Цель создания лаборатории:
ü Развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, любознательности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Ø Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
Ø Формирование навыков проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Ø Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Ø Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Ø Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Дата | Совместная работа | Самостоятельная работа | Работа с родителями | Развивающая среда Оборудование |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1.НОД «Весёлая лаборатория». Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные люди, познакомить с понятиями "наука", о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Словарная работа: лаборатория, наука, учёный, гипотеза, криосфера, учёный Ломоносов. 2.«Влияние состава почвы на жизнь растений». Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных средах обитания, влияние света и влаги на прорастание семян и развитие проростков. 3.«Тайна дрожжей». Цель: выяснить работу дрожжей в тесте. Узнать, что такое дрожжи. Исследовать, как работают дрожжи Узнать, что помогает работе дрожжей. Определить, какой газ делает тесто воздушным. Понаблюдать, как дрожжи работают в тесте. Гипотеза: тесто становиться мягким и воздушным, если в него добавить дрожжи. | 1.Ситуативный разговор «Живая и неживая природа» Цель: уточнить представления детей о признаках живого; развивать умение сравнивать живой и неживой объекты. 2. Д.игра «Почему грибы так называются?». Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов. 3.«Хватает ли света» Задачи: Выявить причину того, что в воде мало растений. Подвести детей к пониманию, что для роста растений необходим свет. (Свет через воду проходит плохо, поэтому в воде растений мало и растут они ближе к поверхности). | 1.Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах». 2.Подобрать и познакомить ребенка с пословицами и поговорками об осени. 3.Составление схемы «Сбор грибов и ягод». 4.Предложить дома приготовить любой сок или овощное блюдо. | 1.Предметы и приборы лаборатории. 2.Растения, семена. 3.Дрожжи, вода, термометры для воды. 4.иллюстрации по теме. 5.Картинки «Грибы». 6.Лампа, вода в емкости. |
О К Т Я Б Р Ь | 1.«Фильтрация воды. Как очистить воду». Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. 2.Эксперимент с обувными материалами «Какая обувь лучше?». Цель: уточнить представления детей о разных видах обуви и о ее характеристиках. Сравнить обувные материалы по прочности. | 2.Наблюдение за одеждой людей, взрослые и дети надели теплые вещи. Спросить, с чем это связано. Закрепить названия теплой одежды. Настольно-печатная игра«Что сначала, что потом» Цель: закрепить последовательность одевания на прогулку. | 1.Консультация для родителей «Маленький исследователь». 2. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору). | 1. лаборатория (фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки) 2.кусочки натуральной кожи, кожзаменителя, джинсовой ткани, резины; ножницы, таблица для записи результатов. 3. Коллекция ткани. Лекала, линейки, карандаши, газеты, листы бумаги. |
Н О Я Б Р Ь | 1.«Что загрязняет воздух». опыт «Пламя загрязняет воду». Цель: Обобщить знания о воздухе и его свойствах; Формировать интерес к экспериментальной работе; Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; Развивать аналитическое мышление в ходе поисковой деятельности; Расширять знания об источниках загрязнения; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 2. «Учимся сравнивать: какая у зверей шерсть?» Цель: создать условия для участия детей в исследовательской деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных знаний о зверях. 3.«Увлекательные опыты со светом в лаборатории». Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета. | 1.Опыт: «Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности. 2.Опыт «Живые камни». Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. 3. Опытно-экспериментальная деятельность: Как определить вес предмета. Использование разных весов для измерения. | 1.Консультация «Игровые технологии в экологическом воспитании». 2.Просмотреть и обсудить мультфильмы о животных; придумать загадки о животном, подобрать иллюстраций для группового альбома. 3.Мини- сообщения «Интересные факты о животных» | 1.освежитель воздуха, слайды, что и как загрязняет воздух, 1 опыт: целлофановые пакеты (прозрачные); 2 опыт: свеча, спички, стекло. 2.Предметы и приборы для опытов 3.Камни разные. 3.Глобус, настольная лампа, фонарик, лист бумаги, прозрачный лист пластика; небольшое зеркало, черная бумага. |
Д Е К А Б Р Ь | 1.П-Ид «Тайны снега и льда». Цель: Продолжать знакомить детей с физическими с свойствами воды, снега и льда. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом. 2.«Снег для Деда Мороза». Задачи: - Способствовать закреплению у детей конкретных представлений о свойствах снега. - Активизировать и расширить словарный запас детей: бесцветный, хрупкий, рыхлый, непрозрачный. Познакомить детей с новым способом создания искусственного снега. - Развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций и их решения - Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов. | 1.Игра-эксперимент «Изготовим бетон»- сформировать конкретные представления об изготовлении и свойствах бетона. 2. Исследовательская деятельность: «Что легче?».Цель: предложить при помощи весов сравнить вес двух одинаковых ёмкостей, одна из которых наполнена снегом, а другая песком. Обобщить и уточнить ответы | Презентация «Детское экспериментирование в детском саду». Консультация для родителей «Играя, познаем природу». | 1.Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав. 2.Оборудование для опытов: пластиковая посуда, ложки (металлические), целлофановые пакеты, соль, ножницы, палочки, поднос, вода, вата. |
Я Н В А Р Ь | 1.«Необычное в обычном». Задачи: - учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование; - закрепление знаний детей о вулкане; - дать детям возможность почувствовать красоту природы через удивление. 2.«Магнит и магнетизм». Задачи: Дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы. - Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком. - Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения. - Ввести в речь детей понятие «магнетизм». | 1.Эксперимент “Чудо-причёска”. Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. 2.Экспериментирование. «Вода двигает камни». Цель: Узнать, как замёрзшая вода двигает камни. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. | 1.Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». 2.Создать дома условия для исследовательской деятельности детей (игры с водой, помощь в приготовлении обеда, выпечки). | 1.макет вулкана, сода, моющая жидкость, уксус (для приготовления лавы); морские камушки. 2. Предметы для экспериментирования. приборы для опытов. 3.Магниты, трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой. 1 большой поднос и 2. Лейка с водой, тазик, полиэтиленовый пакет, клипса, остро заточенные карандаши. |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?” Задачи: - Расширить знания детей о рыбах. - Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Материалы: картинки с изображение рыб (щука, ёрш, окунь, пескарь), ёмкость с водой, камень, резиновый мячик, деревянные рыбки, удочки, ватман, покрашенный в голубой цвет с изображением речного дна, клей, клеёнка. 2.«Интересное рядом». Задачи: - развивать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание самим – - провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и исследования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, - - познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом. | 1. «Опыты с солью». Задачи: Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с сверстниками. 2.«Отражение. Зеркало» Задачи: Познакомить детей с понятием «отражение», «тень». Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность мышления, эмоционально – положительное отношение к занятиям экспериментированиям. | Памятка «Домашняя лаборатория». | Соль разного вида, вода, приборы – емкости. Оборудование: зеркала различной формы и размера, картина, карточки для индивидуальной работы (по количеству детей, фольга, ложки, игрушки, ткань, бумага, карандаши. |
М А Р Т | «Тайны воздуха». Цель: - Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах; - Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования; - Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. - Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде. 2.«Бумага в нашей жизни». Задачи: - Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. - Развивать у детей внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. - Продолжать развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. | 1.«Имеет ли воздух вес?». Цель: показать, что воздух имеет вес. 2.Танцующее конфетти. | 1.Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности». | Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары). - прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. |
А П Р Е Л Ь | 1.Звездные часы ». Задачи: дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах, - пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия, - формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса, - Узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу. 2.«Плавающее перо». Задачи: Дать представление о строении водоплавающих и не водоплавающих птиц на примере домашних курицы и утки. Активизировать познавательно-исследовательский интерес, дать положительную мотивацию к деятельности по экспериментированию в дальнейшем. | 1.«Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. 2.«Как увидеть движение воды через корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. | Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома». 2.Несколько советов по развитию поисково-исследовательской активности детей. | 1.Оборудование: зонтик темного цвета, белый мелок. 2.Воронка Берлиза для почвенных паразитов 2.Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем |
М А Й | 1.«Что за стёкла в оптических приборах?» Задачи: - Посредством исследовательской деятельности познакомить детей с линзами, которые способны увеличивать и уменьшать предметы. - Рассказать об использовании линз в различных оптических приборах: в очках, подзорной трубе, в бинокле, микроскопе, телескопе. - Развивать у детей умение сравнить и обобщать, находить сходные признаки приборов, предметов. 2.«Опыты с растениями». Задачи: - Уточнять и расширять представления детей о цветах, их строении, местах произрастания. - Обогащать лексическую сторону речи умениям выражать мысли фразами, составленными из двух – трех предложений. – - Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта. | 1.«Чудеса в микроскопе!». Цель: Организовать детское экспериментирование с микроскопом; Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» Обогащать детей новыми, интересными знаниями; Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца; 2. Рассматривание готовых образцов. Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы. | 1.Памятка: «Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?». 2.Памятка «Клетки лука под микроскопом». Как провести исследование — инструкция. | 1.фрукты, овощи, вода, волос; микроскопы, лупы. 2.готовые образцы. 3.Растения, рассады, семена, емкости. |
Литература:
ü Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015.-333с.
ü Тугушева,Т.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Т.П.Тугушева, А.С.Чистякова.С-П.:2008. – 128с.
ü Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-320с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
Интернет – ресурсы:
https://naukaveselo.ru/eksperimenty
https://vslime.ru/25-nauchnyh-opytov-dlja-detej/