Современное домашнее образование




С 90-х годов ХХ века в России стало возрождаться обучение и воспитание в условиях семьи с помощью профессиональных педагогов-гувернеров. Такая форма образования осуществляется индивидуальными методами, что выгодно отличает ее от технологии массовых учреждений. Закон РФ "Об образовании" предоставляет родителям право приглашать домашнего учителя или обучать детей самостоятельно.

Гувернёрство - феномен социальной сферы современного российского общества, основной характеристикой которого является индивидуализация воспитания и обучения детей в условиях семьи, осуществляемая приглашённым педагогом. Данная деятельность выстраивается на договорных отношениях, включающих экономическое соглашение, определение образовательных потребностей, факторов и функциональных обязанностей домашнего педагога - гувернера, посредством чего семья снимает с себя часть задач по социализации собственных детей. Выполняя профессиональные обязанности педагога, гувернёр в то же время является носителем общественных целей образования.

Таким образом, гувернерство можно рассматривать как особую форму образования, форму домашнего обучения.

Среди причин роста популярности гувернерства в последние годы многие исследователи отмечают недостаточно эффективную работу ДОУ. По свидетельству родителей, многие дети, начавшие посещать детский сад до трехлетнего возраста, часто болеют, испытывают стресс в результате смены привычной обстановки, отрыва от матери, родных. На детей негативно влияет шум в группе и т.п. Кроме того, сегодня достаточно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, дети инвалиды.

В современной отечественной педагогической теории существуют различные подходы к характеристике особенностей гувернерской образовательной деятельности. К специфичной педагогической технологии ее относит Л.В. Пасечник. По ее мнению, сущность гувернерского образования - это разновидность нетрадиционного, специально организованного педагогического процесса в условиях семьи, позволяющего дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуального заказа родителей, потребностей и возможностей ребенка. Такая характеристика сущности гувернерской деятельности рассматривает домашнее образование как наиболее удовлетворяющее индивидуальным возможностям ребенка. Согласно подходу Л.В. Пасечник, гувернерская система более комфортна, личностно ориентирована на детей с разными уровнями здоровья, умственного развития.

С.В. Куприянов представляет современное гувернерство как альтернативную образовательно-воспитательную систему, имеющую свое лицо, свою общественную нишу. Он достаточно критически относится к историческому опыту гувернерства. По его мнению, современное домашнее образование нельзя строить только на анализе прошлого. Для развития полноценной гувернерской деятельности следует учесть следующие особенности современной жизни:

1) систему родительских потребностей и запросов в отношении воспитания и обучения детей;

2) затруднения родителей в семейном воспитании;

3) проблемы современных образовательно-воспитательных учреждений в обеспечении качества образования, воспитания, социализации ребенка;

4) тенденции развития образовательных систем (государственных и частных);

5) результативность существующей сегодня системы индивидуального обучения детей;

6) характер взаимодействия школы и семьи.

Деятельность современного гувернера представляет собой образовательно-воспитательную систему, отвечающую ряду требований: единство обучения и воспитания; личностно ориентированное эмоционально комфортное взаимодействие педагога с ребенком; использование передовых педагогических технологий. Содержание и результаты деятельности гувернера должны соответствовать запросам и требованиям общества, образовательных учреждений, родителей, самого ребенка.

Образовательная функция ориентирует процесс обучения на формирование системы научных знаний, развитие умений и навыков их использования на практике. Воспитательная функция предполагает использование содержания образования, форм, методов обучения, взаимодействия педагога с ребенком для формирования сознательных мотивов учебной деятельности, развития нравственных отношений. Развивающая функция обучения состоит в целостном развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Учитывая целостный характер деятельности гувернера, полагаем, что все выделенные функции соответствуют процессу домашнего обучения и воспитания. Однако они являются достаточно обобщенными. Практическая деятельность гувернера требует их конкретизации.

С позиции С.В. Куприянова, современное гувернерство:

1) автономно от других образовательных систем (или во взаимодействии с ними) обеспечивает всестороннее качественное обучение, воспитание и социализацию ребенка;

2) моделирует в системе отношений гувернеров и детей условия гармоничной семейной среды;

3) включает в логику педагогического процесса родительские запросы на обучение и воспитание ребенка и превращает их в составную часть реализуемой педагогической технологии;

4) активно влияет на педагогизацию и гуманизацию процесса семейного воспитания.

Развитию практики домашнего обучения способствует и ситуация, складывающаяся в российской системе образования. По оценкам специалистов, образовательная школа сегодня по многим своим параметрам находится на уровне 1960-х гг. Как отмечает Франц Шереги, «о ее отставании свидетельствует, в частности, "институт репетиторства", который превратился сегодня в хорошо организованную систему рыночного отчуждения одной из функций школы - профессиональной ориентации».

Немаловажное значение для педагогической автономизации семьи имеют и другие факторы, связанные с социальным контекстом: ухудшающаяся криминальная обстановка, межэтнические конфликты, политическая и религиозная напряженность. Родители хотят не только уберечь детей от негативного влияния социума, но и привить им своеобразный "социопсихологический иммунитет", способный защитить их в будущей жизни. И именно образование, по их представлениям, способно помочь в этом. Иными словами, сегодня в российском образовании сложилась такая ситуация, когда семья имеет не только право выбора того или иного способа обучения своих детей, но и реальные ресурсы для его осуществления.

Таким образом, в современной России домашнее образование обретает новые научно-практические перспективы. В той или иной степени общество пытается экспериментировать в выборе и создании альтернативных способов обучения своих граждан. Этому способствуют как появление новых источников для самообразования, так и постепенная переориентация родителей и педагогов на иную образовательную парадигму: образование все больше становится непрерывным, вариативным и действительно индивидуальным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: