Связь спецметодики преподавания рус.языка со смежными науками




Билет 13

1. Спецметодика преподавания рус.языка как наука.Предмет,задачи и методы исследования специальной методики рус.языка.Связь спецметодики преподавания рус.языка со смежными науками.

Методика преподавания русского языка в специальной(коррекционной) школе, как и любая другая методика, относится кпедагогическим дисциплинам. Она исследует цели,содержание,закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку умственно отсталых учащихся.

В настоящее время убедительно доказано, что любая методика является самостоятельной наукой, так как имеет свой предмет исследования.
Применительно к специальной методике русского языка таковым является процесс обучения умственно отсталых детей с целью формирования устной и письменной речи как средства общения, способа коррекции их познавательной деятельности, одного из условий нравственного совершенствования личности.

Исходя из предмета исследования и целей обучения, методика решает
следующие задачи:

1. Определение основной направленности обучения русскому языку
школьников с нарушенным интеллектом.

2. Установление объема и содержания учебного материала, доступного
для умственно отсталых детей.

3. Выявление условий реализации общедидактических принципов при
обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета.

4. Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных
методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих
эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся специальной школы.

5. Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.

Наиболее важным методом исследования считается педагогический эксперимент. Этот метод ценен тем, что обладает высокой степенью доказательности. Эксперименту предшествует выдвижение рабочей гипотезы, которая уточняется и развивается в процессе его организации.

Различают два вида эксперимента :естественный, осуществляемый в ходе обычной классной работы, и лабораторный, который проводится в специально созданных условиях.

Лабораторный эксперимент используется в методике реже, чем
естественный. Вместе с тем посредством лабораторного эксперимента легче определить, например, степень эффективности приемов индивидуального подхода, способов объяснения новых слов и др. Как правило, лабораторный эксперимент дополняет естественный.

В качестве метода научного исследования используется и наблюдение за процессом обучения школьников русскому языку. Научные сведения этот метод дает только в том случае, когда им пользуются систематически и достаточно длительное время. С его помощью можно получить необходимые сведения о работоспособности различных групп учащихся или отдельных учеников в процессе выполнения письменных работ и сделать вывод о
допустимом объеме учебного материала.

В научном поиске наряду с наблюдением широко применяется метод изучения детских работ и документации. Анализ письменных упражнений, сочинений и изложений, контрольных и проверочных диктантов дает богатый материал для оценки эффективности того или иного способа подготовки учащихся к выполнению различных видов заданий, возможностей детей в самостоятельной работе, степени продуктивности их деятельности на различных этапах урока.

Связь спецметодики преподавания рус.языка со смежными науками

Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.
Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов.

Дидактика. Связи методики русского языка с дидактикой проходят по
нескольким линиям. Первая - это определение применимости дидактических принципов в методике. Так, принцип воспитывающего обучения - общедидактический принцип - в методике родного русского языка интерпретируется следующим образом: во-первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера - слов, их сочетаний, текстов.Во -вторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В-третьих, развивая культуру речи школьников, воспитывая любовь к русскому языку, к его красоте и богатству, показывая его роль среди языков мира, школа воспитывает у учащихся патриотизм. В-четвертых, самовыражение учащегося - подростка, юноши - в сочинении, в рассказе формирует его самосознание, его
личностные качества, его жизненную позицию.

Языкознание. Дидактика дает широкое, обобщенное понимание
процесса обучения (это необходимо учителю!), но она не опирается на
конкретное содержание учебного предмета. Следовательно, важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению - науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический - лексический - морфемный - словообразовательный - морфологический - синтаксический - уровень текста), а также специфика его разделов.

 

Вопрос 2

Понятие о тексте как единице связной речи. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом.

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.

Выделяют 3 типа текстов:

· описание;

· повествование;

· рассуждение.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Описание – это словесное изображение какого- либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.

Обучение чтению предполагает определенную систему работы учащихся над текстом:

· размышление над содержанием текста,

· наблюдение над развитием сюжета,

· выделение главного в содержании текста,

· определение основной идеи прочитанного, анализ и оценка фактов, событий, поступков персонажей,

· деление текста на смысловые части,

· составление плана, полный, краткий и выборочный пересказ прочитанного, изложение по прочитанному....

Типы чтения:

1. коммуникативное чтение вслух и про себя;

2. учебное;

3. самостоятельное.

Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.

Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:

· предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

· понимать основную мысль текста;

· формировать систему аргументов;

· прогнозировать последовательность изложения идей текста;

· сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

· выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

· понимать назначение разных видов текстов;

· сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

· выражать информацию текста в виде кратких записей;

· различать темы и подтемы специального текста;

· ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

· выделять не только главную, но и избыточную информацию;

· пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

· анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;

· понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: