Первые столкновения с татаро-монголами




Оглавление

Введение

Первые столкновения с татаро-монголами

Покорение Руси Батыем

Внутреннее устройство Руси

Трудность объективной оценки роли и влияния "татаро-монгольского ига"

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Татаро-монгольское нашествие на средневековую Русь и последующее её "порабощение" - или как это принято называть "татаро-монгольское иго" - когда-то благополучная, и едва ли не закрытая для споров и обсуждений тема, в настоящее время вновь и вновь набирает обороты интереса, и уже несколько лет, активно подпитывает журнально-газетную полемику. Вольная публицистика не устаёт развивать эту тему всё новыми и новыми историческими исследованиями. Особенный интерес для историков и исследователей представляют те вопросы, которые в той или и ной мере касаются настоящего времени и положения нынешней России: каковой была суть системы властвования татаро-монголов на Руси, каким образом складывались взаимоотношения между ханами Золотой Орды и русскими князьями, и наконец какую роль сыграло татаро-монгольское завоевание истории русского государства того времени, и какое влияние оказало на дальнейшее его развитие.

Интерес к подобным вопросам обострился у публицистов ещё в конце девяностых годов двадцатого века, и за минувшие почти десять лет, ни сколько не ослаб. Попытки объяснить нынешние российские неурядицы, экономические ямы, ступоры, застои и отставания, подтолкнули разных политических деятелей к экскурсу по историческим событиям. Просчёты предшествующих и настоящих политических и экономических систем, конечно, трудно объяснить двух с половиной вековым "татаро-монгольским игом". Но с другой стороны, ведь это так удобно говорить, что в нынешнем положении нашей страны виноваты не мы нынешние, а наши далёкие предки, которые не смогли отстоять свою независимость, и обрекли страну навечно догоняющий тип развития. А нам только и остаётся платить за грехи отцов…

Кроме того, перед нынешней Россией, едва оправившейся от постсоветского десятилетия хаоса и анархии, и изо всех сил держащейся на плаву в океане политической игры, вновь встаёт всё та же проблема выбора ориентации пути, как и в далёком XIII веке - Восток или Запад.

С возрастанием потребности и интереса к данной теме, возникает вполне объяснимое желание объективной оценки происходивших в ту пору событий и повлёкших их причин. Это влечёт за собой более вдумчивое и более взвешенное изучение известных фактов, дошедших до нас из русских летописей того времени, и вполне объяснимую переоценку значимости тех или иных событий. Сам факт переоценки (если в ней есть потребность), не несёт в себе негативного или оправдательного контекста - напротив, не редко лишь благодаря ей мы можем лучше понять и приблизиться к объективной действительности каких-либо событий. Ведь когда-то, искренне считалось, что мир был сотворён за шесть дней, но лишь переоценка и стремление к пониманию объективной действительности, привело нужные научные исследования, к более чёткой картине мироздания. Поэтому, цель настоящей работы заключается в рассмотрении факта взаимоотношений средневековой Руси и молодой на тот момент державы степных кочевников, обобщённых названием - татаро-монголы. А так же рассмотрение разных вариантов последующей динамики развития государственности Руси, на основе анализа опубликованных работ авторитетных исследователей данного вопроса.

татарский монгольский иго русь


Первые столкновения с татаро-монголами

 

"В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжение его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их" - этими словами начинается летопись, повествующая о татаро-монгольском покорении Руси. И действительно, неожиданный противник виделся русскому народу чем-то непонятным и незнакомым. Все события, которыми полнилась Азия в связи с образованием и расцветом неведомой доселе степной монгольской державы, обходили тогдашнюю Русь стороной. Не знали на Руси о том, что не так давно, в монгольских степях молодой и дерзкий Темучджин из рода Борджигинов на всеобщем курултае был провозглашён Чингис Хааном (Чингисханом) - Великим Ханом всех монгольских народов. Не знали о том, как содрогнулась Азия, когда неудержимая конница молодой хищной державы начала свои первые победоносные походы. Грабить и убивать тех, кто вёл столь презираемый кочевниками, осёдлый образ жизни сталось доблестью в воинстве Чингисхана - ведь, как рассуждали они, в мире бывает три вида живых существ, растения, животные и люди - животные поедают растения, значит они выше их, люди поедают животных, значит, они выше их… но осёдлые поедают растения, значит, они опустились до уровня животных, и мы кочевники-люди, можем поедать их. Оспорить это "право сильного" не получалось ни у кого. И было от чего. Мужчину-кочевника с детства приучали к лошади, приучали уметь не просто сидеть, но жить в седле. С ранних лет, его учили владеть оружием, в особенности составным луком, который делался из рогов степного тура, и был настолько тугим, что его нельзя было натянуть обычным способом - одной рукой тетива с заряженной стрелой прижималась к груди, а другой, оттягивался от себя лук - от стрелы, пущенной из такого лука, не мог спасти ни один доспех.

Несмотря на то, что грезил Чингисхан: "Я дойду до последнего моря, и тогда вся вселенная окажется под моей рукой", интересовали его, прежде всего богатые и процветающие города Средней Азии. Уже стояли покорённые им Самарканд, Бухара, Мерв, Ургенч… И если на тот момент Русь и была в сфере его интересов, то где-то на далёкой периферии.

Узнать о том какая грозная сила назревает рядом, Руси случилось, когда к князю Мстиславу явилось половецкое посольство, с просьбой о помощи. Как оказалось, переоценивший свои силы Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II, отказавшись даже разговаривать с "неверными", был наголову разбит и с остатками войска бежал на северо-запад. В погоню ему Чингисхан отправил многотысячное войско под предводительством своих лучших военоначальников - Субедея и Джебе. В ближайших планах Чингисхана, было покорение Волжской Булгарии, поэтому такой маршрут войск соответствовал его намерениям. Огнём и мечем, пройдя по Северному Ирану, татаро-монгольское войско вышло на Кавказ, где разрушило несколько древних и богатых городов, и наголову разбив грузинское войско, через Ширванское ущелье попало на Северный Кавказ. Где и столкнулось с половцами. Татаро-монголы, предложили им встать под знамёна Чингисхана, но самонадеянный половецкий хан Котян уповая на свою силу, отверг их предложение. И был разбит. Князь Мстислав приходился зятем Котяну, потому вопрос к кому обраться за помощью у половцев не стоял. "Татары отняли нашу землю ныне, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы завтра" - говорили половцы на совете русских князей собранном в Киеве. И те рассудили, что зажатые в угол половцы могут переметнуться к татаро-монголам, и тогда воевать придётся уже на своей земле. Было решено, дать бой. Князья вооружали свои дружины. Так ко Днепру вместе с половцами выступили, галичане, волыняне, куряне, трубчане, путивличи - и каждый шёл под знаменем своего князя. На полпути их встретило татаро-монгольское посольство. "Слышали мы, что идёте вы против нас, послушав половцев. Но мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сёл, на вас не приходили, но пришли, посланные богом, на холопов своих и на конюхов, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а с нами войны нет. Если бегут к вам половцы, то вы бейте их и добро их берите себе. Слышали мы, что и вам они много зла сотворили. Потому мы их и бьём отсюда", так говорили послы русским князьям. Вместо ответа, Мстислав приказал отрубить им головы, а коней пришпорить, что бы отнесли обратно в татаро-монгольский стан обезглавленные тела. Войско двинулось дальше. На подходах к Днепру его встретило второе посольство. "Если вы послушали половцев, послов наших перебили и идёте против нас, то идите. Пусть рассудить нас бог, а мы вас не трогали", этих послов отпустили.

Трудно судить, какова была основная причина поражения славяно-кипчакского войска. Возможно опрометчивость и самоуверенность, из-за которой не сложный стратегический манёвр - когда авангард татаро-монгольской конницы, едва перешедшее Днепр войско Мстислава ударило вплотную, не приняв боя начал отходить врассыпную - показался русским князьям реальным отступлением. Возможно отсутствие целостности в русской армии, так как в её устройстве ещё присутствовал архаичный элемент вождизма, когда для управления войском всеобще выбирался самый способный и находчивый воевода… и, разумеется, начни они выборы, каждая дружина выкрикнула бы имя своего князя, и не известно как долго бы длился спор, и смогло ли вообще быть принято решение. Поэтому дружина каждого князя была автономной боевой единицей, никак не связанной с другими такими же. Возможно, причиной была умелая тактика и железная дисциплина татаро-монгольского войска, которое было организованно гораздо эффективнее русского - десятичной системой. Сама же дисциплина достигалась жёстко-регламентированной системой наказаний, когда за одного убежавшего с поля боя, казнили весь его десяток, за бежавший десяток, всю сотню, и так по нарастающей. Возможно, причиной было всё это вместе взятое.

Но как бы там, ни было, в лето 6731 от Сотворения Мира, когда на берегу реки Калки княжеские войска столкнулись с основными силами татаро-монголов, русские были наголову разбиты. Этим поражением, было, заложено начало всех дальнейших взаимоотношение татаро-монголов с Русью.

Покорение Руси Батыем

 

Осенью 1237, возвращаясь из победоносных походов против Волжской Булгарии, войска Батыя, внука умершего к тому времени Чингисхана, подступили к русским землям. Никто больше не слал послов с предложениями мира - всё решено было на Калке. Вторжение началось стремительно. Рязанское княжество первым приняло удар. Позже, будут слагать легенды о героической самоотверженности и храбрости рязанского боярина Евпатия Коловрата, который во главе своего войска, наносил внезапные шокирующие удары по войскам захватчиков и не раз отбрасывал их от рязанских стен. Но Рязань продержалась не долго. Татаро-монгольское войско шло дальше. В след за Рязанью пали упорно сопротивляющиеся Коломна и Москва, и войско Батыя подступило к Владимиру на Клязьме, где правил князь Юрий Всеволодович. Но узнав о том, что татаро-монгольской войско захвалило Рязань, владимиро-суздальский князь отправился на север собирать огромное войско, очевидно надеясь, что Батый не успеет дойти до Владимира настолько быстро. Таким образом, на момент осады, во Владимире не было ни самого князя, ни достаточных сил, для того что бы опрокинуть осаждающих. Но город не сдавался. Тем временем татаро-монголы, окружившие Владимир - отдельным штурмовым отрядом захватывают более слабый Суздаль. Пригнав оттуда множество пленных, обнаженных и подавленных татаро-монголы стали показывать их обороняющемуся Владимиру, дабы подорвать его дух сопротивления. Но владимирцы не сдались. И лишь разбив стены "пороками", войску Батыя удалось взять город. Запершаяся в Успенском соборе княгиня с детьми, отказалась сдаться. Татаро-монголы подожгли собор, вместе с княгиней. Тем временем рать князя Юрия двигалась навстречу Батыю. Войска сошлись на берегу реки Сити - "…и была брань великая и сеча зла, и лилась кровь как вода". Войска Юрия были разбиты, а сам князь погиб. Татаро-монголы скорым маршем двинулись к Новгороду. Но по неизвестным причинам, не дойдя ста вёрст, повернули обратно. По пути они решили захватить небольшой городок - Козельск, показавшийся им лёгкой добычей. Козельск держался семь недель. Вконец озлобленные татаро-монголы, взяв город, жителей истребили поголовно, а сам Козельск нарекли Злым городом. После этого, войско Батыя отступило в степь.

Воспользовавшись затишьем, новгородский князь Ярослав Всеволодович, брат погибшего на Сити Юрия въехал во Владимир на правах великого князя. Новгород же был поручен сыну Александру. Но недолго царил мир - пополнив силы, Батый нанёс удар по южнорусским городам, и захватил Переяславль (Южный) и Чернигов. В 1240 г. татаро-монгольские войска подступают к Киеву. "Стрелы омрачили свет… видеть и слышать страшно лом копейный, треск щитов… всюду лежат мёртвые, всюду течёт кровь как вода…". Татаро-монголы брали город ярус за ярусом, ночью отдыхая прямо на городских стенах. Защитников Киева порой ужасало, как татаро-монголы пировали сырыми кусками мяса, которые загодя клали под седло, и за время скачки сильно прессовались и засаливались от лошадиного пота, становясь излюбленным победным лакомством батыевых воинов. После падения Киева, татаро-монголы огнём и мечём, пройдя по городам Галицко-Волынской Руси, подчинили себе последние русские владения.

Ситуацию осложняли амбиции Ватикана, желавшего привести в подчинение "восточных язычников". Устами верных католическому престолу рыцарских орденов провозглашался "Drang nach Osten", одновременно с предложением Ватикана помощи, в обмен на принятие русским народом католического христианства. Другими словами, Русь ставили перед выбором, либо добровольно принять подданство, либо быть приведённой к нему крестоносной агрессией, как это было, например, с Польшей, покорённой посредством усиливающейся Литовской державы.

Все понимали, что самостоятельно Русь теперь не способна справиться и с Ордой и Западом. Князь Даниил Галицкий, фактический хозяин Южной Руси яростно выступает за союз с Ватиканом, и принятие помощи Левонского Ордена, христианская вера, пусть и католическая, всё же лучше чем ярмо басурман. Его главный противник и конкурент Александр Ярославович, видел для Руси только один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-Восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Золотой Орды. Но за мир с Ордой и за спокойствие на русской земле нужно было платить. "…Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь Александр Ярославович готов был платить, и платить дорого". Золотая Орда, которой фактически была не возможна полноценная оккупация Руси, так же делает ставку на удобного ей, сильного и политически гибкого Александра. В ханской ставке в Каракоруме ему присваивается самый высокий титул, который только мог получить русский князь - ярлык Великого Князя Руси. Впоследствии, в случае назревания конфликта или народно недовольства Ордой, Александр прибегал к жёстким карательным мерам, дабы оправдать свой титул. Дань всегда выплачивалась вовремя. Тогда как Даниил Галицкий своей бунтарской позицией был полностью противоположен Александру, впоследствии выгнав ханских баскаков, он отказался платить дань, и вызвал неимоверный гнев Золотой Орды, за, что и был уничтожен. Именно устоявшаяся политика с Ордой позволила Александру, не боясь удара в спину дать бой западным агрессорам, который, по словам летописца, прославил его "от моря Варяжского и до гор Аравийских, даже и до Рима великого". А прозвище - Невский - полученное им за победу над шведами, стало тем именем, под которым он заслуженно вошёл в историю родной страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: