План проекта
Разновозрастная группа
1. Название проекта – "Волшебная соль".
2. Тематическое поле – соль.
3. Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.Способствовать развитию логического мышления детей, интереса к соли.
Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
4. Вид проекта –познавательно- исследовательский, краткосрочный.
5. Состав участников – воспитанники разновозрастной группы, воспитатель.
6. Межпредметные связи – формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с природой, рисование, развитие речи.
7. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта – фото, видео аппаратура, Интернет, журнальные и газетные статьи.
8. Срок реализации проекта: 1 месяц
9. Планирование этапов реализации проекта: 3 этапа: подготовительный, основной и исследовательский.
Этапы реализации проекта
Этап. Подготовительный
Цель: выявить уровень сформированности представлений о соли, её свойствах у детей дошкольного возраста, круг их интересов.
1. Беседа для выявления первоначальных представлений детей о соли;
2. Выделение задач, организация работы над проектом
3. Подбор литературы, иллюстраций, стихов, песен;
4. Составление плана работы по проекту;
5. Выбор форм и методов реализации проекта;
Этап. Основной
Цель: закрепление и углубление знаний о соли.
Вопросы, направляющие проект:
• Выяснить откуда берется соль?
• Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
• Исследовать свойства соли опытным путем;
Этап: Исследовательский
Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников
Исследовательский этап включает в себя:
• Наблюдения
• Опыты и эксперименты
• Игры и игровые обучающие ситуации
Подтверждение свойств соли:
Это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.
-кристаллическая (крупная и мелкая)
-белая
-соленая
-сыпучая
-без запаха
Этап: Продуктивная деятельность
Рисунки
Этапы исследовательской работы над проектом
№ Этапа | Задачи | Формы, методы, приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I | Погружение в проект | Беседы: v Что такое соль?(интересные факты из истории про соль) v «Полезные советы» v Экскурсия в метод. кабинет(просмотр слайдов «Добыча соли») v Разучивание пословиц, поговорок, образных выражений про соль | v Содействует созданию проблемной ситуации v Формулирует проблемные вопросы | v Вхождение в проблему v Принятие задач v Учатся самостоятельно задавать вопросы v Выдвижение гипотезы v Фомулировка темы v Планирование своей работы |
II | Организация деятельности и планирование | Организация предметно-развивающей среды: v Создание творческой мастерской | v Организует деятельность v Предлагает спланировать деятельность для решения задач v Рекомендует способы презентации проекта | v Распределяют амплуа v Выбирают способ презентации |
III | Реализация проекта | v Опытно-экспериментальная деятельность | v Ненавязчивый контроль за работой детей v Практическая помощь при необходимости | v Формирование специфических ЗУН v Подготовка к презентации |
IV | Презентация творческого проекта «Волшебная соль» | v Рисование «цветной солью» v Декорирование солью «Радуга» v Опыты | v Принимает отчеты, обобщает и резюмирует полученные результаты v Подводит итоги. Оценивает умение общаться, слушать и обосновывать свое мнение. | v Демонстрируют: -понимание проблемы, цели, задач, умение работать коллективно на общий результат, находить способ решения проблемы. |
Рисование «цветной солью» (знакомить детей с нетрадиционными способами рисования и аппликации, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук)
Опыт № 1 «Эффект мертвого моря»
Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.
Опыт №2: «Соль растворяется в воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.