ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ




КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

На тему: «Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста»

По предмету: «Сценическая подготовка»

Специальность: 070109 Музыкальное искусство эстрады

Специализация: «Эстрадное пение»

 

Проверил: Постоев Д.В.

Выполнила: Коваленко М.В.

 

Волгоград,2020
СТАТИКA

Г л а в а

XVIII

ЗАКОН ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Статика есть учение о равновесии. В отличие от Динамики, которая рассматривает условия, обеспечивающие правильность движения, она определяет условия равновесия в состоянии покоя. Равновесие в нашем искусстве бывает двоякое: физическое и эстетическое. Физическое равновесие то, которого тело должно искать, чтобы не упасть, и условия его в искусстве те же, что и в физическом мире.

Эстетическое это то, которого человек ищет не для того, чтобы не потерять устойчивость, а чтобы не нарушать впечатления устойчивости. Значит, одно нужно для веса, другое нужно для глаза.

Что такое равновесие? Это такое с о с т о я н и е, в котором, смотря на какой-нибудь предмет, мы не испытываем желания видеть в нем изменение, это когда он дает нам ощущение покоя.

В таком случае равновесие то же, что гармония? Да, пластическая гармония. Пластическое равновесие все построено на противовесе, если не всегда на весовом, то всегда на зрительном противовесе.

Закон противопоставления в том состоит, что части человеческого тела располагаются в постоянном противоречии направления: голова кверху, — руки книзу; рука вправо, — голова влево; правая нога вперед, — правая рука назад; левое бедро поднято, — ле-вое плечо опущено; когда нога сильная — правая, тогда рука сильная — левая и т. д.

Не всегда противопоставление бывает соблюдено. Есть случаи, когда нужно напряжение одной всей стороны, здесь оно делит всё тело пополам, как и в коленопреклонённом положении.

Правила для сочетаний ручных положений с ножными:

Станьте пятки вместе (кон.-нор.). Разверните руки вправо и влево: это будет хорошо. Отставьте левую ногу в сторону: (кон.-экс.) - это плохо, — хоть вы и не падаете, но эстетическое равновесие нарушено. Опустите левую руку, — будет хорошо.

Станьте кон.-нор. Вытяните правую руку вправо, в это время левая рука в кисти немного приподнимется; положим, вы стоите, вы не падаете, но эстетическое равновесие нарушено. Отставьте левую ногу, — оно восстановлено.

Если при сдвинутых каблуках протянете обе руки вправо, то отставьте левую ногу.

Когда ноги нормальные, неодинаковые, равно предосудительны неодинаковые, как и параллельные движения рук, они допустимы лишь при кон. или экс. ногах.

Одинаковые движения рук допустимы только при нормальных ногах.

Голова склоняется в сторону сильной ноги, а смотрит в сторону слабой.

И еще — голова склоняется в сторону поднятого плеча.

Бывают единичные случаи противоречия.

Когда вес тела на одной ноге, соответственное бедро выгнуто, и корпус наклонен в противоположную сторону (голова в сторону сильной ноги). Это Цицерон называл мужественным изгибом боков.

Дамам лучше соблюдать принцип, не подчёркивая его. Кистевые положения рук - это одно из самых больших преимуществ женственности.

Закон противопоставления действует и в движениях малого радиуса.

Глаз занят тем, с кем (или для кого) мы говорим, рука занята тем, о чем говорим.

Перейдём к рассмотрению самой важной стороны нашего искусства — телодвижения. Оно отличает сценическое искусство от всех других.

 

ДИНАМИКА

Г л а в а

XIX

О ЗАКОНАХ ДВИЖЕНИЯ

Одно только еще искусство, кроме пластики, обладает движением, — это музыка. Звуки чередуются и сменяют друг друга во времени, как телоположения чередуются и сменяют друг друга в пространстве.

Музыка по отношению к Динамике, — науке о телодвижении. Музыкальная динамика, т. е. законы звукового чередования, выражается вся в трех принципах: Ритм, Мелодия, Гармония. Ритм есть результат той большей или меньшей скорости, с какою звуки чередуются. Мелодия - тот рисунок, который звук образует, выходя из предыдущего и входя в последующий. Гармония - это то сочетание, которое дают несколько единовременных звуков, это как бы поперечный разрез нескольких одновременных звуковых рисунков. Все три принципа мы находим в Динамике пластической: быстрота или медленность движения— Ритм, форма и направление — Мелодия, распределение, согласование и соподчинение — Гармония.

Девять законов определяют смысл телодвижения:

1. Высота.

2. Сила.

3. Движение.

4. Последовательность.

5. Направление.

6. Форма.

7. Скорость.

8. Реакция.

9. Протяжение.

1. Высота.

Степени утверждения идут кверху, степени отрица-ния — книзу. Согните локоть под прямым углом (ладонь кверху). С этим жестом вы можете одинаково сказать: «это верно» и «это неверно», -это жест средний, он значит: это так. Теперь будет зависеть, куда поведете: поведете вниз, будут степени отрицания, поведете вверх, будут степе-ни утверждения.

2. Сила.

Сознательная сила принимает слабые позы. Сознательная слабость принимает сильные позы. Это верно и в духовном и в физическом порядке.

3. Движение.

Возбуждение, страсть, развертывают движение. Мысль, раздумие, свертывают. Любовь, уважение, дают сдержанность.

Равновесие страсти и разума в любви есть самая высокая гармония человеческого существа, она вызывает самые прекрасные чередования, на какие способно наше телодвижение. Борьба разума со страстью, когда выражается в телодвижении, — одна из сильнейших форм пантомимы.

4. Последовательность.

«Пусть все ваше положение, — говорил Дельсарт, — телодвижение и лицо предсказывают то, что вы хотели бы заставить испытать».В силу этого выражение лица предшествует жесту, жест предшествует слову. Жест выдает состояние человека, а слово есть результат этого состояния. Вот в каком порядке следуют различные моменты восприятия и выявления: ум, чувство, действие, объяснение. Соответственно этому в таком порядке пробуждается деятельность органов: глаз, средняя часть корпуса (средоточие чувства и воли), жест, слово.

5. Направление.

В длиннотах выражается чувство (горизонтально вперед). В глубинах и высотах выражается мысль (вертикально). В широтах выражается воля и степени возможности (горизонтально в стороны). Это в равной мере приложимо и к телодвижению и к телоположению.

6. Форма.

Прямое движение жизненно. Дугообразное движение умственно. Спиральное движение нравственно, мистично.

7. Скорость.

Скорость движения пропорциональна движимой массе,- длине и весу, т.е.чем меньше орган, тем движение его быстрее, и наоборот, -органы большого радиуса движутся медленнее.

В основе этого закона — принцип маятника, который тем медленнее движется, чем он длиннее и чем тяжелее
подвес. Поэтому ясно, что рука должна двигаться тише,
чем палец, а голова не может никогда достигнуть быстроты движения век. Забвение этого закона ведет к попранию правды в выражении: медленность в коротких органах приводит к напыщенности, а быстрота в длинных делает человека смешным. В области чувства то же самое: глубокое чувство выражается медленно, а в быстром движении поверхностность.

8. Реакция.

Всякое лицезрение приятного или неприятного заставляет наше тело откинуться назад. Степень этой «реакции» должна соответствовать степени вызываемого чувства. Всякая крайняя степень чувства стремится перейти в свое противоположное: сдержанная страсть ищет взрыва, взрыв переходит в прострацию. И только спокойствие, невозмутимость, не стремится к собственному уничтожению.

9. Протяжение.

Протяжение (широта или узость) жеста в зависимости от того, насколько воля уступает чувству.

Г л а в а

XX

ЗАКОН НАПРАВЛЕНИЯ

Мы уже сказали, что, говоря о направлении, будем вместе говорить и о форме движения; мы даже с нее начнем. По форме своей движение может быть: прямое, дугообразное и ломаное. Вот как Жиродэ распределяет эти три рода на девять разновидностей:

В прямом движении выражаются: решимость, жизненная энергия, возбужденность, экзальтация; в ломаном — нерешительность, колебание, разные оттенки умственного характера; в дугообразном — мягкость, податливость, экспансивность (см. табл. на след. стр.). Каждая из этих форм может осуществляться в разных направлениях.

Вот как тот же Жиродэ характеризует эти четыре направления:

«Жесты снизу вверх» — без задерживающей точки и неопределенны. Они этим самым указывают на стремление к идеалу, к беспредельному. Напротив, жесты сверху вниз, поневоле ограниченные, сводящиеся к одному земному, выражают обратные чувства.Таким образом, жесты снизу вверх — более умственны, более возвышены, в нравственном смысле;

«Сверху вниз» — более чувственны, более материальны и более абсолютны.«Жесты слева направо, т. е. изнутри наружу — отрицают, отвергают, указывают, грозят; справа налево — привлекают, ограничивают, страшатся.

«Жесты вперед» — зовут, изливают чувство, созерцают; жесты назад — мыслят, сводят, сочетают».

В географической форме Дельсарт сочетал разновидности жеста. Она состоит из круга, четырёх в нём секторов и четырёх диаметров.

1.Вертикальная линия — утверждение

2.Горизонтальная — отрицание.

3.Косая вверх отбрасывает то, что презираем.

4.Косая вниз отбрасывает то, что нас гнетет, от чего

хотели бы избавиться.

5.Дуга, вогнутая книзу— благополучие, счастье, доверие.

6.Дуга, выгнутая кверху — тайна, молчание, власть,

обладание, прочность.

7.Дуга, вогнутая влево — нежное, изящное (снизу вверх — в нравственном порядке, сверху вниз — в физическом).

Движения с переходом руки из одного положения в другое:

1. Рука кон. (кисть согнута) переходит в экс. (кисть отогнута) и обратно.

2.Рука нор.-кон. (согнута в кисти и горизонтальна) переходит в нор.-экс. (отогнута и горизонтальна): объясняет, раскрывает.

3.Наоборот: скрывает, утаивает.

4.Рука кон.-кон. (согнута в кисти, пальцы книзу) переходит в экс.-экс. (отогнута, пальцы кверху): удивление, восторг.

5.Наоборот: с нор. пальцами — прощание, с кон. пальцами — жадность, нападение, захват.

6.Рука экс.- кон. (согнута в кисти, пальцы кверху) переходит в кон.- экс. (отогнута, пальцы вниз) приветствие.

7.Наоборот: призыв.

Посмотрим теперь движения руки с участием пальцев, — функции руки.

Рука:

1.Определяет: указательный вытянут, рyкa сверху вниз ребром. Указывает: указательный вытянут, рука к предмету, ребром.

2.Утверждает: указательный вытянут, рука ладонью книзу, сверху вниз. Отрицает: указательный вытянут, рука ладонью книзу, со стороны в сторону.

3.Мнет: мните глину пальцами. Пробует: пальцы о пальцы, как когда нащупываете материю.

4.Прячет: ладонь к себе, а пальцы сжимаются. Разоблачает: обратное движение, ладонь раскрывается.

5.Отдает: сжатая рука разжимается, ладонью книзу,

как будто что-то роняете на землю.

Держит: рука сжимается, будто взяли что-то.

6.Принимает: пальцы сжимаются над повернутой кверху ладонью, будто что-то получаете. Отвергает: пальцы над повернутой книзу ладонью раскрываются, будто отбрасывают.

7.Ищет: в вытянутых пальцах дрожащее движение, ладонь книзу. Приобретает: рука к себе, пальцы подгибаются под ладонь, повернутую книзу.

8.Поддерживает: ладонь кверху, плоская, будто держит вес. Осеняет: ладонью книзу, пальцы будто прикрывают то, что защищаете.

9.Ласкает: рука гладит сверху вниз или со стороны в сторону. В последнем случае — животную природу. Карает: ладонью книзу, пальцы сжимаются в кулак

Вертикальное движение руки сверху вниз — утверждение. Вот, в зависимости от положения руки, разные виды утверждения.

В «положениях» руки две разные области: положения, рисующие состояние человека, от стиснутого кулака до растопыренной
руки, и положения «относительные», рисующие отношение к другому и проистекают от разновидностей положения кисти в связи
с вращательным движением локтя.

Положения руки, свидетельствующие о состоянии - «кулачные», об отношении - «кубические».

Вертикальное движение:

1.Нор.-нор.: утверждение учителя — определяет.

2.Кон.-нор.: утверждение хозяина — защищает.

3.Экс.-нор.: утверждение покровителя — поддерживает.

4.Нор.-кон.: утверждение охранителя — ограничивает.

5.Кон.-кон.: утверждение тирана — карает.

6.Экс.-кон.: утверждение властителя — держит.

7.Нор.-экс.: утверждение святого — разоблачает.

8.Кон.-экс.: утверждение просящего — настаивает.

9.Экс.-экс.: утверждение оратора — описывает, доказывает, протестует.

Воображению соответствует жест вверх, разуму — средний, решимости — вниз.

Соотношение в движении головы и руки. Ладонь - «лицо» руки. 1) когда ладонь кверху: рука поднимается,— голова опускается; рука опускается, —
голова поднимается. 2) когда ладонь книзу: рука опускается, — голова тоже; рука подымается, — голова тоже. При встречном положении двух лиц выражение усиливается приближением, при одинаковом положении двух лиц выражение усиливается повторностью. То же самое примените к голове и руке:
лицо есть «ладонь» головы, ладонь — «лицо» руки. Второму правилу есть исключение: когда мы рукою отстраняем, тогда лицо с ладонью врозь.

Подчеркивание, определение — жест вперед; легкое обобщение — вкось; полное обобщение — вбок.

Грудь дающего — выпукла, грудь берущего — вогнута.

От жеста безотносительного перейдем к относительному, рисующему отношение говорящего к тому, с кем говорит.

 

Г л а в а

XXI

ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ

Один из самых существенных в числе сформулированных Дельсартом законов — закон об отправных точках: жест получает свой смысл от своей точки отправления.

1. Конечная точка жеста может быть либо человек, либо предмет. В первом случае конечная точка не определяет характера жеста, последний определяется своей побудительной причиной. Во втором случае жест определяется предметом и тем, что мы хотим с ним сделать: взять, отпихнуть, поддержать и т. д. Это жест чисто физический, - рука исполняет роль орудия, механического прибора. Здесь обыкновенно рyкa действует первая, как ближайшая к предмету, и только в зависимости от отдаления или значительности предмета радиус движения увеличивается: вступают — локоть, плечо. Ясно, что большой радиус при незначительности физического усилия не может быть одобрен.

2. Исходная жеста может быть вымышленная или реальная. В первом случае жест исходит из предыдущего жеста, он связан с ним нитью рассказа; это так называемый описательный жест, которым так
злоупотребляют плохие актеры. Жест, вместо того что-
бы быть дополнением слова, изображая то, чего в слове нет, является как бы зрительным удвоением слова,
рисуя то, о чем слово повествует. Понятно, что здесь направление может иметь лишь случайный характер, — обусловленное ходом мысли и чередованием
описываемых предметов. Этот жест можно назвать умственным; нас же должен интересовать.

 

3. Жест психологический. Этот жест не связан ни с какой потребностью в действии; он ничего не делает, не имеет намерения, он лишь выдает ту сторону нашего существа, которая наиболее задета тем, что
мы видим или слышим. Дельсарт открыл, что этот жест
получает смысл от того центра, от которого
исходит, и он разделил человека на девять таких средоточий, которые служат не только физическими точками отправления, но и психическими определителями движения.

Вот объяснение, которое дает нам Жиродэ.

1.Область живота - самая жизненная часть нашего существа, наименее благородная. Люди, движения которых исходят от и возвращаются к этой области, будто сводят все впечатления к удовлетворению от
хорошего пищеварения. Это тип так называемого «жуир».

3.Область эпигастрическая, место желудка, более душевная; отсюда исходят движения любви и отвращения.

2.Область грудная, самая высокая в корпусе, самая благородная. Когда жест, исходя от этого средоточия дыхания и сердца, опускается, вся
душа как будто раскрывается. Когда жест к этой области возвращается, он говорит о человеческом достоинстве и чести

3.Область рта прежде всего чувственна, выдает удовольствие, которое человек вкусил бы от того или иного впечатления

4.Область носовая — нос, щеки и глаз, — отправная точка самых тонких, нежных движений. Все высокие, чистые чувства в области душевной найдут отражение в этой части лица.

5.Область лобовая — умственная область лица; жест идет к ней, будто для того, чтобы сосредоточить мысли, а отходит от нее, словно чтобы их
распространять.

6.Область затылочная — сосредоточие животной силы и инстинкта; рукa поднимается к ней в порывах сильной страсти, когда ослепленный человек без удержу отдается животной стороне своего существа.

7.Темя — самое высокое место человека, самая душевная часть умственной области, сосредоточие нравственных порывов и восторгов.

8.Виски, будучи в двойственном числе, не могут быть ни направлены, ни одним жестом охвачены. Одна рyкa может ощупать целиком всякую другую область, виски же участвуют каждый в половине выражения. Это сообщает области ее характер неопределенности. Рука, направленная к этому центру, указывает на размышление без искренности, на ехидное намерение.

Вовсе не надо непременно касаться отправной или конечной точки, достаточно, чтобы была указана область вашего тела.

Чем дальше от нашего тела, тем меньше можно
уловить, из какой области движение пошло. Движение из одного центра, но в разных направлениях, только при начале сохраняет свой существенный смысл, а с удлинением радиусов уже дифференцируется окраска.

Скажем о жесте угрозы, как об одном из самых значительных обязанностей руки, характер которого в тесной связи с направлением.

Рука кулаком и с вытянутым указательным может быть в трех положениях: ладонью книзу, ладонью вбок и ладонью кверху (кон, нор., экс.). Каждая из этих угроз имеет свой характер, который определяется точкой отправления. Если
вытянутой рукой взять все три положения, и в каждом согнуть локоть острым углом: рука сама придет к своей точке отправления. Кон. рука горизонтальным четверть-кругом придет к левому плечу; нор. вертикальным четверть-кругом - к голове, и указательный коснется темени, а экс. перпендикулярным (косым) четверть-кругом подымется и упадёт сзади затылка. Вот три точки отправления трех форм угрозы. Движение кон. — сдержанная угроза, нор. — нравственная, экс. — действенная.

Опускайте, отправную точку нормальной угрозы с темени на лоб, потом на нос. Это будет угроза нравственного характера, но с разными оттенками: темя — нравственный, лоб — умственный, нос — будет значить — «Это дело такта, нравственной тонкости». Отправную точку эксцентрической угрозы можете с затылка поднять на темя, — тогда вы поднимете угрозу до степени отчаянности.

Указательный палец, вытянутый и указывающий без точки отправления, — самый бессмысленный жест.

Девять движений головы:

1.Движение головы вперед, подбородок вверх — вопрос, призыв, желание.

2.То же движение вперед, но подбородок вниз, — сомнение, покорность.

3.Кивок — согласие.

4.Резкий кивок — угроза сильного.

5.Движение назад — восторг (экзальтация).

6.Резкое движение назад — угроза слабого.

7.Круговое движение от плеча к плечу — нетерпение, сожаление.

8.Просто круговое движение — отрицание: «нет». Если движение заканчивается в сторону собеседника, — простое отрицание; если в противоположную — отрицание с недоверием.

9.Круговое движение с наклоном вперед — экзальтация.

Угроза — жест по преимуществу. Если голова кивок передаст руке, а сама
останется недвижна, и тогда неподвижным останется и строгий взгляд, устремленный на того, кому грозим.


Г л а в а

XXII

.

ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Закон Направления руководит тем, что можно назвать мелодией в пластике; закон Последовательности определяет гармонию движения. Здесь три привходящих. Прежде всего, как и в Статике, действует принцип противопоставления; затем — первенство органов движения, и, в третьих,— сцепление движений.

I. Динамическое противопоставление основано на том же принципе, что и противопоставление статическое: та же машина, только не в покое, а пущенная в ход.

Из специальных упражнений (см «Упражнения в противопоставлении») принцип станет ясен. Сюда относятся преимущественно упражнения XVIII, XIX и XX (см. стр. 166–167). Они должны производиться тихо, спокойно и без всякого искания «красоты», а то сейчас будет жеманность. Эти упражнения расчленяют наши органы и дают ломаную линию и ряд движений вместо прямой линии и одного, как бы сказать, огульного движения. Следует помнить, что, чем меньше суставов участвуют в движении, тем тише оно должно быть. Быстрые движения, мало расчлененные, смешны; тихие — величественны. Благородное равновесие — в расчленении, при пропорциональном ритме соответственно радиусу и весу органа.

II. Перейдем к первенству органов движения. Как музыкальная гармония построена на трезвучии, так на трезвучии построена и гармония пластическая: оконечности, голова, корпус. Но здесь играет важную роль не-одновременность движения этих органов. Неодновременность зависит и от характера действия, — жизненного, умственного, душевного, — и от характера самого человека, т. е. преобладания в нем одного из трех «основных начал». Таким образом, у людей дела движения начинаются с оконечностей, у людей мысли — с головы, у людей сердца — с плеч.

Важный момент в дыхании, это средний момент, — остановка между вдыханием и выдыханием. Здесь помещаются: внимание, удивление, нерешительность, вообще все, что связано с остановкой. Жизнь есть постоянное движение, непрерывный ход, и при том ход, состоящий из чередований, — подъемов и опусканий, постоянное противоположение, — начинание и возвращение.

III. О третьем привходящем динамической гармонии, — о порядке сцепления движений, — не приходится говорить: это вопрос практический, и я отсылаю к «упражнениям», в особенности к § «Руки» и «Повороты». Скажем несколько последних слов о последовательности в развитии движения. Всякое движение имеет два момента: движение идет и возвращается, наступает и отступает, развивается и собирается, — эволюция и инволюция. Это в пластике тот же подъем и то же падение, что в стихосложении называются «арзис» и «тезис». Так вот, — основное правило: возвратное движение свершается в обратном порядке последовательности сравнительно с наступательным. В каком же порядке свершается наступательное? Как развертывается движение? Можно просто сказать: в том самом порядке, какого мы

держались в нашем разборе органов тела на этих страницах. Когда вы нагибаетесь на стол, облокачиваетесь на руку, чтобы внимать собеседнику, — какой порядок? Глаз, голова, корпус, плечо, локоть, рука, и уже на руку опять голова.

 

По удивительно меткому замечанию г-жи Россель точнейшую и притом совершенно автоматическую картину «последовательности» движения дает нам зевание. Зевок начинается в центре лица, распространяется по всему телу, вытягивает оконечности; возвращение (то, что я назвал увяданием) совершается в обратном порядке.

 

Г л а в а

XXIII

ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТ

Сам Дельсарт считал отсутствие чувства наименьшим из грехов, наличность чувства наивысшим из достоинств. Как ясно выступает относительная ценность обоих начал: чувство — наивысшее достоинство, значит, остальные подразумеваются в наличности, отсутствие чувства — наименьший грех, значит, все другие грехи подразумеваются отсутствующими.

Что бы ни говорили поборники одного или другого начала, — искусство актера(да одного ли актера, не всякого ли «исполнителя») составляется из двух привходящих, и две совершенно разные стороны его «искусства» ими определяются. Одна сторона — результат увлечения, вдохновения, результат минуты, — редкие счастливые мгновения: это та сторона искусства, за которую мы артистом восхищаемся. Другая — результат работы, долгого труда: за эту сторону его искусства мы артиста уважаем.

Как бы высоко мы ни ставили «чувство»,«вдохновение», «переживание» и т. д., не будем забывать, что, как сказал Гете,— «Всякому искусству должно предшествовать известное механическое умение».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: