «Бесконечно благодарен, трону, горд, удивлен, смущен».

С этого момента события помчались с кинематографической скоростью:

· 24 октября стало известно о присвоении Пастернку Нобелевской премии. В этот же день первак демонстрація у дома поэта в Переделкино;

· 25 октября на двух полосах «Литературной газеты» редакционная коллегия бичует поэта, обвиняя в предательстве;

· 27 октября Президиум правления Союза писателей СССР и Президиум правления Московского отделения Союза писателей РСФСР на совместном заседании лишают Пастернака звания советского писателя и исключают из числа членов Союза писателей СССР;

· Через два дня после собрания, 29 октября, Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии, отправив телеграмму в Шведскую академию: «В связи с тем, как было встречено присуждение мне Нобелевской премии в том обществе, к которому я принадлежу, я считаю необходимым отказаться от нее, и прошу не принять это как обиду;

Чтение учащимися стихотворения «Нобелевская премия»

· Но и это не прекратило травли поэта. Вступила в игру газета «Комсомольская правда»: «пастернак – внутренний эмигрант. Пусть станет действительным эмигрантом и пусть бы отправился в капиталистический рай»;

· Пастернак написал письмо Никите Сергееву Хрущеву: «Связан с Россией рождением, жизнью, работой. Выезд за пределы моей родины для меня равносилен смерти…»;

· Письмо сработало. Уже через два дня поэту дали работу по переводу. Новые стихи составили последнюю его стихотворную книгу «Когда разгуляется».

(Чтение учащимися стихотворения «Осенний лес».)

Ритм работы писателя не нарушается. Но ухудшается здоровье. С начала 1960 г. Почувствовал боли в спине. С середины апреля он позволил себе лечь в постель. А 30 мая Б.Л. Пастернак скончался от рака легких.

Прослушивание аудиозаписи песни в исполнении В. Толкуновой «Во всем мне хочется дойти…»

Послесловие

Какова же судьба Нобелевской премии? 9 декабря 1989 г., на торжественном приеме в Шведской академии она была передана сыну поэта Евгению Пастернаку.

Завершая урок, посвященный жизни и творчеству великого Бориса Пастернака, мы снова обращаемся к эпиграфу: «Всеми силами души надо стремиться к истине».

Домашнее задание

1. Выучить наизусть одно из стихотворений Пастернака.

2. Выразительно читать прозвучавшие на уроке стихотворения, подготовиться к их анализу.

 

 

Приложение

***

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сум рак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замисел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сей час идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но ппродуман рас порядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

(1916)

***

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белах мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, - никого.

И поять зачертит иней,

И поять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И поять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но неждано по портьере

Пробежит вторженья дрож.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, выйдеш.

 

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то спрям из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

(1931)

Нобелевская премия

 

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

 

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, все равно.

 

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

 

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.
(1959)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: