Тренинг на сплочение коллектива педагогического персонала ДОУ
Подготовил педагог-психолог:
Сомова Юлия
Тренинг «Сплочение педагогического коллектива ДОУ»
Цель тренинга: Сплотить новообразованный педагогический коллектив детского сада.
Задачи:
1. Сформировать доверительные отношения в группе;
2. Объединение, сплочение коллектива;
3. Развитие умения работать в команде
4. Создание работоспособности группы.
Формы и методы работы:
Комплекс упражнений разработан для воспитателей. Продолжительность встречи 2 часа.
Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитатели лучше узнают друг друга.
2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
3. Увеличится работоспособность группы.
4. У педагогов сформируется умение работать в команде.
5. Улучшится психологический климат в коллективе.
6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.
Вводная часть
Упражнение «Веселый паровозик».
Цель:
· Сплочение коллектива;
· Поднятие настроение;
· Снятие напряжения
Время: 10 минут
Задание: Участники должны встать по росту в одну линию. Самый высокий первый, самый низкий в конце. Затем все участники, кроме первого в строю закрывают глаза шарфами и под его команду начинают двигаться вперед, поднимая поочередно ноги.
Упражнение «Лабиринт».
Цель:
· Сплотить коллектив;
· Определение ролей руководителей и подчиненных;
· Преодоление внутренних страхов;
Время: 40минут.
Атрибуты: Длинные веревки (2 шт.), шарф.
Задание: Веревки разлаживаются на полу виде извилистой тропинки. Тропа символизирует жизнь человека: начало – его рождение,
детство, конец – его взрослая жизнь. Первому участнику необходимо пройти закрытыми глазами между веревками от начала до конца, не делая заступов. Остальные участники помогают ему с помощью словесных указаний, но не прикасаются к нему.
Всем остальным участникам необходимо пройти тот же самый путь, но за ограниченное время (Время ведущий выбирает сам, например, 30 мин). Участник, сделавший 5 заступов, начинает задание снова.
3. Упражнение «Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга?)
Цели:
· помочь участникам глубже узнать друг друга;
· создать мотивацию к совместной работе.
Время: 20 минут.
Атрибуты: флипчарт; малярный скотч; маркеры; листы бумаги;
Задание: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»
После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».
После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:
· Каков этот человек?
· Кто это может быть?
Участники угадывают автора рисунка.
После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника).
Основная часть
5. Упражнения «Забавные животные»
Цель: Создание благоприятного психологического климата.
Время: 15 минут
Реквизит: карточки или список с названиями животных: шимпанзе, жираф, утконос, коала, ленивец, броненосец, дикобраз и т.д.
Игроку показывается карточка или название животного, он должен изобразить это животное без слов, можно издавать только звуки. Кто угадает - тот показывает следующее животное.
Рефлексия упражнения.
5. «Задания на взаимодействие»
Цель: Развивать умения действовать слажено.
Время: 15 минут.
1. «Город-дерево-собака»
Реквизит: лист ватмана, маркеры или фломастеры, поверхность для рисования.
Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за ОДИН маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно, разговаривать между собой запрещено. Оценивается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность коммуницировать, подчиняться, управлять, действовать совместно в условиях дефицита ресурсов.
Заключительная часть
Упражнение «Расскажите историю»
Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию.
Время: 10-15 минут.
Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:
· Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
· Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.
· Любой вид спорта.
· Любую еду.
· Имя любой знаменитости.
· Любое преступление.
· Любую профессию.
Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте.
Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.
Предложение. 2 мин. Каждый говорит по одному слову, чтобы получилось предложение.
Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.
Пожелания»