Художественное время и пространство в пьесе Л. Андреева «Жизнь Человека»




Хронотоп - (с греч. χρόνος - время, τόπος — место) — понятие, введенное в сферу гуманитарных наук, эстетики и поэтики М. Бахтиным, обозначающее взаимосвязь художественных пространственных и временных характеристик историко-культурных, жанрово-стилевых общностей искусства или же отдельного произведения. Ученый подчеркивал формально-содержательный синтез категории хронотопа, с помощью которой фиксируется то, как приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство измеряется временем, что определяет композицию, жанр и образно-смысловую, ценностно-эстетическую наполненность художественных феноменов.

Рассмотрим,как философские категории пространства и времени определяют жанр и основную идею пьесы Л. Андреева «Жизнь Человека».

«Жизнь Человека» - философская трагедия, в основе которой лежит конфликт самого «факта существования», человек – ничто перед волей судьбы рока, он обречен на одиночество и смерть. Главным действующим лицом является Человек, у которого нет имени, мы не знаем, как он выглядит, какие у него глаза, цвет волос, рост… Мы знаем, что у него есть Родители, Жена, Родственники, Друзья, Враги, Сын. Андреев так стоит свое произведение намеренно, чтобы читатель понял, что в основе сюжета лежит жизнь любого человека: все мы рождаемся и умираем вне зависимости от того, как мы жили, что мы делали, какое у нас было материальное состояние и каким духовным ценностям следовали.

Лучше понять эту мысль нам помогают время и пространство произведения. Л. Андреев берет за основу сюжета конфликт «вне ситуации». Мы не знаем, где происходит действие пьесы, писатель не оставляет в тексте никаких подсказок на указание города, страны, материка: «Я сейчас ходила в город и искала — не знаю, чего я искала »; «А я ходила по улицам города, и там всё магазины, магазины, — такие красивые магазины... »; «Над озером богатый ресторан сверкал огнями, как царствие небесное, и там ели! ». Местом действия является обычный город, в котором есть обычные дома, улицы, магазины, парк, кабак. Под это описание подходит любой город на Земле.

О времени действия Андреев также не говорит, но на страницах пьесы мы не сколько раз встречаем слово «автомобиль», поэтому можем сделать вывод, что действие происходит не раньше конца 19 века (первый автомобиль был создан в 1885 году): «И завтра утром, когда соседи уйдут на работу, к их дому подъедет автомобиль, и два господина, низко кланяясь, войдут в бедную комнату и принесут богатство и славу », «Там бесшумно, как призраки с горящими глазами, скользили красные и зеленые автомобили, и люди сидели в них, и смеялись, и лениво смотрели по сторонам », «Было у него много дорогих вещей, лошади и экипажи, и автомобиль даже был », «А вы помните его автомобиль? Он однажды чуть не задавил меня ». По приметам одежды сложно определить время: «Нарядные женщины в изящных ботинках, делающих ногу красивой, в прекрасных шляпах, из-под которых глаза сверкают так таинственно, в шелковых юбках, издающий загадочный шелест, — проходили мимо меня, и я думала: а у меня нет хорошей шляпки, нет шелковой юбки »; «Мимо меня проходили люди с тросточками, одетые так красиво, и я думал: а у меня этого нет! »; «У нее в ушах были такие брильянты, что хотелось их поцеловать! »; «Министры во фраках, какие-то ангелы с белыми крыльями разносили бутерброды и пиво, и там ели, там пили! »; «Она всегда ходит в своем розовеньком платье, с голою шейкой, что делает ее похожей на девочку ».

В 3 картине основное действие занимает бал в доме Человека, но никаких временных особенностей мы не наблюдаем, подобные мероприятия проводятся и сейчас в богатых слоях общества: «Бал у Человека в полном разгаре. Играет оркестр из трех человек, причем музыканты очень похожи на свои инструменты »; «Вдоль стены, на золоченых стульях, сидят гости, застывшие в чопорных позах »; «— Я должна заметить, что это очень большая честь — быть в гостях на балу у Человека. — Вы можете добавить, что этой чести удостоены весьма немногие. Весь город добивался приглашения, а попали лишь весьма немногие ».

Внутреннее устройство дома Человека тоже не указывает на время действия: «Кроме этой залы, у Человека в доме еще пятнадцать великолепных комнат, и я видела их все. Столовая с таким огромным камином, что в нем можно жечь целые деревья. Великолепные гостиные и будуар. Обширная спальня, и над изголовьем у кроватей, вы представьте себе, — балдахины! »

Л. Андреев изображает время, в которое он жил и писал (конец 19 – начало 20 века), но мы с легкостью можем представить, что это происходит сейчас, тема социального неравенства актуальна и сегодня.

Таким образом, художественное время и пространство (точнее отсутствие их конкретизации) подчинены основной идеи произведения и замыслу писателя: жизнь каждого человека скоротечна, это никак не изменить.

Само действие пьесы длится одну человеческую жизнь. Произведение начинается с рождения Человека и заканчивается его смертью. Мы не знаем, сколько лет прожил Человек, Андреев указывает только, то что он седой: «Посередине сборища, за отдельным столиком, сидит Человек, положив седую, всклоченную голову на руки. Таким остается он все время, за исключением того момента, когда говорит. Одет он очень плохо ».

Категория художественного пространства соответствует жанру пьесы - подробное описание интерьера содержится в ремарках в начале картин:

- картина 1: «Глубокая тьма, в которой все неподвижно. Как кучка серых притаившихся мышей, смутно намечаются серые силуэты Старух в странных покрывалах и очертания большой высокой комнаты ».

- картина 2: «Все залито ярким, теплым светом. Большая, очень высокая и очень бедная комната. Совершенно гладкие светло-розовые стены, местами покрытые фантастическим и красивым сплетением сырых пятен. В правой стене два высоких восьмистекольных окна без занавесок; в них смотрит ночь. Две бедные кровати, два стула и непокрытый стол, на котором стоит полуразбитый кувшин с водою и прекрасный букет полевых цветов ».

- картина 3: «Бал происходит в лучшем зале обширного дома Человека. Это очень высокая, большая, правильно четырехугольная комната с совершенно гладкими белыми стенами, таким же потолком и светлым полом. Есть какая-то неправильность в соотношении частей, в размерах их — так, двери несоразмерно малы сравнительно с окнами, вследствие чего зал производит впечатление странное, несколько раздражающее — чего-то дисгармоничного, чего-то не найденного, чего-то лишнего, пришедшего извне. Все полно холодной белизной, и однообразие ее нарушается только рядом окон, идущих по задней стене. Очень высокие, почти до потолка, близко стоящие друг к другу, они густо чернеют темнотою ночи: ни одного блика, ни одного светлого пятнышка не видно в пустых междурамных провалах. В обилии позолоты выражается богатство Человека. Золоченые стулья и очень широкие золотые рамы на картинах. Это единственная мебель и единственное украшение огромного высокого зала. Освещается она тремя люстрами в виде обручей, с редкими, широко расставленными электрическими свечами. Очень светло к потолку; внизу света значительно меньше, так что стены кажутся сероватыми ».

- картина 4: «Четырехугольная большая комната мрачного вида: гладкие темные стены, такой же пол и потолок. В задней стене два высоких восьмистекольных незанавешенных окна и низенькая дверь между ними; такие же два окна в правой стене. В окна смотрит ночь, и когда распахивается дверь, та же глубокая чернота ночи быстро взглядывает в комнату. Вообще, как бы ни было светло, в комнатах Человека огромные темные окна поглощают свет. В левой стене одна только низенькая дверь вовнутрь дома; у этой же стены стоит широкий диван, обитый черной клеенкой. У окна направо рабочий стол Человека, очень простой, бедный; на нем тускло горящая лампа под темным колпаком, желтое пятно разложенного чертежа и детские игрушки: маленький кивер, деревянная лошадка без хвоста и красный длинноносый паяц с бубенцами. В простенке между окнами старый книжный шкап, совершенно пустой, разоренный; заметны пыльные полосы от книг — видно, что их унесли совсем недавно. Один стул. В углу более темном, чем другие, стоит Некто в сером, именуемый Он ».

- картина 5: «Широкая длинная комната с очень низким потолком, без одного окна в стенах. Вход откуда-то сверху, по ступеням. Стены гладки и сумрачно грязны — похоже на грубую, запятнанную кожу какого-то большого зверя. Всю заднюю стену, до ступенек, занимает один огромный, плоский стеклянный буфет, сплошь установленный совершенно правильными рядами бутылок с разноцветными жидкостями. За невысоким прилавком совершенно неподвижно сидит Кабатчик ».

Такое подробное описание комнат – одна из черт стиля писателя (экспрессионизма). В ремарках постоянно подчеркивается нарушение пропорций («Есть какая-то неправильность в соотношении частей, в размерах их - так, двери несоразмерно малы сравнительно с окнами, вследствие чего зала производит впечатление странное, несколько раздражающее - чего-то дисгармоничного, чего-то ненайденного, чего-то лишнего, пришедшего извне ») указываются цвета, которые чаще всего в своих произведениях используют писатели-экспрессионисты («Все в ней серое, дымчатое, одноцветное: серые стены, серый потолок, серый пол. Из невидимого источника льется ровный, слабый свет - и он так же сер, однообразен, одноцветен, призрачен и не дает ни теней, ни светлых бликов. Неслышно отделяется от стены прильнувший к ней Некто в сером »; «Мраморная белая вилла в роще лимонов и кипарисов. И чтобы белые мраморные ступени опускались прямо в голубые волны »)

Таким образом, художественные категории времени и пространства в пьесе Л. Андреева «Жизнь Человека» определяют жанр произведения, стиль писателя и основную тему и идею произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: