Перечень рассматриваемых вопросов




9.02

Домашняя работа

Практическое занятие

Тема любви как организующего начала в жизни человека в романе «Доктор Живаго». Образ Лары

Система вопросов и заданий

Устно (самоконтроль)

1. Какой показана любовь в романе «Доктор Живаго»?

2. С чем связана любовь для Юрия Живаго?

3. Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

4. Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

5. Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

6. Какова роль женских образов в романе?

7. Можем ли мы сказать, что любовь Ларисы и Живаго пронизана гармонией? Если да, то в чем вы увидели эту гармонию?

Письменно

Сопоставьте изображение любви у Пастернака в «Докторе Живаго» и у Шолохова в «Тихом Доне».

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Тема любви как организующего начала в жизни человека.

2. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал.

3. Символика романа, сквозные мотивы и образы.

4. Роль поэтического цикла в структуре романа.

 

«...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное».

В. Шаламов

Один из центральных персонажей романа «Доктор Живаго » – Лара – яркая женщина с трудной судьбой, с волевым характером и большим желанием служить на благо общества.

Полное имя героини – Лариса Федоровна Гишар. Мать Ларисы обрусевшая француженка, а отец инженер-бельгиец. Лара родилась и выросла в уральском городе Юрятине: «Ей нравилось в Юрятине. Это был ее родной город». После смерти отца Лара с матерью и братом Родионом переезжает с Урала в Москву. Вдова Амалия Карловна Гишар по совету хитрого адвоката Комаровского, друга мужа, купила швейную мастерскую Левицкой.

Лара очень красива.

«Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой. Ей давали восемнадцать лет и больше».

«Она двигалась бесшумно и плавно, и все в ней – незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос – было под стать друг другу».

«Она была бесподобна прелестью одухотворения. Ее руки поражали, как может удивлять высокий образ мыслей».

«Ах, как хороша она была девочкой, гимназисткой! Вы понятия не имеете ». (Паша о юной Ларе) «...на ее лице и в ее осанке, в смеси ее девической стыдливости и ее смелой стройности».

«Как она горделиво‑хороша!» (Живаго о юной Ларе)

Лара привыкла жить скромно: «После смерти отца мать жила в вечном страхе обнищания. Родя и Лара привыкли слышать, что они на краю гибели. Они понимали, что они не дети улицы, но в них глубоко сидела робость перед богатыми, как у питомцев сиротских домов».

Лара всего в жизни добивается сама: «Она и Родя понимали, что всего в жизни им придется добиваться своими боками». «Брат и сестра знали цену всему и дорожили достигнутым. Надо было быть на хорошем счету, чтобы пробиться».

«Лара хорошо училась не из отвлеченной тяги к знаниям, а потому что для освобождения от платы за учение надо было быть хорошей ученицей, а для этого требовалось хорошо учиться». Также юная Лара помогает матери в ее швейной мастерской и других делах: «Так же хорошо, как она училась, Лара без труда мыла посуду, помогала в мастерской и ходила по маминым поручениям».

16-летняя Лара замечает, что она нравится адвокату Комаровскому, который годится ей в отцы и который является любовником ее матери, «...заглядывался на девочку так, что она краснела». «Ведь для него мама – как это называется… Ведь он – мамин, это самое… Это гадкие слова, не хочу повторять. Так зачем в таком случае он смотрит на меня такими глазами? Ведь я ее дочь». Сначала юной Ларе льстит внимание господина Комаровского: «Девочке льстило, что годящийся ей в отцы красивый, седеющий мужчина, которому аплодируют в собраниях и о котором пишут в газетах, тратит деньги и время на нее, зовет божеством, возит в театры и на концерты и, что называется, “умственно развивает” её».

Как-то у знакомых в Каретном были именины. Амалия заболела и отпустила Лару с Комаровским. После праздника Лара всю дорогу домой шла «как невменяемая» и только дома поняла, что случилось: Комаровский соблазнил её. «Как это случилось? Как могло это случиться? Теперь поздно. Надо было думать раньше. Теперь она – как это называется? – теперь она – падшая». Комаровский донимал Лару приставаниями. Испытывая странную зависимость от этого человека, «словно он был кукольником, а она марионеткой», Лара стала его любовницей.Их связь оставалась тайной.

Когда началось восстание, чтобы не оказаться под обстрелом, Лара с матерью перебралась в гостиницу «Черногория».

Фадей Каземирович Тышкевич выступает на музыкальном вечере в доме Громеко. Во время концерта пришло известие о том, что в номерах, где проживал виолончелист Тышкевич, случилось что-то нехорошее, требующее его там присутствия. Заподозрив связь дочери с Комаровским, Амалия Карловна пыталась отравиться йодом, но ее спас приехавший с Тышкевичем Громеко.

В конце концов Лара начинает ненавидеть Комаровского за то, что он совратил ее и сломал ей жизнь: «Однако как чувствительно и непоправимо, по‑видимому, исковеркал он ее жизнь!» «Ноющая надломленность и ужас перед собой надолго укоренялись в ней». «Он был её проклятием, она его ненавидела».

«Уже весной тысяча девятьсот шестого года, перед переходом в последний класс гимназии, шесть месяцев ее связи с Комаровским превысили меру Лариного терпения. Он очень ловко пользовался ее подавленностью и, когда ему бывало нужно, не показывая этого, тонко и незаметно напоминал ей о ее поругании.» «И она только спрашивала себя: разве когда любят, унижают?»

Девушка нашла способ освободиться от манипуляций Виктора Ипполитовича: ушла из дома и устроилась в семью Кологривовых воспитательницей девочки Липы.

«Служба у Кологривовых не помешала Ларе окончить гимназию, поступить на курсы, успешно пройти их и приблизиться к их окончанию, которое ей предстояло в будущем тысяча девятьсот двенадцатом году».

Но тут проиграл общественные деньги ее пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось.

В этот же период Лара знакомится с юным Пашей Антиповым, сыном простого рабочего. «Паша, бывший немного моложе Лары, любил ее до безумия и во всем слушался». «...любил ее дьявольски, и ревновал ее к ее собственным мыслям, к кружке, из которой она пила, и к подушке, на которой она лежала».

Лара - добрая, заботливая девушка. «Она тайно от Паши посылала деньги его отцу, ссыльнопоселенцу Антипову, и помогала его часто хворавшей сварливой матери. Кроме того, она под еще большим секретом сокращала расходы самого Паши, без его ведома приплачивая его квартирным хозяевам за его стол и комнату».

«Но с тех пор как Липа стала на ноги, Лара считала себя в этом доме лишнею». «Ее тянуло …начать что-то новое. В этом настроении она на Рождестве девятьсот одиннадцатого года пришла к роковому решению». Лара решила начать новую жизнь и отдать долг Кологривовым, попросив деньги у Комаровского. «Ларе казалось, что после всего случившегося и последовавших за этим лет её отвоеванной свободы он должен помочь ей по-рыцарски, не вступая ни в какие объяснения, бескорыстно и без всякой грязи».

«С этой целью она двадцать седьмого декабря вечером отправилась в Петровские линии и, уходя, положила в муфту заряженный Родин револьвер на спущенном предохранителе с намерением стрелять в Виктора Ипполитовича, если он ей откажет, превратно поймет или как-нибудь унизит.

Задуманный выстрел уже грянул в её душе, …и это был выстрел в Комаровского, в себя самое, в свою собственную судьбу…»

Лара зашла к Паше. Они беседовали в темной комнате, при свете свечи. Лара сказала, что у нее затруднения, поэтому они должны срочно повенчаться, чтобы спасти её от гибели.

На новогоднем вечере у Светницких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. Она увидела, что у Комаровского новая жертва, и пыталась его убить выстрелом, но промахнулась и попала в местного прокурора. От суда ее спас тот же Комаровский, но от переживаний она слегла, была в бреду. Комаровский снял ей комнату.

Когда Лариса выздоровела, она обвенчалась с Пашей Антиповым. Она рассказала Паше о Комаровском. После свадьбы они уехали на Урал, где у них родилась дочь Катенька. Паша быстро охладел к семье, считая, что Лара вышла за него лишь из сострадания. Вскоре он ушел на фронт и не давал о себе знать, все считали его погибшим.

Для того чтобы найти и вернуть мужа, Лара отвезла дочь в Москву к знакомой, устроилась сестрой милосердия в военный госпиталь. Там лечился от ранения человек, которого она встречала и в Москве. Это был доктор Юрий Андреевич Живаго. Почувствовав, что мужчина в нее влюблен, она поспешила с ним расстаться.

Тем временем муж Лары, Паша Антипов, возвращается с войны и становится революционером под псевдонимом Стрельников. В народе за жестокость его прозвали Расстрельниковым. Лара не осуждает его. Супруги не видятся уже много лет в целях безопасности.

С Юрием Лара опять встретилась в Юрятине в библиотеке. Юрий стал часто у неё бывать и ночевать.

Какой показана любовь?Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:

«Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку» (ч. 9, гл. 12).

«И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда» (ч. 9, гл. 13).

«Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках» (ч. 13, гл. 16).

Связь с подлецом Комаровским навсегда оставляет след в душе Лары: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны, в ложном, бульварном толковании самоуверенного пожилого тунеядца прежнего времени, всем пользовавшегося, все себе позволявшего».

Ларе и Юре пришлось расстаться по причине мобилизации Юрия в партизанский отряд, где требовался доктор. Там он думает о Ларе. Для Живаго Лара - «представительница самой жизни, самого существования», «их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования».

Сбежав оттуда через год, он отправляется на квартиру к Ларе, и она ухаживает за больным Юрием. «Юрий Андреевич быстро поправлялся. Его выкармливала, выхаживала Лара своими заботами». Лара и Юрий оказываются родственными душами, а их любовь - великим чувством: «Еще более, чем общность душ, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира». «Их любовь была велика». «О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая!» «Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над головами, облака и деревья». «А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой‑то венец совместности, ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало душою».

«И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара» (ч. 13, гл. 7).

В жизни влюблённых опять появляется Комаровский. Он приглашен правительством Дальневосточной Республики и готов взять Живаго и Лару с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение.

Решено было укрыться в Варыкине. Недавно Лара сказала, что, кажется, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский. Он привез весть, что Стрельников приговорен к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским, и соврал, что присоединится к ним позже. Как оказалось, Комаровский их обманул, чтобы увезти Лару. Жизнь этой героини повторяла судьбу миллионов других людей в это тяжелое для страны время. Она сплошь нелогична, необъяснима и противоречива.

В снежном лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвященные Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщенные мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.

В 1929 г. Лариса Федоровна, приехав по делам в Москву, случайно попадает на похороны своего возлюбленного Юрия Живаго, который накануне внезапно умер. В это время Ларисе около 39 лет. Прощаясь с мертвым, Л. говорит ему о какой-то своей страшной вине: «Я такая преступница, ты понятия не имеешь! Но я не виновата. Я тогда три месяца пролежала в больнице, из них один без сознания. С тех пор не житье мне, Юра. Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса»

После похорон Юрия Лара проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом, братом Юрия, разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго, но по вине Комаровского женщина навсегда потеряла связь с этим ребёнком. Однажды, уйдя из дома, Лара больше не возвращается. «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где …в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

В то же время исчезновение, «растворение» героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Лары как символа России.

Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса - «чайка» (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор - «Божий дар», фамилия Гишар от французского слова «решётка», «тюремное окошко». Имя поддерживает метафору «Лара - Россия»: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой.

Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго, она носит имя Таньки (ср. «Татьяна, дочь Лары» — «Татьяна Ларина») Безочередевой, работает бельевщицей. «Слышала я, будто маменька моя, Раиса Комарова, женой были скрывающегося министра русского в Беломонголии, товарища Комарова. Не отец, не родной мне был, надо полагать, этот самый Комаров. Ну, конечно, я девушка неученая, без папи, без мами росла сиротой». «А про меня он даже не знал, Комаров. Не знал, что я такая есть на свете. Маменька меня в долгой отлучке произвели и смертью обмирали, как бы кто об том ему не проболтался. Он ужасть как того не любил, чтобы дети». Вероятно, девочку отдают на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, пока Лара лежит в больнице. «Я теперь так понимаю, откуда маменька знали сторожиху? Думается, торговала сторожиха Марфа в городе зеленью, возила молоко. Видно, я тут чего-то не знаю. Думается, маменьку обманули, не то сказали. Расписали бог знает что, мол, на время, на два дни, пока суматоха уляжется. А не то чтобы в чужие руки навсегда. Навсегда в воспитание. Не могла бы так маменька отдать родное дитя». «У этой Тани манера улыбаться во все лицо, как была у Юрия…»

Таня сбежала от сошедшей с ума сторожихи, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.

Прошло пять или десять лет, Гордон с Дудоровым сидели в Москве, перелистывая составленную и напечатанную Евграфом тетрадь Юрьевых писаний. «Состарившимся друзьям казалось, что эта свобода души пришла», что они вступили в «будущее» и «отныне в нем находятся».

Стихотворения Юрия Живаго необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаического текста и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла и его соотнесённости с прозаическим текстом.
И в этом контексте стихотворения цикла выполняют две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные» образы находят своё эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, то есть, являясь элементом композиционной структуры текста. Вторая функция – выявление оценочных суждений, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.

Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой. Синтез прозы и поэзии является основополагающим принципом организации художественного текста и одной из художественных особенностей «Доктора Живаго».

Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя – Юрия Андреевича Живаго. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» является финальным лирическим аккордом повествования, связанным с общей проблематикой романа; лирическим сюжетом, относящимся ко всему прозаическому тексту. Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе – это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть, представляющую не просто небольшой сборник стихотворений, но цельную книгу, имеющая собственную строго продуманную композицию. Особое поэтико-функциональное значение стихотворений Юрия Живаго в общем контексте пастернаковского романа определяется тем, что данный поэтический цикл, является семнадцатой, заключительной (следующей непосредственно за эпилогом) его частью, состоящий из 25 стихотворений.

Три основных темы «25 стихотворений Юрия Живаго» – природа, любовь, понимание Юрия Живаго смысла и цели жизни.

Стихотворением названным «Гамлет» открывается цикл стихов Юрия Живаго. Обращение к образу Гамлета показывает стремление Пастернака переосмыслить шекспировского героя, отдав дань мифологизации Гамлета, т.е. Пастернак переходит на уровень литературных аллюзий, наделенных мифопоэтическим смыслом образа западно-европейской литературы. Имя Гамлета в заглавии еще яснее указывает не на «интертекстуальное», но именно на мифологизированное обращение к образу принца Датского.

Первое стихотворение «Гамлет» раскрывает смысл образа Юрия Живаго: Гамлет выходит на подмостки жизни, чтобы творить волю Господа, его «замысел упрямый». В стихотворении теснейшим образом переплетаются между собой шекспировская символика, символика театра-жизни и судьбы-роли, а также евангельская символика. Главный конфликт «безволие/деятельность» по-своему переосмыслен Пастернаком в противопоставлении Живаго и Стрельникова. К этим литературным ассоциациям Пастернак прибавляет и христианскую, заставляя лирического героя стихотворения цитировать евангельское моление о чаше.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б. Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

Юрий Живаго отождествляет себя с Гамлетом. За образом актера-поэта стоит сам автор романа. Пастернак указывает на тесную связь между образами Христа и Гамлета. Пробуждение духовности ассоциируется в «Гамлете» в первую очередь с христианскими мотивами. Стихотворение Юрия Живаго «Гамлет» соотносится с ситуацией Гамлета, произносящего монолог «Быть или не быть». Стихотворение соотносится с ситуацией самого Живаго, описанной в романе, а также ‒ с определенным историческим контекстом и ситуацией автора романа, принадлежавшего к тем поэтам, которые избрали путь страдания и самопожертвования. Их жизненная драма, судьба Юрия Живаго, трагедия Гамлета представляют собой ряд повторений Страстей Господних.

Мысль о жертвенности поэта лежит в основе романа, она определяет поэзию Живаго и одновременно составляет основу мировоззрения самого Пастернака, убежденного в том, что добровольное страдание и самопожертвование ‒ цель земного существования человека. Подобно Христу, Гамлет исполняет волю отца. Оба жертвуют жизнью ради других. Герой стихотворения должен быть готов пожертвовать собой, чтобы другие продолжали жить, черпая силы в его поэзии и подвиге, чтобы его жизнь продолжилась в них. Мотив самоотречения присутствует в предпоследней строфе стихотворения «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других,

Как бы им в даренье.

По существу, тот же мотив звучит в монологе молодого Живаго о воскресении и бессмертии как продолжении жизни в других.

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение, смысл символического образа зажжённой свечи «раскрывается в евангельской притче о свече – свете истины, который надо не скрывать, а смело нести людям». Лейтмотивом романа стало стихотворение «Зимняя ночь». Горящая свеча, впервые появившаяся в романе во время любовного объяснения Ларисы с Антиповым, воплотившаяся для Юрия в образе любимой женщины, становится в стихотворении знаком непобедимости жизни. Два образа – метели и свечи – проходят лейтмотивом через роман, соединяясь в стихах «Зимняя ночь»:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
В метелях Истории свет свечи притягивает блуждающую душу, позволяет противостоять одиночеству, соединяет Любовью.

В стихотворении «Рассвет» отчетливо виден религиозный характер этого мотива. Поэт говорит о возвращении к вере как о событии, пробудившем его к новой жизни, преобразовавшем действительность. Его взаимоотношения с миром стали другими:

Я чувствую за них за всех,

Как будто побывал в их шкуре...

… Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

Искупительное страдание ‒ главная тема поэзии Юрия Живаго. Наиболее ярко она отражена в последнем стихотворении цикла Страстей, которое строится на словесной игре, на взаимодействии различных текстов: авторском, евангельском и литургическом, представляющем смерть и воскресение Сына Божьего.

В романе мотивы жизни и смерти образуют силовое поле, в котором проявляются все действующие лица произведения. Образ Юрия Живаго, несущего живое духовное начало, соотносится с образом Павла Стрельникова. Различие между смертью и воскресением не носит в стихах метафизического характера. В стихотворении «На Страстной» описан обряд, символизирующий погребение Христа. Расстояние от Смерти до Воскресения кажется бесконечным:

Еще кругом ночная мгла.

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

Еще тысячелетье.

Но эта бесконечность будет преодолена во время ночной Пасхальной литургии:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть.

Стихотворение «На Страстной» переводит мысль в философский план борьбы жизни и смерти.

Собственно Страстной цикл начинается стихотворением «Чудо», в основу его положен евангельский сюжет о бесплодной смоковнице, проклятой Христом, ‒ событие, которое поминается в первый день Страстной недели.

В следующем стихотворении «Земля» прощание поэта с друзьями ассоциируется с евангельской Тайной вечерей:

Для этого весною ранней

Со мною сходятся друзья,

И наши вечера ‒ прощанья,

Пирушки наши ‒ завещанья,

Чтоб тайная струя страданья

Согрела холод бытия.

Далее следуют «Дурные дни» ‒ стихотворение, охватывающее первые четыре дня Страстной недели: в первый день Иисус въехал в Иерусалим, на четвертый ‒ предстал перед первосвященниками. Два предпоследних стихотворения посвящены Марии Магдалине ‒ согласно традиции она отождествляется с грешницей, которая омыла ноги Христа и осушила их своими волосами.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется – «Гефсиманский сад». Слова молитвы Гамлета «Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси», произнесенные Христом в Гефсиманском саду, соединяют первое («Гамлет») и последнее («Гефсиманский сад») – стихотворения. В «Гефсиманском саду» звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Это оценка Юрием Живаго происходящих событий.

Поэт скорбит вместе с Христом в преддверии распятия и смерти. Однако страх смерти преодолевается верой в вечную жизнь. Стихотворение написано с мыслью о том, что ход истории совершается по заранее предначертанному плану. В последних строфах голос поэта сливается с голосом Христа:

Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Последнее стихотворение подхватывает тему первого и переносит ее в космический план. Оба стихотворения являются вариациями одной и той же темы ‒ самопожертвование как исполнение божественной космической воли. Если говорить об изменениях в мировоззрении самого Живаго, о его духовной эволюции, то «Гефсиманский сад», как и остальные стихотворения, объединенные образом Христа и образующие так называемый «евангельский цикл» («Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина (I)» и «Магдалина (II)»), – свидетельство осознания героем своего земного предназначения, своей высшей жертвенной миссии.

В романе свеча является символом творчества и жизни. Во время проезда Юрия с Тоней по Москве, по Камергерскому, он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в окне, сквозь неё просвечивает огонь свечи, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе...» Свеча горит как бы изнутри – не наполняемой извне силой, а собой, своей сутью; и её жизнь и есть горение.

В стихотворении «Сказка»обнаруживается несколько последовательно раскрывающихся содержательно-символических «пластов». В. Баевский отметил, что фабула, положенная в основу стихотворения (баллады), «в полном виде держится на трех определяющих мотивах: змей (дракон) приобретает власть над женщиной; воин побеждает змея (дракона); воин освобождает женщину». Это – индивидуально-авторская трансформация сюжета, в основе которого лежит указанный выше архетипический мотив змееборчества, соотнесенный с отдельными эпизодами и сюжетными линиями романа и являющийся по отношению к ним как бы вторым – символическим – планом, позволяющим выявить их подлинный смысл.

Таким образом, поэзия и проза в романе «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое диалектическое единство. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» – это лирическое резюме истории Сына Человеческого, дающее в отточенной форме канву жизни героя в непосредственной аналогии с историей Иисуса Христа. Здесь идут, проникая друг в друга, два мотива: мотив божественного счастья бытия и мотив мученической платы за это счастье.

Открывается книга стихотворений темой страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным образом всего романа становится образ горящей свечи из «Зимней ночи», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт. Стихи – это поэтический конспект всех основных идей и мотивов романа.

Стихи Юрия Живаго, будучи способом преодоления смерти и приобщения к вечности, предстают своего рода завершающей стадией жизнеописания, композиционно «созревающей» в нем стиховой формой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: