Задание 4. Методика «Определение ведущей репрезентативной системы»




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: Подготовка консультации по вопросам «Психология познавательных процессов.»

Количество часов - 2

Цель практического занятия: закрепление теоретических знаний по теме, самодиагностика типа темперамента и свойств характера.

 

Формируемые компетенции - ОК 1, ОК 3-7, ОК 9, ОК 11, ПК 1.7

 

Задания:

 

Задание 1. О каких свойствах ощущений и восприятия идет речь в приведенных примерах?

1. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если исполняется симфоническим, струнным оркестром или на одном рояле, хотя отдельные звуковые ощущения в данных случаях различные.

2. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным и, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается её круглая форма.

3. Рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остаётся для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке значительно изменяется.

4. При насморке или заложенности носа интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

5. Известно, что музыкальный ритм усиливает мышечно-двигательную чувствительность.

 

Приведите примеры, в которых проявляются другие свойства ощущений и восприятия?

 


Задание 2. Прокомментируйте следующие расхожие мнения о сенсорноперцептивных процессах с точки зрения их соответствия современному

состоянию психологической науки. Ответы аргументируйте.

1. Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры, образования и опыта.

2. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы

различна.

3. Экстрасенсорное восприятие не считается законным предметом научного

исследования.

4. Сенсорная изоляция приводит к необратимым патологическим изменениям

психики.

5. Органы чувств ребенка начинают функционировать еще до его рождения.

6. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их

расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.

 

Задание 3. Верны или нет следующие утверждения? Почему?

1. Ощущение является более сложным процессом, нежели восприятие.

2. Ощущения и восприятие обусловлены социальными факторами.

3. Зрительное и слуховое ощущения относятся к экстерорецептивному виду

ощущений.

4. Адаптация как свойство ощущения позволяет рецепторам приспосабливаться

к поступающим стимулам и защитить их от чрезмерной перегрузки.

5. Явление синестезии заключается в неспособности органов чувств

производить дифференцирование поступающих внешних сигналов.

6. Совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, можно назвать

перцептивными.

7. Константность как свойство восприятия означает неизменность образа

предмета или явления независимо от психофизиологического состояния человека.

8. Преднамеренное восприятие характеризуется отражением в психике

целостного образа независимо от желания человека.

9. На процесс восприятия накладывает отпечаток предыдущий опыт человека.

10. Восприятие зависимо от мыслительной деятельности человека.

11. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим

как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.

12. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.

13. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства,

а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.

14. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то,

во что верим.

Задание 4. Методика «Определение ведущей репрезентативной системы»

У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количествоинформации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке». Этот тест позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для вас ведущей.

Инструкция: Перед Вами шесть незаконченных утверждений, в каждом из которых четыре вариантов ответа. Проранжируйте каждое из предложенных утверждений и поставьте цифру «4» рядом с тем вариантом ответа, который больше всего подходит именно Вам, цифру «3» напротив того варианта ответа, который немного хуже подходит Вам – и т. д. Отметьте цифрой «1» тот вариант ответа, который меньше всего подходит Вам.

Тест-опросник

1. Вы принимаете важные решения опираясь на...

чувства и интуицию; (К)

то, что лучше звучит; (А)

то, что лучше выглядит и более красиво; (В)

точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)

2. Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет:

тон и интонации голоса; (А)

могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)

логика его аргументации; (Д)

насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими

переживаниями. (К)

3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...

смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)

ловите свои ощущения; (К)

выражаете это словами; (Д)

прислушиваетесь к тону своего голоса. (А)

4. Для вас самое простое...

подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)

работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся

к изучаемому предмету; (Д)

выбрать чрезвычайно удобную мебель; (К)

подобрать идеальные сочетания цветов. (В)

5. Лучше всего вы запоминаете...

мелодии и звуки; (А)

логические построения; (Д)

ароматы и вкус; (К)

лица, цвета, картины. (В)

6. Вы...

настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)

хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)

очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда,

воздействует на вашу кожу; (К)

всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)

Обработка и интерпретация результатов теста.

Подсчитайте общую сумму набранных баллов по каждой репрезентативной системе и сравните их. Наибольшее количество баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше – вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у Вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для Вас системы восприятия информации. Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, Вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет Вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

А – аудиальная репрезентативная система;

В – визуальная репрезентативвая система;

К – кинестетическая репрезентативная система;

Д – «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».

Визуалы – это люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно

высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении

визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Его принцип: «он меня не

слушает, потому что не смотрит на меня». Визуалы очень хорошо чувствуют

окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу

«закрываются», скрещивая руки и ноги. Не терпят прикосновений и тем более объятий.

Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так…

Визуалы не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая к работе,

они четко должны представлять себе стратегию. Визуалы любят наглядные пособия и

грамотно оформленные отчеты. Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют

правильно распределять задачи между сотрудниками. Визуалы, как правило, не только

лучшие специалисты в своем деле, они наиболее активны и лучше многих умеют

использовать свою память, но им нельзя говорить «нет» и воздействовать на них

криком.

Аудиалы – это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым

слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на

собеседника или прикасаться к нему, главное – слышать его. Аудиалы – это людимагнитофоны. Могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших

подробностей. Но ни в коем случае нельзя прерывать их, т. к. они тотчас замолчат и

более не будут с вами беседовать. Внешне аудиал может показаться человеком

упрямым и надменным. Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди

очень душевные и внимательные, готовые вас всегда выслушать и помочь советом.

Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лекторы.

Кинестетики – «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют

скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на

вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства.

Кинестетики любят посещать сауны, принимать горячие ванны и просто обожают,

когда им делают массаж. После неприятного дня долго находятся в состоянии

«выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные

дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

Дискреты – это своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл,

содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил

чеснок после того, как узнал, какой он полезный».

Дискреты, как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами,

а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы

и является реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для

дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она

сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова

переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: