ПЯТЬ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ВЫГОТСКОМУ




Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №11» Дроздова О.В.

Как известно, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Как ни крути, современные дошкольники бо’льшую часть времени проводят в планшете или телефоне родителей…. Так же дети проводят время наедине с телевизором, компьютером или наедине со своими игрушками…

Подрастающее поколение всё реже и реже слушает рассказы и сказки из уст родителей, бабушек и дедушек. А уж развивающие игры со своим ребёнком по освоению родного языка – настоящая редкость! Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к её усвоению.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребёнка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. (Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, учитываются сроки посева, прореживания и подкормки).

В воспитании ребёнка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда повысится шанс на наиболее продуктивное развитие дошкольника. «Никогда более ребёнку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» — говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребёнка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребёнка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией. Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

ПЯТЬ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ВЫГОТСКОМУ

1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.

Этот же период характерен развитием моторики.

2. Знакомство с буквами: 3-4 года.

Начало осознанной речи.

3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.

Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.

4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.

(письмо и чтение)

5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.

 

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

0 - 4 месяцев: Ребёнок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

1 - 1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2 - 2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5 - 3 года: Ребёнок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4 - 4,5 года: Ребёнок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребёнок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

Типичные проблемы развития речи современного дошкольника:

 

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений в социуме).

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи.

Очень важно, чтобы ребёнок пришел в школу с хорошо развитой речью.

Задача педагогов и родителей в сложившейся ситуации - компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах в домашних условиях!

Важно, чтобы:

• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;

• детям много и выразительно читали;

• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;

• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребёнка;

• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты.

Разговаривайте с детьми как можно чаще!

Коммуникация

Ø Развивает свободное общение со взрослыми и сверстниками.

Ø Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

Ø Практическое овладение дошкольниками нормами речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: