LOVE LYRICS BY F. I. TYUTCHEV AND A. A. FET




82-145

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЁТА

LOVE LYRICS BY F. I. TYUTCHEV AND A. A. FET

Аннотация: Любовная лирика встречается в творчестве практически каждого поэта. Кому-то чувства приносят безграничное счастье, кому-то сильную боль. Любовная лирика играет большую роль в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фёта. Цель нашего исследования - проанализировать любовную лирику данных поэтов, найти общие и различные черты.В ходе работы были проанализированы некоторые произведения Ф. И. Тютчева и А. А. Фёта, выделены мотивы, присущие любовной лирике. Предложенная статья будет полезна людям, интересующимся творчеством данных поэтов.

Abstract: Love lyrics are found in the work of almost every poet. For some, feelings bring boundless happiness, for others intense pain. Love lyrics play an important role in the works of F.I.Tyutchev and A.A.Fet. The purpose of our research is to analyze the love lyrics of these poets, to find common and different features. In the course of the work, some works of F.I.Tyutchev and A.A.Fet were analyzed, the motives inherent in love lyrics were highlighted. The proposed article will be useful for people interested in the work of these poets.

Ключевые слова: Ф. И. Тютчев, А. А. Фёт, Е.А. Денисьева, Мария Лазич, поэзия, любовная лирика, чувства, судьба, любовь, смерть.

Keywords: F. I. Tyutchev, A. A. FET, E. A. Deniseva, Maria Lazich, poetry, love lyrics, feelings, fate, love, death.

Любовная лирика встречается в творчестве большинства поэтов. Данные стихотворные произведения всегда наполнены глубокими чувствами, личными переживаниями автора. Все люди, так или иначе, на своем жизненном пути сталкиваются с любовными чувствами. У каждой личности своя судьба. Одним повезет больше – они встретят того самого единственного человека, с которым проведут вместе всю жизнь, другие будут не поняты, не приняты, отвергнуты, преданы. Возможно, придется терпеть осуждение со стороны окружающих или любить безответно.

Поэты – тонкие, ранимые, лирические натуры. Любовь для творческого человека не просто наименование понятия, обозначающего чувство эмоционального влечения к другому человеку, любовь для них – состояние души, неразрывно связанное с вдохновением, которое заставляет творить, пробуждает музу.

Стоит сказать, что данное чувство, связано не только с чем-то прекрасным и возвышенным, но и со страданием, беспокойством, подавленным настроением. Так, например, многие лирические произведения Ф.И. Тютчева и А.А. Фёта, написанные на любовную тематику, пронизаны мощным драматизмом и имеют трагическое, минорное звучание. Это связано с фактами биографии поэтов. Многие их литературные шедевры порождены чувством вины, раскаяния, невосполнимой утраты. Данных авторов многое объединяет. Оба они пережили трагическую смерть любимого человека, что, разумеется, нашло свое отражение в творчестве. Однако при внешней схожести поэзия данных авторов всё-таки различна способом отражения темы любви, определенными деталями, отношением к самому чувству.

Наиболее значимым достижением любовной лирики Ф.И. Тютчева являются произведения «Денисьевского цикла», которые посвящены Елене Александровне Денисьевой. Прекрасную молодую музу поэт полюбил, будучи уже немолодым. Она стала его последней музой. Их чувства просуществовали целых четырнадцать лет. Ф.И. Тютчеву пришлось пережить и смерть молодой, не дожившей до сорока лет, Елены Денисьевой. Возлюбленная умерла от чахотки. Ради отношений с поэтом девушка пожертвовала всем: своим социальным статусом, уважением со стороны окружающих, семейной гармонией. О существовании молодой музы, совместных детях, знала и жена Ф.И. Тютчева - Эрнестина. Она прощала мужу нечастые приходы, жизнь на две семьи.. Когда-то и сама Эрнестина была музой Ф.И. Тютчева, а официальная жена Элеонора страдала, терпела, пыталась покончить жизнь самоубийством. В итоге она скончалась от продолжительной болезни и душевных мук. Ф.И. Тютчев искренне любил каждую из трех женщин. Так, например, в момент кончины Элеоноры, горе мужа было так велико, что он, сидя у гроба супруги, стал седым за несколько часов [3].

В случае с Еленой Денисьевой поэт постоянно метался, корил сам себя за запретные чувства. Было обидно за жену Эрнестину, но Ф.И.Тютчев не мог ничего с собой поделать. Он не собирался расторгать официальные отношения, но и проститься с молодой музой был не в силах. Отношения Ф.И. Тютчева и Елены Денисьевой были трагичны, запретны, осуждаемы обществом. Произведения данного цикла наполнены противоречием: с одной стороны – это любовь – страсть, с другой – любовь страдание, жертва. Поэт описывает психологически сложное чувство, сладостное и мучительное одновременно.

Елене Денисьевой приходилось мириться со своим положением.

Одно из наиболее эмоционально сильных произведений, посвященных данной девушке – «О, как убийственно мы любим!» Даже название стихотворения говорит о губительной, угнетающей силе любви. Это лирическое произведение о запретном, осуждаемом чувстве.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева неразрывно связана с философской. Лирический герой постоянно анализирует происходящее. В стихотворении «О, как убийственно мы любим!» присутствует мотив вины, которую ощущает влюбленный мужчина. Его терзают муки совести. Чувствуется душевное беспокойство, стыд, жалость, раскаяние.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла [1, с. 127]!

Поэт сам признает, что эта любовь была приговором судьбы и только подставляла самого Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьеву. Их отношения осуждало общество. Чувства девушки – олицетворение жертвенной любви.

В данном лирическом произведении чувство любви связано со страданием, болью, осознанием обреченности.

Нередко в стихах Ф.И. Тютчева любовь сравнивается с разрушающей стихией. В его творчестве любовь – это борьба, приносящая горе, беды, страдания героине. Вот отрывок из лирического произведения «Не говори: меня он, как и прежде любит»:

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она [1, c.125]!

В произведениях Ф. И. Тютчева чувствуется превосходство героини над лирическим героем. Образ женщины в творчестве Ф. И. Тютчева является символом света и чистоты. Вероятно, это связано с трагическими моментами жизни, которые уготовила ему судьба. Сначала он пережил смерть жены Элеоноры, потом потерял молодую возлюбленную Елену Денисьеву, которою продолжал искренне любить даже после её кончины. Он молил Всевышнего навсегда сохранить память о прекрасной музе. Отрывок из стихотворения «Есть и в моем страдальческом застое»:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней [1, с.171].

Не менее жертвенной была любовь жены поэта – Эрнестины. Об этом даже написано стихотворение - «Она сидела на полу…». Лирическое произведение наполнено болью и чувством стыда. Узнав о связи мужа с молодой Еленой Денисьевой, подругой дочерей поэта, Эрнестина была шокирована. В порыве ревности она сожгла большинство писем, которые Ф.И. Тютчев когда-то адресовал ей. Жертвенна и любовь первой жены поэта Элеоноры, которая боготворила мужа, была верным другом, оказывала поддержку. Женщина тяжело пережила измену. Её жизнь и здоровье подкосил пожар на пароходе и душевные муки.

Сравнивая любовную лирику поэтов, стоит сказать, что А.А. Фёту так же, как и Ф.И. Тютчеву пришлось пережить смерть родного человека. Его возлюбленная Мария Лазич сгорела в пламени огня. В комнате девушки начался пожар, вспыхнуло её прекрасное платье. Мария предпринмала попытки спастись, но сильный лишь раздувал пламя. Помочь ей было уже практически нереально.

Мария Лазич – главная муза поэта. Любовь к ней А.А. Фет пронес через всё творчество, через всю жизнь. «Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную» - говорил поэт своей возлюбленной.

Тема любви раскрыта в лирике А.А. Фёта иначе, чем у Ф.И. Тютчева. А.А. Фет создает более обобщенный образ женщины. Женщину в лирике Ф.И. Тютчева выражает конкретный образ, в то время как у А.А. Фёта такая конкретность отсутствует, он создает более обобщенный образ женщины. Любовные стихи данного поэта – это всегда воспоминания и воспевание женской красоты. У А.А. Фёта не определен образ лирического героя, но место для описания образа возлюбленной все же осталось – это стихотворение «Неотразимый образ»

Не для тебя кумир изменчивый и бренный

В сердечной слепоте из праха создаю;

Мне эта даль мила: в ней — призрак неизменный —

Опять чиста, светла я пред тобой стою.

 

Ни детских слез моих, ни мук души безгрешной,

Ни женской слабости винить я не могу,

К святыне их стремлюсь с тоскою безутешной

И в ужасе стыда твой образ берегу [2, с. 271].

Поэт был женат на Марии Боткиной, а любил другую девушку. Союз с женой был браком по расчету. И только после трагической смерти Марии Лазич, поэт понимает, что они должны были соединить свои души. А.А. Фёт посвящает возлюбленной стихотворения, написанные в основном после её смерти. Это помогает ему психологически утешить страдания.

В творчестве А.А. Фёта природа и человек – единое целое. Они неразлучны. Он любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.

Любовная поэзия А.А. Фёта хоть и носит трагический, напряженный характер, но она не лишена света и оптимизма. У Ф.И. Тютчева любовь – это страдание, боль, мучение, близнец самоубийства. У поэтов в целом различное отношение к жизни. А.А. Фёт стремится ей восторгаться. Любовь, музыка и Природа являются идеалами его поэзии, он их воспевает в своем творчестве. Ф.И. Тютчев воспринимает жизнь, как бытие. Поэзия Ф.И. Тютчева всегда носит философский характер, лирика А.А. Фета более описательна и тяготеет к пейзажной. Любовная лирика Ф.И. Тютчева более трагична и реальна. А.А. Фёт, даже после трагической потери возлюбленной продолжает отделять реальную жизнь от идеальной. В своих произведениях он воспевает лишь идеальную.

Любовь у А.А. Фёта – это отдельные моменты. Это заметно в лирическом произведении «Шепот. Робкое дыханье…». В данном стихотворении отсутствует движение, а присутствуют лишь определенные звуки и образы, что придает особую музыкальность. Отрывок из стихотворения:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья [2, с.130].

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фёта имеет множество схожих черт. Лирика поэтов во многом близка. В отражении темы любви также присутствуют сходство. Различий не меньше. Каждый поэт – это отдельный мир. Их творчество – это дневник жизни, отражающий душу, мировоззрение, личные переживания талантливого человека.

Список литературы

1. Тютчев Ф. И. Сочинения в двух томах – Москва: Правда, 1980. Т. 1 – 383 с. – С. 125, 127, 171

2. А. Фет. Весенний дождь – Тула: Приокское книжное издательство, 1983 – 367 с. – С. 130, 271

3. Чагин Г.В. «О, ты последняя любовь…» Женщины в жизни и поэзии Ф.И. Тютчева. Спб.: Лениздат,1996. 192 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: