Художники – иллюстраторы сказок




Трудно представить себе детскую книжку без иллюстраций. И, хотя каждый из нас, читая книгу, рисует образы по-своему, тем не менее, хорошая иллюстрация в большой мере помогает осмыслить прочитанное. Это мое личное мнение.

Кто же они, художники-иллюстраторы, подарившие нам сказку и "оживившие" наших любимых героев.

Иван Билибин

Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, "первый профессионал книги" - как его называют специалисты. Его пример - другим наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не только иллюстраторов, но и графических дизайнеров. "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" - стоит найти на полке любимые с детства книжки, чтобы убедиться - красота! Стиль. Узнать работы Билибина можно по, большого формата, тонкой книге-тетради с крупными цветными рисунками. И художник здесь - не просто автор рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.

Елена Поленова

В музее-заповеднике "Абрамцево" до сих пор хранятся книги, проиллюстрированные Еленой Поленовой. Сестра знаменитого живописца Василия Поленова, хоть и была связана с богемным "мамонтовским кружком" – художниками, артистами, архитекторами, всегда интересовалась народным, крестьянским. Ее вдохновляли сказы, в ее письмах друзьям упоминаются герои фольклора, например: бабушка Федосья – мастерица придумывать веселые небылицы. Стиль: Основное в пейзажах Поленовой – внимание к "мелочам": травам, цветам, грибам, насекомым. Она старалась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа".

Юрий Васнецов

"Краденое солнце" Корнея Чуковского, "Кошкин дом" Самуила Маршака, "Конек-горбунок" Петра Ершова - героев всех этих книг мы представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова. Стиль: Художника вдохновляли нарядные дымковские куклами и яркие петухи, традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество иллюстратора. Деталь: Книжная графика была лишь частью творчества Васнецова. В живописных произведениях он проявил себя как очень крупный мастер, соединивший народную культуру и высокую эстетику.

Владимир Конашевич

Владимир Конашевич дал нам возможность увидеть доктора Айболита, Тянитолкая, малютку Бибигона, Конька-Горбунка и мудрецов, которые плыли по морю в грозу. Рассказывая о том, как придумывает рисунки, Конашевич признавался: "Есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…" Стиль: Для художника, работающего с детскими книгами одного таланта рисовать мало, нужен второй - доброта. Мир Конашевича - как раз такой, мир доброты и мечты. Художник создал узнаваемый стиль в оформлении сказок: яркие образы, витиеватые узоры, виньетки, "живая" композиция, которая захватывает не только детей, но и взрослых.

Георгий Нарбут

"С малых лет, сколько себя помню, - признавался Георгий Нарбут, - меня влекла живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем". Художник, рисовальщик и иллюстратор, организатор высшего графического образования на Украине Георгий Нарбут, учился у Михаила Добужинского и Ивана Билибина, последний даже говорил: "Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков". Cтиль. В мастерской Нарбута рождались гениальные идеи и создавались шедевры, изменившие историю книги в России. Книжная графика - это не просто виртуозная техничность и изысканность вкуса. Стиль Нарбута - это всегда выразительная обложка, декоративно оформленный титульный лист, буквицы и искусные иллюстрации.

Борис Зворыкин

Художник намеренно избегал излишней публичности, оттого факты о ее биографии так скудны. Известно, что он был выходцем из московского купечества и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Зворыкина считают основоположником "русского стиля" в книжной иллюстрации и лучшим графиком-орнаменталистом начала XX в. С 1898 года он иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств Ивана Сытина и Анатолия Мамонтова. Первым опытом художника в области детской книги была книжка "Сказка о золотом петушке" Александра Пушкина. Стиль. Вдохновение для своих работ Борис Зворыкин искал в русской старине, декоративно-прикладном искусстве, иконописи, деревянном зодчестве и книжной миниатюре. Недаром он был одним из активных членов "Общества возрождения художественной Руси".

Борис Диодоров

Борис Диодоров "оживлял" для нас героев русской и зарубежной классики. "Тутту Карлссон Первую и единственную, "Людвига Четырнадцатого и других», "Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», "Дело в шляпе" (об истории головных уборов в России совместно с Ириной Кончаловской) - всех не перечислишь: всего художник проиллюстрировал около 300 книг. Диодоров работал главным художником издательства «Детская литература», получил из рук принцессы Дании золотую медаль Г. Х. Андерсена, его работы выставлялись в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее. Стиль: красота тонких линий. Техника офорт, при которой стальной иглой процарапывают рисунок на покрытой лаком металлической пластине довольно сложна, но только она позволяет добиться воздушности и тонкости в исполнении.

Борис Дехтерев

Борис Александрович был сторонником лаконичного, благородного стиля оформления детской книги. Его рисунки мы узнаем по тонкой, выверенной контурной линии и мягкой деликатной моделировке формы карандашом или акварелью.
С легкой кисти Бориса Дехтерева запоминающиеся акварельные портреты получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок А.С. Пушкина.
Знаменитый художник-иллюстратор, профессор МГХИ имени Сурикова, тридцать лет своей творческой жизни посвятил обучению студентов. Борис Дехтерев на протяжении 32 лет был главным художником в издательстве «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки для многих поколений маленьких читателей.
Владимир Сутеев

Владимир Григорьевич – заслуженный деятель искусств, художник, писатель, сценарист, один из зачинателей советской мультипликации. Прошел Великую Отечественную войну.
Одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
Первую известность получил как художник-карикатурист.
Сутеев иллюстрировал книги Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова, а также свои собственные сказки. Работая в детском издательстве, сам написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка».
Виктор Чижиков

Виктор Александрович – народный художник России, один из выдающихся мастеров российской детской книги, создатель Олимпийского Мишки – талисмана Олимпиады-1980 в Москве.
Чижиков окончил художественное отделение Московского полиграфического института. Поначалу работал в качестве карикатуриста, сотрудничал с журналами «Крокодил» и «Огонек», позднее стал детским художником — работал в «Веселых картинках», «Мурзилке», «Пионерской правде», «Юном натуралисте» и т.д.
Невозможно подсчитать, сколько всего экземпляров книг с картинками Виктора Александровича было издано за шестьдесят лет, но точно можно сказать, что несколько миллионов маленьких читателей открывали для себя «Айболита», «Винни Пуха» и «Волшебника изумрудного города», глядя на героев этих книг глазами художника Чижикова.
Иван Семенов

Иван Максимович, сын донского казака, тоже начинал с карикатур. Ради любимого дела ему пришлось бросить Медицинский институт, так как из-за учебы рисовать было просто некогда. В 1931 году переехал в Москву из Ростова-на-Дону. Печатался в газете «Комсомольская правда», работал в редакции журнала «Крокодил».
В годы войны был корреспондентом военно-морской газеты «Красный флот». Участвовал в прорыве блокады Ленинграда.
Иван Семенов – создатель знаменитого Карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки». Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к веселым историям Николая Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях у Барбоса» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров.

Леонид Владимирский

Семья Леонида Викторовича не имела отношения к искусству, рисовать он учился на почтовых марках и школьных стенгазетах.
После школы по совету отца он поступил на инженерный факультет МИСИ, а на третьем курсе ушел на войну. Вернувшись, поступил на художественный факультет ВГИКа. Дипломная работа молодого художника произвела фурор — это был первый в истории ВГИКа цветной диафильм «Руслан и Людмила» в 80 кадрах. Он и стал отправной точкой его профессиональной реализации. За три года работы на студии «Диафильм» Владимирский нарисовал 400 иллюстраций для 10 лент, а затем переключился на книги. В 1953 году Владимирский создал образ Буратино, который вскоре стал культовым. Такая же судьба ждала и героев «Волшебника Изумрудного города», которые так полюбились читателям.
Евгений Рачев

Евгений Михайлович — художник-анималист с гениальной фантазией: на созданных им иллюстрациях животные носят одежду, имеют человеческую мимику и характер. Рачев родом из Сибири и первые впечатления о животном мире получил в тайге, где делал зарисовки с натуры.
Его волшебные детские впечатления ожили в иллюстрациях к незатейливым историям: «Теремок», «Колобок», «Петушок — Золотой гребешок», «Волк и козлята». Евгений Рачев иллюстрировал произведения Пришвина, басни Крылова, «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка, произведения В. Бианки, русские народные сказки и сказки народов Севера. Талант Рачева очень ярко проявился в деревянной скульптуре. Евгений Михайлович из замысловатых сучков, корней делал удивительные фигурки зверей, птиц, рыб. Почти 20 лет он проработал главным художником в издательстве «Малыш», создав там хорошие творческие условия для детских художников – иллюстраторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: