ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОРЕМОНТНЫХ РАБОТ
Судовое электрооборудование ремонтируется в соответствии с планом, разработанным на основании актов освидетельствования судна представителем классификационного общества, записей в журнале технического состояния судна и наблюдений за состоянием электрооборудования в период эксплуатации. По данным документам составляют подробный перечень ремонтных работ — ремонтную ведомость. В ней указывают паспортные данные машины, замеченные неисправности и конкретный перечень необходимых ремонтных работ. Кроме того, в ведомость вносят перечень материалов, необходимых для ремонта машины, с указанием их количества и веса, типы заменяемых подшипников качения, типы и диаметры обмоточного провода, марки и размеры щеток и другие сведения, взятые из заводского формуляра машины или установленные путем замеров. Ремонтная ведомость является основным техническим документом, по которому выполняется ремонт.
Ремонтная ведомость разделяется на основную и дополнительную. Основная ведомость составляется за несколько месяцев до постановки судна в ремонт. Эта ведомость содержит объем ремонтных работ, выявленных по опыту эксплуатации, контрольным освидетельствованиям КО и т. п. При постановке судна в ремонт выявляются работы, которые указываются в дополнительной ремонтной ведомости. Эта ведомость составляется на основании дефектации оборудования.
Дефектация заключается в тщательном внешнем осмотре в процессе разборки, проверке сопротивления изоляции обмоток, измерении параметров отдельных частей.
Кроме того, для судов серийной постройки первичным ремонтным документом служит единая ремонтная ведомость, в которой указывается максимально возможный объем работ при той или иной категории ремонта.
Единая ремонтная ведомость содержит перечень ремонтных работ, которые излагаются с указанием наименования объекта, содержания и расчетного количества работ; данные о необходимой рабочей силе на единицу и расчетный объем с указанием специальности и разряда на каждой работе; данные о требуемых материалах, полуфабрикатах и сменных деталях с указанием количества основных материалов на единицу и на расчетный объем работ; данные об отпускной стоимости каждой работы на единицу и на расчетный объем; сводные данные о затратах рабочей силы и стоимости ремонта с распределением по технологическим комплектам и цехам; ведомость сменных деталей и готовых изделий, поставляемых в централизованном порядке: ведомость сменных деталей, изготовляемых судоремонтными предприятиями; ведомость отливок; сводную ведомость материалов.
Порядок пользования единой ремонтной ведомостью практически сводится к предварительному ознакомлению и уточнению характера и объема необходимых основных и дополнительных работ. Работы, которые не указаны в единой ремонтной ведомости, записываются в разделе «Дополнительные работы».
Контрольные вопросы:
1. Опишите порядок оформления ремонтных ведомостей.
2. Дайте определение понятия «дефектация».
ПРИЕМКА СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Приемка судового электрооборудования в эксплуатацию от судостроительного (судоремонтного) предприятия. Приемка судового электрооборудования в эксплуатацию от судостроительного предприятия должна осуществляться в соответствии с ОСТ 5.0347—81 «Испытания приемо-сдаточные судов гражданского назначения. Порядок проведения и основные положения», приемка электрооборудования от судоремонтного предприятия — в соответствии с Положением о ремонте судов флота рыбной промышленности.
Приемку электрооборудования должны производить члены приемной комиссии, назначаемой судовладельцем.
В состав приемной комиссии обязательно должен входить старший электромеханик принимаемого судна.
В состав приемной комиссии могут быть также включены другие электромеханики принимаемого судна (при приемке серийных судов или приемке судов из ремонта).
Приемка электрооборудования, поднадзорного КО, должна производиться членами приемной комиссии и представителями КО.
Последовательность и объем приемо-сдаточных испытаний электрооборудования, включающих швартовные и ходовые испытания, определяется программой приемо-сдаточных испытаний, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с действующими отраслевыми стандартами.
В процессе швартовных испытаний необходимо проверять качество монтажа и работоспособность электрооборудования (с учетом обеспечения правил безопасности, санитарных норм, ремонтопригодности и удобства обслуживания) и определять готовность его к ходовым испытаниям.
Ходовые испытания электрооборудования должны проводиться лишь после окончания швартовных испытаний и устранения всех дефектов, выявленных в их процессе.
В процессе ходовых испытаний необходимо, проверять надежность действия электрооборудования в ходовых условиях и соответствие его технических характеристик технической документации.
Результаты приемки электрооборудования в период швартовных и ходовых испытаний должны оформляться соответствующими протоколами или актами.
Приемо-сдаточные испытания электрооборудования считаются законченными при условии:
- успешного проведения испытаний согласно программе;
- получения положительных результатов испытаний, удовлетворяющих проектным или формулярным значениям в пределах установленных допусков;
- окончания ревизии электрооборудования, устранения всех недостатков и проведения контрольных испытаний электрооборудования.
Документация, предъявляемая при приемке. При приемке судового электрооборудования приемной комиссии и представителям КО должны предоставляться следующие документы:
- программы испытаний электрооборудования;
- эксплуатационная документация по электрооборудованию (описания, инструкции по эксплуатации и обслуживанию и т. п.);
- паспорта и формуляры на все вновь установленное ими отремонтированное электрооборудование, заполненные по результатам испытаний заводов-изготовителей, расконсервации и стендовых испытаний на судостроительном (судоремонтном) предприятии;
- паспорта и акты проверки штатных контрольно-измерительных приборов и временных приборов, используемых при испытаниях;
- сертификаты КО на электрооборудование;
- другие документы, необходимые для приемки и оформления результатов испытания электрооборудования.
Перед началом испытаний электрооборудования представители отдела технического контроля (ОТК) судостроительного (судоремонтного) предприятия должны вручить приемной комиссии и представителям КО извещение о готовности того или иного вида электрооборудования к испытаниям.
По отремонтированному электрооборудованию должен вручаться также перечень выполненных ремонтных работ, удостоверенный подписями исполнителя работ и представителя ОТК предприятия.
После окончания приемо-сдаточных испытаний результаты их должны заноситься в соответствующие формуляры по электрооборудованию.
Заполнение формуляров, протоколов и актов испытаний должно производиться представителями ОТК судостроительного (судоремонтного) предприятия.
Старший электромеханик принимаемого судна обязан проверить правильность оформления указанной документации и соответствие заносимых в формуляры значений параметров результатам испытаний.
Перед подписанием приемного акта судовой экипаж должен получить следующую документацию:
- при приемке от судостроительного предприятия — эксплуатационную документацию по электрооборудованию;
- при приемке от судоремонтного предприятия — исполнительную техническую документацию по отремонтированному и модернизированному электрооборудованию, эксплуатационную документацию по вновь установленному электрооборудованию (описания, формуляры, паспорта, инструкции по эксплуатации и обслуживанию и т. п.) и откорректированную отчетную эксплуатационную документацию по электрооборудованию.
Проверку качества указанной документации и наличия ее в надлежащем объеме (в соответствии с утвержденным перечнем) должен осуществлять старший электромеханик принимаемого судна.
Порядок предъявления рекламаций. На все дефекты, обнаруженные в течение гарантийного периода эксплуатации электрооборудования и возникшие по вине поставщика (применение неправильных конструкций, неудовлетворительный монтаж, использование недоброкачественных или несоответствующих условий эксплуатации материалов и оборудования, а также дефекты запасных частей), должны быть составлены рекламационные акты. При составлении рекламационных актов необходимо выполнять требования «Руководства по надзору за судами в эксплуатации».
Приемка электрооборудования при приеме-сдаче дел судовым электротехническим персоналом. При приеме (сдаче) дел старший электромеханик обязан принять (сдать) находящиеся в заведовании электротехнического персонала помещения, электрооборудование и техническую документацию по электрооборудованию.
При приеме дел старший электромеханик обязан:
- получить от сдающего дела старшего электромеханика сведения о состоянии электрооборудования, наличии инвентаря, запасных частей и расходных материалов, об имевших место неисправностях и авариях электрооборудования и их последствиях, ходе технического обслуживания и ремонта электрооборудования;
- ознакомиться с электротехническим персоналом, получить от лиц электротехнического персонала сведения о состоянии электрооборудования, находящегося в их заведовании;
- совместно со сдающим дела старшим электромехаником произвести осмотр всего электрооборудования и помещений, находящихся в заведовании электротехнического персонала, проверить наличие инвентаря, запасных частей и расходных материалов, при необходимости потребовать проверки сопротивления изоляции, вскрытия и опробования в действии любого электрооборудования. По требованию принимающего дела в осмотре и проверках должны участвовать любые лица электротехнического персонала;
- проверить наличие и состояние технической документации, проверить соответствие записей в документах учета действительному состоянию электрооборудования.
После выполнения указаний старший электромеханик, принимающий дела, совместно со старшим электромехаником, сдающим дела, должен составить акт о приеме-сдаче дел. В акте должны быть отражены выявленные в процессе приемки неисправности электрооборудования.
Акт о приеме-сдаче дел должен быть согласован с главным (старшим) механиком и утвержден капитаном.
Окончание приема (сдачи) дел должно быть зафиксировано в машинном электротехническом журнале соответствующей записью за подписями сдающего и принимающего дела.
При приеме (сдаче) дел второй, третий и четвертый электромеханики обязаны принять (сдать) все находящиеся в их заведовании электрооборудование, инвентарь и запасные части.
В процессе приема (сдачи) должен быть произведен совместный осмотр, а в случае необходимости — проверка принимаемого (сдаваемого) электрооборудования в действии. По окончании приема (сдачи) принимающим дела совместно со сдающим должен быть составлен акт приема-сдачи по установленной форме.
Акт о приеме-сдаче дел должен быть согласован со старшим электромехаником и утвержден главным механиком.
Контрольные вопросы:
1. Опишите порядок организации приемки судового электрооборудования от судоремонтного предприятия.
2. Приведите перечень документации, предъявляемой при приемке.
3. Приведите порядок предъявления рекламаций.
4. Опишите порядок организации приема-сдачи судового электрооборудования судовым электротехническим персоналом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В. Н. Эксплуатация судовых электроприводов: справочник / В. Н. Васильев, Н. Я. Карауш. - М.: Транспорт, 1985. - 280 с.
2. Исаков Л. И. Устройство и обслуживание судовой автоматики: справочник / Л. И. Исаков. - Л.: Судостроение, 1989. - 293 с.
3. Инструкция по обслуживанию электрооборудования вспомогательных судовых механизмов (постоянный ток) / Завод „Динамо”им.С.М. Кирова. – М.: Завод „Динамо”им.С.М. Кирова, 1952. - 189 с.
4. Максимов Ю. И. Эксплуатация судовых синхронных генераторов / Ю. И. Максимов, А. М. Павлюченков. - М.: Транспорт, 1969. - 264 с.
5. Марков А. П. Эксплуатация электроприводов палубных механизмов / А. П. Марков, Е. А. Колязин, Ф. П. Евшин. - М.: Транспорт, 1976. - 200 с.
6. Положение о ремонте судов флота рыбной промышленности / Гипрорыбфлот. - Л.: Транспорт, 1980. - 48 с.
7. Правила технической эксплуатации средств автоматизации на судах флота рыбной промышленности СССР / Гипрорыбфлот. - Л.: Транспорт, 1980. - 78 с.
8. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XI. Электрическое оборудование. Часть XV. Автоматизация. Бюллетень изменений и дополнений №1: официальное издание / Российский Морской Регистр Судоходства. - С - Пб.: Российский Морской Регистр Судоходства, 1999. - 122 с.
9. Правила эксплуатации судового электрооборудования / ГИПРОРЫБФЛОТ; рук. темы И. Б. Ихильчик, исп. А. В. Лукинский. С. А. Филиппов, М. А. Чертков, В. А. Благинин. – Мурманск: ГИПРОРЫБФЛОТ, 1987. – 203 с.
10. Роджеро Н. И. Справочник судового электромеханика и электрика / Н. И. Роджеро. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1986. – 319 с., ил., табл.
11. Руководство по ремонту электродвигателей ИЧО - 996 - 233.022 РС / НПО "Югрыбтехцентр", - 1989. - 90 с.
12. Рябинин И. А. Основы теории и расчета надежности судовых электроэнергетических систем / И. А. Рябинин. - Л.: Судостроение, 1971. - 456 с.
13. Семенов Л. Г. Электромонтер – аккумуляторщик / Л. Г. Семенов - М.: Высшая школа, 1964. - 232 с.
14. Справочник по ремонту судового электрооборудования: в 3-х вып. / Б. Д. Гандин, Б. Г. Магаршак, А. Г. Соколов; ред. Г. И. Китаенко. - Л.: Судостроение, 1965. - 359 с.
15. Сюбаев М. А. Аварии и неисправности в судовых електроустановках / М. А. Сюбаев, А. Б. Хайкин, Е. А. Шейнцев, - Л.: Судостроение, 1980. - 192 с.
16. Типовая ведомость работ по техническому обслуживанию и ремонту БМРТ типа "Прометей"ЦПКТБ - Азово-Черноморского бассейна / ЦПКТБ ВРПО “Азчеррыба”, 1986. - 123 с.