Сюжетно- ролевая игра «Пожарники» подготовительной группы.




Соколец Оксана Ивановна

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжетные игры. Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.

Задачи:

- закрепление правил поведения при пожаре;

- формирование представлений о видах пожарной техники,пожарной одежде;

- углубить представление о первичных средствах пожаротушения;

- расширять представление о значимости труда пожарников;

- обучение самостоятельно развивать сюжет игры, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом;

- воспитание у детей смелости и выносливости, уважение к профессии пожарных;

- развивать речь детей.

Игровой материал. Игрушки: пожарные шлемы, огнетушители, топор, лом, пожарные машинки, самодельные деревянные домики и пожарный шланг, огонь (цветной картон),нарисованное горящее дерево, фонари, рация, телефон, эмблемы, куклы, плакаты, использование атрибутов из других игр.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая», «Речевая», «Физическое развитие».

Подготовка к игре:

Подготовку к игре надо начать с просмотра презентации о пожарной безопас-ности, сопровождается рассказом педагога о работе пожарных. Дети просматривают пожарную машину, рассказывая, чем она отличается от других машин и спецтехники: какого цвета, какие специальные средства имеются на машине и т.д. Очень важно, чтобы во время просмотра презента-ции дети поняли, как трудна, опасна и ответственна профессия пожарного, чтобы поняли смысл работы диспетчера.

Впечатления, полученные детьми, надо закреплять в беседе по картине или в ходе просмотра мультфильмов на пожарную тематику.В свободное время можно почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б.Житкова.

Также рекомендуется заранее проводить с детьми ознакомительные беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепить с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т.д.

 

Для лучшего запоминания номера телефона предложить детям выучить стихотворение:

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для тебя.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не всё сгорело!

(Л.Зильберг)

Затем педагогом организовываются различные игры, викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.

Беседа о пожарных:
Итак, в чём же заключается работа пожарных?
Ответы детей.
Всё правильно. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.

А вы видели, в какой одежде ходят пожарные?
Ответы детей.
Правильно, у пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Сложнее всего пожарным приходится весной и летом, когда начинают гореть трава и леса.

Как вы думаете почему?
Ответы детей.

Как вы думаете, а из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара?
Ответы детей.

Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Примерные вопросы, которые ещё можно задать детям для закрепления знаний о профессии пожарного:

1. Люди какой профессии борются с пожарами?
2. Как они это делают и что им для этого нужно?
3. Как выглядит пожарный?
4. По какому телефону нужно звонить при пожаре?
5. Кто назовет предметы, необходимые для тушения пожара?

2. Если в доме что-то загорелось?

3. Если в квартире много дыма?

Примерные загадки, которые можно использовать для закрепления знаний о работе пожарного:

Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстры, словно стрелы.
(Пожарная машина)
***
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
(Спички)
***
Шипит и злиться,

Воды боиться.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.(Огонь)

***
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит

(огнетушитель)
***

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…

(пожарный)
***
В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справится всегда.
Друзья, что это?

(Вода)
***
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.

(Дым)

 

Игровые роли и ролевые взаимодействия:

  • Командир пожарной команды

1. Принимает решения, подает команды

2. Ведет связь по рации с диспетчером и пожарными.

3. Тушит вместе с пожарными.

4. Ведет беседу с жителями города.

5. Проверяет работу пожарных и оснащение машин.

  • Пожарные

1. Получают сообщения о пожаре от диспетчера

2. Тушат пожары

3. Спасают людей и животных, оказывают первую медицинскую помощь

4. Ведут разговоры по рации, докладывают командиру, диспетчеру

5. Проверяют пожарную безопасность домов, учреждений

6. Проверяют места, где можно взять воду

  • Диспетчер пожарной службы

1. Принимает вызовы о пожаре

2. Ведет запись всех вызовов

3. Передает сообщения пожарным

4. Ведет связь с пожарными

  • Местные жители

В случае пожара:

1. Сообщают о пожарах.

2. Эвакуируются.

3. Вызывают пожарных, милицию, скорую помощь.

  • Огонь

1. Рушит горящий дом

 

Аннотация:

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием.

Основным источником, питающим игру, является реальный опыт и самые разнообразные знания об окружающем, в нашем случае о противопожарной безопасности.

Дошкольники получают информацию не только в детском саду от воспитателя, но и через просмотр телепередач, наблюдение ситуаций, увиденных на улице, связанных с пожарами, из рассказов взрослых. И все увиденное они стремятся перенести в игру. Но знания, приобретенные на занятиях, оказывают более сильное влияние на развитие игры.

Тематика игр может быть разнообразной: «Пожарные на учении», «Школа пожарных», «Пожарная часть», «Музей пожарного дела», «Кошкин дом», «Спичка-невеличка» и др.

Основой спортивных праздников и развлечений также являются игры во всех разновидностях: театрализованные, драматизация, спортивные, дидактические, игры-упражнения и т.д., которые позволяют в занимательной форме освоить, закрепить знания детей о противопожарной безопасности и применить их на практике в разных видах деятельности.

 

Ход игры:

Дети делятся на подгруппы, распределяют роли, берут подготовленный реквизит для разыгрывания ролей. Начинается игра.

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы сегодня еще раз поговорим о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем. Пожарные! Сколько Вас, героев, совершивших подвиг в борьбе с огнем! Им доверено беречь и небо, и землю, и лес, и дом – все то, что принято называть в нашей стране народным достоянием.

Ведущая:

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой пожар! (ставит макет огня на газовой плите)

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в квартире?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками играл?

(на кухне появляются мама и дочка)

Ужас на лицах у мамы и дочки,

Быстро набрали 01 по телефону

На диспетчерский пункт поступает звонок о пожаре.

Диспетчер:

Добрый день! Пожарная охрана слушает.

Девочка в трубку:

Пожар!.. Пожар!..

Дочка: называет фамилию, имя, адрес.

Диспетчер: Команда №111 на вызов по адресу…

Мама: берет младенца на руки, причитает и т.д.

Ведущая(вывозя машину):

В пять минут автомобили
До пожара докатили,

Стали строем у ворот

(Пожарная команда выходит и строится перед командиром. Командир командует.)
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.

 

Ведущая:

Пламя ежится и злится
Убегает, как лисица..

Пожарные тушат огонь

Ведущая:

Плачет Девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
Командир пожарной охраны Кузьма:

«Не зальешь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать,
Только чур — не поджигать!

Ведущая:

Дело сделано. Отбой.
Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке,
Лоб в крови, подбитый глаз —
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром —
Славно справился с пожаром.

Все выстраиваются

Вновь на пункт поступает звонок о пожаре.

Диспетчер:

Добрый день! Пожарная охрана слушает.

Жители деревни:

Пожар!.. Дом и лес горят!.. Приезжайте поскорей!...

Местный житель: называет фамилию, имя, адрес.

Диспетчер: Команда №112 на вызов по адресу…

Ведущая:

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег листву?

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые предметы? (ставятся макеты домов, горящее дерево, огонь на крыше дома)

Огонь (соответствующе развивая руками, одеждой, около дома):

У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я - …(огонь)

Ведущий: Широко бушует пламя.
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.

Ведущая:

Машина пожарная - красного цвета.
А ну-ка, подумай, зачем нужно это?
Затем, чтобы каждый, увидев, бежал
В сторонку и ехать бы ей не мешал.
Ужасная скорость! Гудок, будто вой.
"Стоять всем на месте!"- свистит постовой.
Только машине красного цвета
Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта (дети вывозят пожарные машины)

Ведущий:

Отбивается Кузьма,
Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов
Трое рослых молодцов.

Командир вместе с пожарной командой приступают к тушению пожара.

Ведущий:

Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Черным облаком густым
Под ногами вьется дым.

(Пожарные действуют в соответствии с командами командира)

Ведущий:

Пламя ежится и злится
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.

Пожарные тушат огонь

Ведущий:

Вот уж бревна почернели...
Злой огонь шипит из щели:

Огонь:

«Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!»

Командир пожарной команды Кузьма:

«Замолчи, огонь коварный! —
Говорит ему пожарный.—
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!»

Пожарные с помощью «пожарной машины», местные жители с помощью подручных средств из детского стенда «Пожарная безопасность – 01» тушат пожар.

Ведущая:

Наконец пожар потушен!

Помни каждый гражданин:

Этот номер 01!

Дым увидел – не зевай.

И пожарных вызывай.

 

После проведения игры подводится итог. Воспитатель проводит анализ игры: что получилось, что понравилось, выражает оценку деятельности детей.

При последующем проведении игру можно расширить за счет соединения с другими сюжетно-ролевыми играми: «Больница»(лечат пожарных, работников пожарной части), «столовая» (кормят работников пожарной части), «магазин». «библиотека» и т.д.

 

 

Список использованной литературы.

1. Авдеева Н.Н.,Князева Н.Л.,Стеркина Р.Б. «Безопасность:Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2013г.

2. Арамина Н. “Ознакомление дошкольников с ППБ”. г. Москва; Издательство: “Скрипторий”, 2008 г.

3. Белая К. “как обеспечить безопасность дошкольников” (пособие). М., “Просвещение”. 2001 г.

4. Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» г.Ростов-на-Дону.Издательство «Феникс».2006г.

5. Радзиевская Л. “Ты и огонь”. Издательство: “ОНИКС”, 2009 г.

6. Федорова Т. “Чтоб не ссориться с огнём”. г. К.-Ур., Свердл. обл., Издательство: “Калан

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: