Знакомство с единицей измерения массы – килограммом.




- Сегодня мы познакомимся с новой величиной – массой и узнаем, в чем измеряют массу.

(Демонстрация наглядного пособия «Килограмм», дети рассматривают различные весы, определяют, для измерения каких предметов они нужны.)

- Одной из единиц измерения массы предметов является килограмм.

Запись и чтение единицы измерения массы.

- В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.

- Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.

(Электронное приложение к учебнику «Килограмм»)

Закрепление знания единицы измерения массы предметов.

а) Работа по учебнику (с. 36 № 1. № 2).

- Рассмотрите рисунки задания№ 1. Что легче: арбуз или гиря? (Арбуз, так как чаша с арбузом расположена выше, чем чаша с гирей.)

Какой может быть масса арбуза? (1-4 кг)

- Узнайте массу пакета с мукой. (3 кг, так как на правой чаше весов – гиря, которая весит 5 кг, а на левой – пакет с мукой и гиря в 2 кг.Весы находятся в равновесии, значит, если из 5 кг вычесть 2 кг (массу гири), останется 3 кг – масса пакета с мукой.)

- Как можно с помощью гирь в 1 кг, 2 кг, 5 кг взвесить предмет массой 3 кг, 7 кг, 4 кг?

Аналогично выполняется № 2.

Оборудование, используемое на уроке:

· Веер с цифрами;

· Весы: чашечные, напольные, бытовые, безмен;

· Гири: 1кг,2 кг,3кг, 5 кг, 100г.

· Соль, сахар, конфеты (в пачках)

· 2 одинаковые коробки по форме, размеру, цвету, но разные по массе;

 

С какими другими единицами измерения массы предметов знакомят учащихся по различным программам? В каком классе? Какие методические приемы используют для этого? Приведите примеры различных заданий из учебников математики на перевод величин из одной единицы измерения в другую.

С 1 по 4 класс детей знакомят с граммом, тонной, центнером.

М3М ч.2 с.54 М4М ч.1 с.45-46

 

 

В 4 классе вводят новые единицы измерения массы – тонну и центнер. Учитель сообщает, что для измерения массы больших грузов удобно использовать более крупные единицы.

М4М ч.1 стр.45-46

М4М ч.1 стр.45

М4М ч.1 стр.46

М4М ч.1 стр.55

Чекин А.Л. (УМК «Перспективная начальная школа»)во 2 классе помимо килограмма вводят новую единицу измерения массы - центнер.

М2Ч ч.1 стр.95

 

В 3 классе вводят грамм и тонну.

М3Ч ч.1 стр.50

М3Ч ч.1 стр.52

Далее автор приводит сравнение ранее изученного центнера и тонны.

М3Ч ч.1 стр.54

Задания предложены следующие:

М2Ч ч.1 стр.96

М3Ч ч.1 стр.50-51

М3Ч ч.1 стр.52

 

 

М3Ч ч.1 стр.53

М3Ч ч.1 стр.54

 

М3Ч ч.1 стр.55

М3Ч ч.1 стр.56-57

 

По программе Демидова, Козлова, Тонких (УМК «Школа 2100») в 3 классе детей знакомят с единицей измерения массы – центнером.

М3ДКТ ч.2 стр.24

В 4 классе вводят грамм и тонну.

М4ДКТ ч.1 стр.86

 

Задания следующие:

М4ДКТ ч.1 стр.86-87

М4ДКТ ч.1 стр.88

Петерсон Л. Г. (УМК «Перспектива») в 3 классе вводит грамм, центнер и тонну.

М3П ч.1 стр.101

 

 

М3П ч.1 стр.104

Задания:

М3П ч.1 стр.101

М3П ч.1 стр.102

М3П ч.1 стр.104

М3П ч.1 стр.105

 

В программе Дорофеева Г.В. (УМК «Перспектива») в 3 классе вводят единицу измерения массы – грамм.

М3Д ч.2 стр.101

В 4 классе тонну и центнер.

 

 

М4Д ч.1 стр.121

А далее вводят таблицу единиц массы.

М4Д ч.2 стр.34

Задания представлены следующие:

М4Д ч.1 стр.122

 

М4Д ч.1 стр.123

М4Д ч.2 стр.34

Аргинская Р.И. («Система развивающего обучения Л.В. Занкова») в 3 классе вводит грамм, тону и центнер.

М3А ч.1 стр.29

Центнер и тонну вводят позже.

М3А ч.1 стр.39

Задание:

М3А ч.1 стр.43

М3А ч.1 стр.47

 

М3А ч.1 стр.51

 

В учебниках Истоминой Н. Б. (УМК «Гармония») в 3 классе детей знакомят с новыми единицами измерения массы – граммом, тонной и центнером.

 

М3И ч.2 стр.68-69

 

 

Задания:

М3И ч.2 стр.68

М3И ч.2 стр.69

 
 

 

 


М3И ч.2 с.70-71

 

6.Подготовьте вариант беседы об истории возникновения различных приборов для измерения массы и мер массы, которые использовали в разных странах для урока обобщения знаний учащихся о массе предмета и ее измерении в 4 классе.

История возникновения массы

Слово масса (лат. massa, от др.-греч. μαζα) первоначально в античные времена обозначало кусок теста. Позднее смысл слова расширился, и оно стало обозначать цельный, необработанный кусок произвольного вещества.

Масса как научный термин была введена Ньютоном как мера количества вещества, до этого естествоиспытатели оперировали с понятием веса.

В труде «Математические начала натуральной философии» (1687) Ньютон сначала определил «количество материи» в физическом теле как произведение его плотности на объём. Далее он указал, что в том же смысле будет использовать термин масса. Наконец, Ньютон вводит массу в законы физики: сначала во второй закон Ньютона (через количество движения), а затем — в закон тяготения, откуда сразу следует, что вес пропорционален массе. Ньютон явно указал на эту пропорциональность и даже проверил её на опыте со всей возможной в те годы точностью: «Определяется масса по весу тела, ибо она пропорциональна весу, чтомной найдено опытами над маятниками, произведенными точнейшим образом» (эти опыты Ньютон подробно описал в III томе своих «Начал»).

Долгое время одним из главных законов природы считался закон сохранения массы. Однако в XX веке выяснилось, что этот закон является ограниченным вариантом закона сохранения энергии, и во многих ситуациях не соблюдается.

ГРИВНА (позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. Это наиболее распространенная мера веса в розничной торговле и ремесле. Ее применяли и для взвешивания металлов, в частности, золота и серебра. БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д.

Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров. (163,8 кг). Известно упоминание берковца в XII веке в уставной грамоте князя Всеволода Гавриила Мстиславича новгородскому купечеству. ЗОЛОТНИК равнялся 1/96 фунта, в современном исчислении 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально обозначало зoлотую монету. ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в соврменном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: "не фунт изюма", "узнать почём фунт лиха".

Русский фунт был принят при Алексее Михайловиче. Сахар продавали фунтами. Чай покупали на золотники. Золотник = 4,266г. До недавнего времени, маленькая пачка чаю, весом в 50 грамм называлась "осьмушка" (1/8 фунта). ЛОТ старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам. ДОЛЯ самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам. ПУД равнялся 40 фунтам, в современном исчислении - 16,38 кг. Применялся уже в 12 веке. Пуд - (от латинского pondus - вес, тяжесть) это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счётной единицей. Даже когда результаты взвешиваний являлись десяткам и сотням пудов, их не переводили в берковцы. Еще в XI-XII вв. употребляли различные весы с равноплечим и неравноплечим коромыслом: "пуд" - разновидность весов с переменной точкой опоры и Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г. неподвижной гирей, "скалвы" - равноплечие весы (двухчашечные).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: