ВИДЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ




Саратовская государственная академия права

Поволжский региональный юридический институт

 

 

Учебная дисциплина – конституционное право зарубежных стран

 

Курсовая работа

 

 

Глава государства

 

(ВАРИАНТ IV)

 

 

Выполнил:

 

Саратов – 2001

 


Содержание

 

1. Глава государства – понятие и место в системе высших

органов государственной власти 3

 

2. Виды главы государства, порядок замещения должности 5

 

3. Компетенция главы государства 14

Список литературы 23


 

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Глава государства – это конститу­ционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государ­ственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под­писи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Ита­лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).1

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некото­рые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите­лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятель­но, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже пра­вительства (в условиях парламентарной республики). В парламентар­ных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских респуб­ликах, для того чтобы некоторые акты президента или монарха дейст­вовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так на­зываемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение дан­ного акта президента или монарха.

Компетенция главы государства более подробно будет рассмотрена в третьей главе данной работы.

 


ВИДЫГЛАВЫГОСУДАРСТВА, ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ

 

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором – постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государст­венные советы в странах тоталитарного социализма – в СССР, Болга­рии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органом явля­ется Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституции глава государства – председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие (функции главы государства он вы­полняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц – мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один годи суще­ственных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный мо­нарх», в Малайзии – выборный монарх.

Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и т.д.) полномочия главы государства принадлежат британскому монар­ху. но осуществляет их генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа –Новой Гвинее избирается парламентом.

После военных перево­ротов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президен­ту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы госу­дарства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемони­альные (например, прием верительных грамот иностранных дипломати­ческих представителей) – председателем коллегии или его замести­телем.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо­нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель­ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст­венности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политичес­кую ответственность несут его министры.

Монарх имеет право на особый титул – король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владе­ния монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в дан­ном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государст­венными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор – лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственно­го бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средст­ва – цивильный лист.

Монарх получает и передает свой пост по наслед­ству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия. Япония к др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, жен­щины поданной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государ­стве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XV11I вв.);

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определен­ное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Ку­вейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших свя­щеннослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудов­ской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благо­честии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь пле­мени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочис­ленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам еще при жизни определяет будущего наследника – не обязательно старшего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний срок султанами монархических субъектов фе­дерации (есть и немонархические) и только из их числа.

После наследования престола предусмотрен особый обряд корона­ции. Корона­ция означает окончательное воцарение монарха.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершенноле­тия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становит­ся регентом. В некоторых случаях создается регентский совет из не­скольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится коро­лем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.1

Рассмотрим институт президентуры. Существуют две её основные формы: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, суще­ствовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других стра­нах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномо­чия президентуры разделены между Руководителем государства и прези­дентом, это «двуглавая президентура». В Китае, есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а в Швейцарии полномочия коллегиального главы государства и прави­тельства совмещены.

Президент может занимать различное положение в системе государ­ственной власти: быть только главой государства (Германия), одновре­менно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Еги­пет, Франция).

Со­гласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностыо, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголов­ное наказание возможно только после отрешения президента от долж­ности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно ухо­дящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглаше­ния о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обыч­но не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свои штан­дарт – флаг, являющийся символом президентской власти. По многих странах существует особое обращение к президенту – «Ваше превосхо­дительство». Денежное содержание президенту устанавливается зако­ном парламента и обычно является наиболее высоким среди должност­ных лиц.

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в прези­дентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – во Франции. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следую­щие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме поль­ского еще два гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, в Венесуэле – 30, в Китае – 45, в Италии – 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (напри­мер, в Намибии – не старше 65 лет). Многие конституции устанавлива­ют для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии – 5 лет, на Украине – 10, в США – 14, в Грузии – 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граж­дан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане – высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать. Есть и другие условия.

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собра­ний заморских территорий, мэрами городов. На Украине для выдвиже­ния кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута полити­ческими партиями, избирательными объединениями, блоками. В Вен­грии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте – 2/3 общей численности парламента (если кандидат не собе­рет 2/3, то большинством). Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесением повышенного избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в нижнюю палату парламента Франции).

Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифици­рованное или абсолютное большинство голосов, но при множественнос­ти кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяют­ся между разными кандидатами. В последующих турах требования сни­жаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 г., снизив­шей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 г. – 16. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточно абсолютного большинства, на четвертый тур выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии для избрания президента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, из­бранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от пред­ставительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандида­тов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) стано­вятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которой говорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоя­щее из членов нижней палаты и такого же числа представителен земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов об­ластных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собрании штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз – на шесть лет, второй – только на четыре года. В Мексике установлен только один срок – шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок; нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбра­ние президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Пере­численные ограничения призваны воспрепятствовать возможному пре­зидентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некото­рых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвер­тый и пятый срок.

Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994–1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока действующего президента до 2000 г. В прошлом в некоторых странах социалистической ориентации президенты избирались съездом правящей партии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Эк­ваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И. Броз Тито в Югославии, в конституции которой говорилось, что президент избира­ется, но это правило не распространяется на Тито. В Иране руководитель государства (подлинный глава государства) в отличие от президента из­бирается не путем всеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преиму­щественно духовных, которые в свою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим духовным лицом – муфтием. В Швейцарии президент и вице-президент избирают­ся парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопре­ки их титулам они не обладают основными полномочиями главы государ­ства: эти полномочия принадлежат коллегиальному органу – Федераль­ному совету.1

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: