Из курса «Статистика»
Знать:
· основные методы получения, обработки и анализа статистической
информации,
· систему статистических показателей, отражающих состояние и развитие экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни,
Уметь:
· организовывать статистическое наблюдение и обрабатывать
статистические данные;
· анализировать статистическую информацию и формулировать
выводы, необходимые для принятия решения осуществления практической деятельности;
Владеть:
· методологией исчисления важнейших статистических показателей,
отображающих социальные и экономические процессы;
· важнейшими методами статистического анализа; языком цифр
3. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции, соотнесенные с общими целями ОП ВО:
профессиональные компетенции:
расчетно-экономическая деятельность:
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
профильно-специализированные компетенции (ПСК):
способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного (ПСК-5);
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
- теоретическое и методологическое прогнозирование и планирование процессов в экономике разных территориальных уровней;
- современные подходы к государственному планированию и прогнозированию в развитых странах и в РФ;
Уметь:
- собирать и анализировать данные об объектах прогнозирования;
- определять первостепенные задачи государственного планирования и пути их решения;
- дифференцированно применять изученные методы в соответствии с типом задач;
Владеть:
- терминологической системой, специфичной для данного курса;
- навыками обработки текущих и прогнозных данных с использованием математических методов;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов (8 зачетных единицы) их распределение по видам работ представлено в табл.1.
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Семестр изучения | ||
Номера семестров 6, 7 | Номера семестров 9, 10 | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
Контактная работа, в том числе: | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
консультации | ||
другие виды контактной работы | ||
Самостоятельная работа, в том числе: | ||
изучение теоретического курса самоподготовка к текущему контролю знаний | ||
контрольная работа курсовая работа | ||
подготовка к зачету подготовка к экзамену | ||
Вид промежуточного контроля | Экзамен 7 Зачет 6 | Экзамен 10 Зачет 9 |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 2
Разделы учебной дисциплины | Семестр | Всего, час | Вид контактной работы,час | СРС | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Лекции | Практические занятия | Др. формы конт.работы | |||||
Тема 1. Роль макро-экономического планирования и прогнозирования в системе государственного регулирования | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 2.Типы планирования и прогнозирования Классификация планирования и прогнозирования | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 3. Прогнозирование макроэкономического развития. Философско-исторический подход к формированию образа будущего, в том числе экономических прогнозов. | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 4. Методологические основы прогнозирования и планирования | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 5. Организация прогнозно-плановой работы в экономике | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 6. Научные основы планирования и прогнозирования развития страны. Динамика и структура национальной экономики | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Подготовка к зачету | зачет | ||||||
Всего: | |||||||
Тема 7. Планирование и прогнозирование социального развития и уровня жизни, трудовые ресурсы, демографические проблемы. Проблемы обоснованности социально-экономических прогнозов | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 8. Прогнозирование и стратегическое планирование и программирования развития инновационной деятельности (НТП) | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 9. Методологические основы планирования обеспеченности природными ресурсами | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 10. Прогнозирование и стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема 11. Теоретические аспекты прогнозирования, программирования и стратегического планирования отраслей экономики | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Тема12. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях. Возможные сценарии и перспективы развития российской экономики | Собесед.; Участие в практ. занятии. | ||||||
Курсовая работа | |||||||
Подготовка к экзамену | Экзамен | ||||||
Всего: | |||||||
Итого по дисциплине | Зачет, экзамен | ||||||
Практические занятия
Таблица3
№ раздела | Наименование практических работ | Кол-во ауд. часов |
1. | Подготовка и обсуждение докладов на тему: Место планирования и программирования в развитии национальной экономики. Функции планирования, прогнозирования и программирования. Система стратегического регулирования развития национальной экономики. | |
Подготовка и обсуждение докладов на тему: 1. Социально—экономические системы. 2 Особенности директивного планирования. Опыт зарубежных стран. | ||
Прогнозирование макроэкономического развития. Философско-исторический подход к формированию образа будущего, в том числе экономических прогнозов. Подготовка и обсуждение докладов | ||
Методологические основы прогнозирования и планирования. Дискуссия, опрос | ||
Организация прогнозно-плановой работы в экономике. Дискуссия, опрос | ||
Научные основы планирования и прогнозирования развития страны. Динамика и структура национальной экономики Практические занятия в форме дискуссии | ||
2. | Планирование и прогнозирование социального развития и уровня жизни, трудовые ресурсы, демографические проблемы. Проблемы обоснованности социально-экономических прогнозов. Подготовка докладов | |
Прогнозирование и стратегическое планирование и программирования развития инновационной деятельности (НТП). Практические занятия в форме дискуссии. | ||
Методологические основы планирования обеспеченности природными ресурсами. Практические занятия в форме дискуссии. | ||
Прогнозирование и стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства. Подготовка докладов | ||
Теоретические аспекты прогнозирования, программирования и стратегического планирования отраслей экономики Подготовка докладов | ||
Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях Возможные сценарии и перспективы развития российской экономики Практические занятия в форме дискуссии. |
4.3.Содержание тем дисциплины
Тема 1. Роль макроэкономического планирования и прогнозирования в системе государственного регулирования
Предвидение. Прогноз. Гипотеза. Сценарии и концепции развития. Прогнозирование. Планирование. Индикативное и директивное планирование. Стратегическое планирование. Программирование. Целевая программа. Национальные проекты. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.
Цели программирования. Типы экономических программ: сводные, государственные, федеральные целевые, отраслевые и проблемные, региональные целевые, межгосударственные, международные, целевые; сводные, социальные, экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные; краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Формы программирования: национальные антикризисные программы, национальные программы, национальные проекты, целевые программы. Исторический опыт развития программирования в России и за рубежом. Система национальных проектов и программ.
Социально-экономическое прогнозирование как инструмент государственного регулирования. Место планирования и программирования в развитии национальной экономики. Функции планирования, прогнозирования и программирования. Система стратегического регулирования развития национальной экономики.
Определение макроэкономического планирования и его типов. Соотношение прогнозирования и планирования. Состояние прогнозирования социально-экономического развития в России.
Тема 2. Типы планирования и прогнозирования Классификация планирования и прогнозирования
Понятие социально-экономической системы, ее основные свойства, цели функционирования и развития. Прогнозирование. Планирование. Индикативное и директивное планирование. Стратегическое планирование. Программирование. Целевая программа. Национальные проекты. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования. Особенности применения директивного планирования. Опыт социалистических стран.
Индикативное планирование. Формы планирования: конъюнктурная, структурная и стратегическая. Эволюция индикативного планирования. Современная типология индикативного планирования. Структура индикативного плана. Международный опыт индикативного планирования. Формирование системы индикативного планирования в России.
Социально-экономическое прогнозирование как инструмент государственного регулирования. Место планирования и программирования в развитии национальной экономики. Функции планирования, прогнозирования и программирования. Система стратегического регулирования развития национальной экономики.