Как приготовить препарат для исследования с детьми?




Соловьёва М.А., Жданова Я.А.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИКРОШЕЙ!»

Г. Никольское

Г.

Аннотация:

Данное методическое пособие посвящено организации предметно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с помощью микроскопа и предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.

Источником практического опыта явился не только опыт коллег, представленный в интернет - пространстве, но и опыт воспитателя МКДОУ № 38 г. Никольское Ждановой Я.А. Авторы попытались систематизировать разрозненные материалы в виде брошюры для удобства их использования педагогами. Задачейметодического пособия является оказание практической помощи педагогам в использовании микроскопа в детском саду, как средства познавательного развития детей.

С его помощью они смогут составить рабочую программу кружка, разработать перспективный и календарный план работы, подготовить необходимое оборудование и препараты для проведения данного вида детской деятельности, провести её с детьми с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Автором – разработчиком является старший воспитатель МКДОУ № 38 г. Никольское Соловьёва М.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 4-9

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………...10 - 22

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………….. 23 -28

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..31 - 41

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать, считает В.А. Сухомлинский.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандартом) является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Способствует достижению данного целевого ориентира развитие познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которое в рамках Стандарта включает исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Именно, в процессе этой деятельности дети проявляют:

любознательность, инициативу и самостоятельность,

устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности,

учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам.

В свете вышесказанного, можно рассматривать познавательно-исследовательскую деятельность как форму активности ребенка, направленную на решение задач поискового характера, обеспечивающую познание свойств, связей объектов и явлений окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, а также освоение способов познания.

Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании.

Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. таких как, К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф. Свадковский, С. Френе и др., основной идеей работ которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.

В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый теоретический и практический опыт организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Н.Е. Веракса, О.В. Дыбина, О.Л. Князева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова и др.).

Познавательно – исследовательская деятельность детей многогранна, но можно выделить следующие её виды:

Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в работе с дошкольниками
Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
Учебно-познавательная Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ - технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
Познавательно-практическая Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.
Предметно-исследовательская Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

 

Познавательно-исследовательская деятельность, проходит ряд стадий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.

Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания.

Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска. Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.

Анализ литературы позволил выявить основные функции познавательно-исследовательской деятельности:

- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

- освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений;

- освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

- развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В - целом, познавательно - исследовательская деятельность предполагает определенный алгоритм действий (по А.И. Савенкову):

1. Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.

3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).

4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).

6. Составление предварительного плана исследования.

7. Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, формулировка выводов.

8. Определение возможных путей дальнейшего изучения проблемы.

 

Поэтому при проведении с детьми данной деятельности важно

выстроить ее в определенной структуре:

1. постановка проблемы;

2. целеполагание;

3. выдвижение гипотез;

4. проверка гипотез;

5. анализ полученного результата;

6. формулирование выводов.

 

В данном методическом пособии представлена работа с детьми

старшего дошкольного возраста в рамках предметно – исследовательской деятельности детей с цифровым микроскопом и включением видеоконтента познавательной направленности.

Потребность в разработке данного методического пособия для педагогов учреждения возникла в связи с поступлением средств на оснащение развивающей предметно – пространственной среды, давшее возможность приобретения наряду с другим оборудованием микроскопов.

Американский селекционер Лютер Бербанк говорил, что «люди бегут в кинематограф, а между тем микроскоп может открыть перед нами целый мир красоты и чудес, чего не может дать кино, и притом тут же в саду, перед домом, или в соседнем парке, в цветочном ящике у окна или даже в цветочном горшке, если нет ничего другого».

Американский философ и педагог Джон Дьюи еще в 20-м веке считал, «если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий, а значит и обучение детей должно проходить с их активным использованием.

Следует отметить, что информационные технологии наиболее активно приходят в школы, колледжи, техникумы и высшие учебные заведения, но в последние несколько лет они стали прочно укореняться и в детских садах. Опыт работы с ними еще «точечный», разрозненный, практически нет методических пособий и рекомендаций, тем более практически нет опыта работы в рамках предметно – исследовательской деятельности детей с микроскопом и включением видеоконтента.

Разработанное нами методическое пособие посвящено организации предметно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с помощью микроскопа и предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов.

Источником практического опыта явился не только опыт коллег, представленный в интернет - пространстве, но и опыт воспитателя МКДОУ № 38 г. Никольское Ждановой Я.А. Авторы попытались систематизировать разрозненные материалы в виде брошюры для удобства их использования педагогами. Задачейметодического пособия является оказание практической помощи педагогам в использовании микроскопа в детском саду, как средства познавательного развития детей.

С его помощью они смогут составить рабочую программу кружка, разработать перспективный и календарный план работы, подготовить необходимое оборудование и препараты для проведения данного вида детской деятельности, провести её с детьми с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Микроскоп – удивительный прибор. Он – как волшебное окно, через которое можно заглянуть в загадочный микромир. Ребенок, работая с микроскопом, в какой-то мере начинает ощущать себя «настоящим» учёным, исследователем, открывающим тайны невидимого мира.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Микроско́п (др.-греч. μικρός «маленький» + σκοπέω «смотрю») — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Дословно слово «микроскоп» означает «наблюдать за чем-то маленьким, (от греческого «малый» и «смотрю»). Совокупность технологий и методов практического использования микроскопов называют микроскопией.

Глаз человека, как любая оптическая система, характеризуется определённым разрешением, т.е. тем наименьшим расстоянием между двумя точками или линиями, когда они ещё не сливаются, а воспринимаются раздельно друг от друга.

При нормальном зрении на расстоянии 250 мм разрешение составляет 0,176 мм, т.е. все объекты, размер которых меньше этой величины, наш глаз уже не в состоянии различить.

Мы не можем видеть клетки растений и животных, различные микроорганизмы, рассмотреть поверхности обычных предметов и материалов, но это можно сделать с помощью специальных оптических приборов – микроскопов. Таким образом, микроскоп отрывает человеку микромир, который волшебен и притягателен для любого, особенно для ребенка.

Как же был изобретен микроскоп? Изобретение микроскопа, столь важного для всей науки прибора обусловлено, прежде всего, развитием оптики. Некоторые оптические свойства изогнутых поверхностей были известны еще Евклиду (300 лет до н. э.) и Птоломею (127-151 гг.), однако их увеличительная способность не нашла практического применения.

Первые очки, как простейшие оптические приборы, были изобретены Сальвинио дели Арлеати в Италии только в 1285 г. В 16 веке Леонардо да Винчи и Мауролико показали всем, что малые объекты можно изучать с помощью лупы. До сих пор эти предметы пользуются среди нас большой популярностью. А как же появился первый микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. И вот однажды произошла следующая история.

Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе.

К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп.

Изобретение заключалось в том, что голландец Захариус Йансен

(Захарий Янсен) в 1590 - 95 году смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, фокусировка на исследуемом объекте достигалось за счет выдвижного тубуса, а увеличение микроскопа составляло от 3 до 10 крат.

Быстрое распространение и совершенствование микроскопов началось после того, как Галилей (G. Galilei), совершенствуя сконструированную им зрительную трубу, стал использовать ее как своеобразный микроскоп (1609—1610), изменяя расстояние между объективом и окуляром, а затем в 1624 году изготовив более короткофокусные линзы, значительно уменьшил габариты своего микроскопа. Этот прибор он называл «оккиолино» (occhiolino итал. — маленький глаз).

Название «микроскоп» было предложено в 1625 году
членом Римской "Академии зорких" ("Akudemia dei lincei") И. Фабером.

Первые успехи, связанные с применением микроскопа в научных биологических исследованиях, были достигнуты Гуком (R. Hooke), который первым описал растительную клетку (около 1665 г.)

В 1681 г. голландец Левенгук (A. van Leenwenhoek) описал изумительные чудеса, которые открывал своим микроскопом в капле воды, в настое перца, в иле реки, в дупле собственного зуба и т.д.

Виды и типы микроскопов. Существует два типа микроскопов:

Биологический. Микроскопы, изначально рассчитанные на использование преимущественно в биологии и медицине — для изучения клеток, микроорганизмов и других подобных объектов. Одним из основных отличий данного типа микроскопов от стереоскопических является то, что в объективе используется только одна линза, и изображение получается плоским.

Таким образом, оценить объём предметов при взгляде через такой прибор невозможно. С другой стороны, биологические микроскопы могут обеспечивать довольно высокую кратность увеличения — до 2000х; а в тех сферах, где они применяются, объёмность и не требуется.
Стереоскопический. Микроскопы, имеющие объектив с парой линз и сдвоенный окуляр. Такая конструкция позволяет смотреть в окуляр обоими глазами и видеть при этом достоверное объёмное изображение.

Микроскопы этого типа предназначаются в первую очередь для ремонта и сборки часов и других мелких механизмов, создания миниатюр, пайки микросхем, криминалистических исследований и т. п. Они дают сравнительно невысокое увеличение (до 200х, а иногда всего в несколько десятков крат), однако объёмность изображения позволяет точно орудовать инструментами в поле зрения. Кроме того, удобству работы способствуют большие рабочие расстояния.

По принципу работы есть три вида микроскопов:

Оптический. Традиционные микроскопы, работа которых основана на использовании линз и других оптических элементов. Позволяют обеспечить высокое качество изображения и хорошую кратность увеличения, при этом не зависят от электричества (разве что для системы подсветки могут понадобиться батарейки).

В микроскопах этого типа используются традиционные окуляры, однако есть отдельные модели, допускающие подключение внешней камеры и вывод изображения на дисплей компьютера. Также отметим, что это единственный принцип, применяемый в стереоскопических моделях

Цифровой. Микроскопы этого типа фактически представляют собой цифровые камеры, дополненные мощной увеличивающей оптикой. Изображение с такой камеры нужно выводить на экран; некоторые модели оснащены собственными дисплеями, другие экранов не имеют, и их нужно подключать к компьютеру/ноутбуку.

Преимуществом первой разновидности является независимость от внешнего оборудования, достоинства второго варианта — компактность и сравнительно невысокая стоимость. В то же время стоит отметить, что по степени увеличения большинство цифровых микроскопов уступает оптическим, а для стереоскопического изображения этот принцип не подходит.

Оптико-цифровой. Микроскопы, сочетающие в себе особенности оптических и цифровых моделей. От «чисто цифровых» приборов такие модели отличаются более продвинутой оптикой, с револьверной головкой и высокой кратностью увеличения; от оптических — встроенной камерой и использованием экрана в роли окуляра (традиционные окуляры в оптико-цифровых моделях не применяются).

В нашем детском саду мы используем микроскоп Levenhuk Rainbow, который предназначен для наблюдения детьми от 5 лет прозрачных и непрозрачных объектов в проходящем и отраженном свете в светлом поле.

Он относится к оптическим микроскопам, имеющим в своем оснащение цифровую камеру и вывод изображения на экран или интерактивную доску через проектор. Он может дать увеличение до 400 раз. В комплекте к нему идет набор для опытов, который позволяет самостоятельно сделать препарат или взять готовый из набора (100 готовых препаратов).

Микроскоп, как и любой другой механизм, состоит из определенных деталей. Корпус микроскопа образуют основание и штатив. К штативу прикреплён предметный столик и присоединён тубус. Для перемещения предметного столика предусмотрены макровинт и микровинт.

В верхней части тубуса расположен окуляр, через который рассматривают изучаемый объект, в нижней части тубуса микроскопа расположены объективы. Рассматриваемый объект прикрепляется к предметному столику при помощи зажимов.

Важной составной частью микроскопа является источник света. Освещённость регулируется при помощи диафрагмы.

При работе с микроскопом необходимо правильно выполнять все операции и выполнять следующие правила:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или электроосветитель;

3. Установить его перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола и во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Сначала надо опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало.

8. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения.

9. Если микроскоп снабжен осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить необходимую яркость горения;

10. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.

11. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

12. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

13. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

14. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции снова;

15. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте - точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

16. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Как приготовить препарат для исследования с детьми?

Чтобы сделать препарат для микроскопа, понадобятся специальные стекл а со стандартизированными размерами, используемые в медицине и научной деятельности:

- Предметное – продолговатой прямоугольной формы, края шлифованные и слегка закругленные для безопасности исследователя, на него кладется образец для исследования;

- Покровное – квадратное, более тонкое (до 0,17мм) и меньшее по габаритам. Его задача – плотно прикрыть препарат, придавив по всей площади для лучшей фокусировки.

Способы склеивания стеклышек:

· С использованием воды. Наберите ее в дозирующий сосуд или пипетку и нанесите пару капель по центру образца, лежащего на предметном стекле. Накройте сверху покровным стеклом, прижмите на несколько секунд, а то, что вытекло - протрите насухо промокашкой или фильтровальной бумагой.

· Посредством смолы «Канадский бальзам». Вырабатывается она из пихты бальзамической, вязкая и тягучая, напоминает медовую консистенцию. Она входит в большинство наборов для опытов, созданных для детей дошкольного и школьного возрастов. Прозрачная и с большим показателем преломления, что положительно сказывается на чистоте изображения, наблюдаемого в микроскоп.

· Синтетическое бальзамирование на основе полистирола, пластификатора и ксилола.

Важным при приготовлении препарата является возможность сделать тонкий, почти прозрачный срез объекта исследования, для это применяется устройство, называемое микротом. В нем в круглой пластиковой формочке, напоминающей колесо, размещено лезвие, при его использовании внутрь колесика, в отверстие, просовывается кусочек биоткани, поворотом выпирающей рукоятки получается поперечный или продольный срез не более 40-50 микрометров, для последующего рассматривания на увеличении 40 - 640 крат.

Для большей детализации и контраста изображения используется подкрашивание объекта исследования.

Можно приготовить классический раствор Люголя: калиевую соль, состоящую из бесцветных кристаллов, растворяют с йодом в воде в пропорции: 5:10:85. Еще в качестве красителей можно брать зеленку, марганец, метиловый синий, красно-коричневый порошок эозин. Прокрашивание осуществляется путем смачивания концентрированным цветным веществом или его нанесением ватной палочкой.

Метиловый синий можно купить в зоомагазинах, так как он ещё и кондиционер для аквариумной воды, стоит он буквально копейки. В наборах продается скальпель и коврик для работы с ним.

Некоторые препараты важно сохранить для дальнейшего использования или остановить различные биологические процессы, тогда можно использовать фиксирующую жидкость. Ее действие заключается в том, что полностью останавливается жизнеспособность органоидов, изучаемого микрообразца. Продолжительность консервации от 10-15 минут до часа. Хорошо зарекомендовали себя этиловый спирт и формидрон, содержащий формалин. При работе с фиксаторами не допускайте их попадания на открытые участки кожи.

Для разных объектов изучения можно использовать разный способ изготовления препарата.

Приготовления препарата "раздавленная капля".

1. Убедитесь, что ваше предметное стекло обезжиренное и чистое.

2. Нанесите на него по центру 1-2 капли воды.

3. Аккуратно положите в центр предметного стекла (в каплю воды) объект изучения.

4. Аккуратно накройте каплю с объектом изучения покровным стеклом.

5. Если вода при накрывании капли покровным стеклом вышла за его пределы, аккуратно удалите её фильтрованной бумагой.

При приготовлении препаратов в раздавленной капле нужно помнить:

1. При опускании покровного стекла на каплю следует прикоснуться его ребром к краю капли и, постепенно наклоняя, опустить стекло.

2. Капля не должна быть большой, чтобы жидкость не переливалась за края и не попадала на верхнюю сторону покровного стекла. Избыток воды снимите фильтровальной бумагой.

3. Одиночные пузырьки воздуха, оставшиеся под покровным стеклом, обычно не мешают наблюдению. Но если их много, препарат лучше приготовить заново.

4. Препарат не должен быть слишком густым, чтобы микроорганизмы не заслоняли друг друга.

5. Приготовленные препараты рассматривают тут же после приготовления (особенно живых бактерий), так как в иначе вода высыхает и клетки бактерий теряют подвижность.

6. Бактериологическую петлю (или иглу) перед каждым очередным пассажем и после него (нанесение капли воды на стекло, снятие культуры с агара и ее размешивание, взятие краски и т.д.) следует обязательно докрасна прокаливать в пламени горелки. После прокаливания петлю быстро охлаждают на воздухе (держат 2-3 секунды, ни к чему не прикасаясь) и приступают к выполнению очередного этапа работы.

Приготовление препарата "висячая капля".

1. Заранее подготовленную суспензию микроорганизмов в количестве одной капли с помощью биологической петли аккуратно нанесите на чистое покровное стекло.

2. Переверните покровное стекло с каплей суспензии так, чтобы капля свободно висела.

3. Поместите перевёрнутое покровное стекло с каплей над лункой специального покровного стекла с углублением в центре.

Примечание. Капля не должна касаться краёв стекла и углубления (лунки), она должна свободно висеть на покровном стекле. Края углубления специального покровного стекла предварительно смазывают вазелином для герметизации камеры.

Приготовление препарата "отпечаток".

1. Из агаризованной среды, на которой какие-либо микроорганизмы растут абсолютным сплошным газоном или же в виде отдельных колоний, аккуратно вырежете скальпелем не очень большой кубик.

2. Перенесите его на предметное стекло таким образом, чтобы поверхность кубика с микроорганизмами была обращена именно вверх.

3. Затем к газону микроорганизмов или к колонии приложите обычное покровное стекло (абсолютно чистое), аккуратно и не сильно, а слегка, надавите на него биологической петлей или пинцетом и тотчас снимите, стараясь не сдвинуть его в сторону.

4. Полученный препарат (покровное стекло с отпечатком) помещают именно отпечатком вниз в каплю обычной воды на чистое предметное стекло. Отпечаток также можно получить и на предметном стекле, если касаться поверхности колонии предметным стеклом.

Внимание! Препараты живых клеток рассматривают с помощью "сухих систем" микроскопа. После микроскопирования такие препараты перед мытьем должны быть выдержаны в дезрастворе (дезинфицирующее средство).

Приготовление препарата "отпечаток", иной способ

1. Из агаризованной среды в чашке Петри с засеянными на нем бактериями (бактериальным газоном) вырежьте блок.

2. Возьмите обезжиренное чистое предметное стекло и приложите его к поверхности блока агара, засеянного бактериями. Получился первый отпечаток, отпечатки делайте до тех пор, пока бактериальный слой на блоке не истощится, располагая их слева направо начиная с левой короткой грани стекла.

3. Дайте отпечаткам подсохнуть и поместите стекло в жидкость Карнуа для фиксации клеток.

Приготовление препарата "фиксированный мазок".

1. Для того, чтобы приготовить этот препарат, требуется на обезжиренное предметное стекло нанести одну каплю воды.

2. В неё биологической петлей внесите исследуемый вами материал и распределите его так, чтобы получить тонкий и равномерный мазок диаметром примерно 1-1,5 сантиметра (только при таком распределении материала в мазке можно увидеть изолированные бактериальные клетки).

3. Если исследуемый материал содержится в жидкой среде, то петлей его непосредственно наносят на предметное стекло и готовят мазок. Мазки высушивают на воздухе или в струе теплого воздуха над пламенем горелки.

4. Для фиксации мазка предметное стекло (именно мазком вверх) очень аккуратно и медленно проводят 3 раза (в течение всего 3 секунд) через пламя горелки. Микроорганизмы, находящиеся в мазке, при фиксации погибают, плотно прикрепляясь к поверхности предметного стекла, и они не смываются при дальнейшей обработке препарата.

Внимание! Более долгое нагревание может вызвать деформацию структур клеток. Мазки крови, мазки-отпечатки органов и каких-либо тканей и (в некоторых случаях и мазки из культур), фиксируют погружением на 5-20 минут в метиловый синий или этиловый спирт, смесь Никифорова, также сулемовый спирт или иные фиксирующие жидкости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: