К читателю от сочинителя 46 глава




кстр. 2Ю ...я тебя... в рог согну и узлом завяжу!— В черновой редакции:

«Я тебя не обвостря вколочу в землю!» В записной книжке Гоголя 1841—1845 гг. есть несколько народных выражений, которые отме­чены как поговорки Михаила Николаевича Загоскина: «Не обвостря в землю тебя вколочу. Я тебя узлом завяжу, в бараний рог сверну».

...кузнецы, как водится, были отъявленные подлецы и... заломи­ли ровно вшестеро. — Ср. в статье А. С. Пушкина о А. Н. Радищеве, опубликованной посмертно в 1841 г. в XI т. его Сочинений: «Путе­шествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли...»

... толкующих об своих гривнах... — Гривна — гривенник, де­сять копеек.

к стр. 212 Это, однако ж, хорошо, что встретились похороны... — По на­

родной примете, встреча с покойником — доброе предзнаменование. «Покойника встретить — к счастью» (Толковый словарь В. Даля). Встреча со смертью, по мысли Гоголя, должна напомнить человеку о его бренности, заставить строже взглянуть на самого себя, поду­мать о собственной душе. Узнав о смерти своей сестры Марии, Го­голь писал матери 12 июня (н. ст.) 1844 г.: «Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастие, и несча- стием заставит пробудиться и оглянуться на себя». В другом пись­ме, объясняя причины, побудившие его напечатать «Завещание» в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Гоголь настав­лял мать и сестер: «...оно нужно затем, чтобы напомнить многим о смерти, — о которой редко кто помышляет из живущих... По тех пор, покуда человек не сроднится с мыслью о смерти и не сделает ее как бы завтра его ожидающею, он никогда не станет жить так, как следует, и всё будет откладывать от дня до дня на будущее время» (из письма М. И. Гоголь от 25 января (н. ст.) 1847 г.).

...помещичьи рыдваны...— Рыдван— старый громоздкий экипаж.

кстр. 213 Открыто-пустынно и ровно все в тебе... неприметно торчат

среди равнин невысокие твои города... Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня?.. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?— Среди строк, посвященных объяс­нению этого знаменитого воззвания в одном из гоголевских «Четырех писем к разным лицам по поводу “Мертвых душ”» (1843), есть сле­дующие: «Кому при взгляде на эти пустынные, доселе не заселенные

и бесприютные пространства не чувствуется тоска... Но правительство во все время действовало без устани». Такая авторская интерпретация этого лирического отступления позволяет предполагать, что ему соот­ветствует одна из статей Гоголя, написанная в 1836 г. для пушкинско­го «Современника», но в нем не появившаяся. Это рецензия на кни­гу М. А. Байкова «Обозрение сельского хозяйства удельных имений в 1832-м и 1833-м гг.» (СПб., 1836). Ср. в рецензии слова о «необыкно­венном пространстве» русской земли, «еще несоразмерно превышаю­щем население», — о «страшном преобладании земли над жителями в России» и будущем рождении народа-«богатыря»: «Что... такое рус­ской крестьянин? Он раскинут или, лучше сказать, рассеян нечасто, как семена по обширному полю, из которого будет густой хлеб, но только не скоро... Во всяком случае правительство действует...»

Вот я тебя палашом!— Палаш — длинная сабля с прямым к стр. 214 и широким клинком, обоюдоострым к концу.

«Не белы снеги» — старинная народная рекрутская песня. Она собственноручно записана известным собирателем русских народных песен П. В. Киреевским, постоянно включалась в различные песен­ники (одну из первых ее публикаций см. в сб.: Новейший российский песенник, содержащий в себе собрание новейших и употребительней­ших всякого рода песен. СПб., 1818). «...Вряд ли найдется русский че­ловек, который не знал бы знаменитых “Не белы снеги” — этой песни с напевом победно-торжественного марша, мощного и беспредельно широкого» (Лопатин Н. М., Пронин В. П. Русские народные лириче­ские песни. М., 1956. С. 216).

Верста с цифрой — верстовой столб, отмечающий количество верст до какого-либо населенного пункта.

А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез... — к стр. 215 Н. В. Берг в своих мемуарах передает рассказ Гоголя в 1850 г. о том, как однажды в Италии он остановился на дороге в трактире с бильярдом в главной комнате, где вечно шумят шары и слышится разговор на раз­ных языках. «В то время я писал первый том “Мертвых душ”, — рас­сказывал Гоголь, — и эта тетрадь со мною не расставалась. Не знаю почему, именно в ту минуту, когда я вошел в этот трактир, захотелось мне писать. Я велел дать столик, уселся в угол, достал портфель и под гром катаемых шаров, при невероятном шуме, беготне прислу­ги, в дыму, в душной атмосфере, забылся удивительным сном и на­писал целую главу, не сходя с места. Я считаю эти строки одними из самых вдохновенных. Я редко писал с таким одушевлением» (Гоголь в воспоминаниях современников. С. 505—506). Г. П. Данилевский также свидетельствовал (возможно, со слов Н. В. Берга), что лири­ческое отступление в начале седьмой главы первого тома «Мертвых душ» Гоголь написал в июле 1838 г. в трактире местечка Манчиано, в нескольких километрах от Рима: «...знают ли читатели, где он писал все лучшие лирические места в своей поэме (“Счастлив путник, когда после далекой дороги...” и др.)? Он их писал, полный тоски по родине, близ местечка Манчиани, в одной таверне на большой дороге в Рим,


в нижнем этаже, почти под землею, приютившись у треножного сто­лика, под шум и говор игроков, игравших на бильярде, в верхней ком­нате таверны, под свинцовою крышею, раскаленною зноем полуден­ного солнца! Его спасало то, что он тогда не знал еще по-итальянски и потому не понимал говора толпы, беспрестанно входившей и вы­ходившей из таверны» (Д<анилевский Г. П.>. Петербургская жизнь И Московские Ведомости. 1852. 21 авг. № 101. С. 1049). 21 марта 1851 г. Гоголь повторил этот рассказ в беседе с Е. А. Хитрово (см. коммент, к с. 297 — ...для обдумыванья своих планов и мыслей ему не надобно было кабинета с пружинными креслами и всякими покойными удоб­ствами..^

кстр. 216 ...увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что

скользнуло только по природе других народов... — Ср. в статье Гоголя «Светлое Воскресенье» (1846): «...Есть много в коренной природе на­шей, нами позабытой, близкого закону Христа...»; а также в письме к графине А. М. Виельгорской от 30 марта 1849 г.: «Высокое досто­инство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское, возводящее к со­вершенству человека».

...столбовые или личные... — Дворянское сословие в России разделялось на столбовое (потомственное) и личное. Потомственные дворяне получали это звание по наследству от предков, из рода в род владевших землями и крестьянами. Имена потомственных дворян заносились в особые родословные книги (до XVII в. записывались в столбцы — узкие длинные бумажные полосы, скатанные в трубки). Личные дворяне получали дворянство за службу и не имели права передавать его потомкам.

...которыхобыкновенно называют пигалицами... — Пигалица (пиголица) — «птица-луговка; малого роста женщина» (из записной книжки Гоголя 1841—1845 гг.).

...в длинном сюртуке намерлушках и в вязаныххлопанцах... — Мерлушка — мех, выделанная овечья шкура. Хлопанцы — «туфли» (из записной книжки Гоголя 1841—1845 гг.).

к стр. 217 ... мухортая пегая лошадка... — Мухортая — рыжеватой масти

с желтыми подпалинами.

к стр. 218 ... пустился на... спекуляции... — Ср. в «Коммерческом слова­

ре» гоголевской «Книги всякой всячины...»: «Спекуляция, исследова­ние, то есть знать место, где торговать, знать товар, какой куда посы­лать для продажи; вообще, как производить выгодную торговлю».

к стр. 219 ...хотя он Солона заткни за пояс!— Солон (между 640 и 635 —

около 559 до Р. X.) — политический деятель и реформатор древних Афин, один из семи греческих мудрецов.

«По мне, уж лучше пей, да дело разумей». — Цитата из басни И. А. Крылова «Музыканты» (1808), ставшая пословицей. К этой басне Гоголь вновь обращается в статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» при характеристике Крыло­ва: «Особенно слышно, как он везде держит сторону ума, как просит

не пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться. Это отразилось в басне “Хор певчих” («Музыканты». — И. В., В. В.), кото­рую заключил он словами: “По мне, уж лучшей пей, да дело разумей!”

Не потому он это сказал, чтобы хотел похвалить пьянство, но пото­му, что заболела его душа при виде, как некоторые, набравши к себе наместо мастеров дела, людей Бог весть каких, еще и хвастаются тем, говоря, что хоть мастерства они и не смыслят, но зато отличнейшего поведенья. Он знал, что с умным человеком все можно сделать и не трудно обратить его к хорошему поведенью, если сумеешь умно го­ворить с ним, но дурака трудно сделать умным, как ни говори с ним.

“В воре — что в море, а в дураке — что в пресном молоке”, говорит наша пословица».

...подавалучителю... треух... — Треух — здесь: теплая шапка с наушниками и опускающимся задком.

...получил полное удостоение во всех науках... — Т. е. был атте­стован, признан достойным.

...приносили частые жертвы Вакху... — Т. е. пьянствовали. Вакх кстр. 221 (Бахус) — в античной мифологии бог вина и веселья.

...попал под начальство... престарелому повытчику... — По­вытчик— столоначальник; чиновник, следивший за порядком и хра­нением поступавших бумаг (от слова «выть» — отдел, часть). В мате­риалах для «объяснительного словаря» русского языка Гоголь отметил: «Повытно, частями; повыток, отдел, часть».

...в конце февраля, перед Великим постом будет свадьба.— кстр.222 Великий пост — семинедельный пост перед Пасхой, в течение кото­рого предписывается воздержание от скоромной пищи, запрещается принимать участие в различных увеселениях и вступать в брак.

...рекомендательные письма за подписью князя Хованского... — кстр. 223 Ироническое название взяток. Князь Хованский Александр Николае­вич (1771—1857) — управляющий Государственным ассигнацион­ным банком; его подпись стояла на всех ассигнациях.

...комиссия для построения какого-то казенного весьма капи- кстр.224 тального строения. — В первоначальной редакции содержалось бо­лее конкретное указание на то, какую именно комиссию имел в виду Гоголь: это была комиссия по построению Храма Христа Спасителя в Москве. 10 февраля 1831 г. Гоголь писал матери по поводу дела г-жи Клименко, вдовы одного из членов этой комиссии, отрешенного от должности за хищения: «Одна только сильная протекция могла бы сделать что-нибудь в ее пользу, но и то не в таких обстоятельствах, как ее нынешние. Вам, я думаю, известно, что комиссия построения храма в Москве уничтожена по причине страшных сумм, истрачен­ных ее чиновниками. Все они находятся едва ли до сих пор не под следствием...»

...школы для кантонистов... — Кантонисты (нем. Капсотзс — к стр. 225 новобранец) — сыновья солдат, причисленные со дня рождения к во­енному ведомству и воспитывавшиеся в специальных военных школах; большинство из них зачислялось на 20 лет в солдаты.

...какрыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белу­гу... — В записной книжке 1841—1844 гг. Гоголь отметил: «Ловля ост­рогой — выезжают с лодкой ночью, к носу лодки укреплена коза, же­лезная жаровня, величиной в большую тарелку, в ней раскладывают огонь. Кладут смольё, сосновый корень, расколотый в щепу. Жаровня освещает дно реки и показывает рыбу. На лодке трое: один у огня, другой гребет веслом, третий бьет острогой, — острога род граблей с шестью и более зубьев крючковатых — опускает в воду тихо, и по­том бьет вдруг. Нужно метить в голову, чтобы попасть в хвост. Стро­жить — ловить острогой. Это ловля всегда осенняя, сентябрь».

...уничтоженье запачканного послужного списка... — По­служной список — документ, содержащий сведения о прохождении службы.

к стр. 227 ... сама судьба определила ему быть таможенным чиновником. —

Одним из прототипов Чичикова был общий приятель А. С. Пушкина, П. А. Плетнева и Гоголя Семен Данилович Шаржинский, служив­ший на таможне (см.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. С. 552—553). В апреле 1843 г. художник А. Г. Венецианов писал Л. А. Стромиловой о Шаржинском: «...Плетнев мне сказал, что Шаржинский по ветре­ности своей не может кому-либо помогать, но свои здесь долги худо платит» {Корнилова А. В. А. Г. Венецианов. Л., 1980. С. 204).

...мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов... — Фунт — мера веса, равная 409,5 г; применялась до введения метрической системы, кстр.229 ...пронесли под тулупчиками на миллион брабантских кру­

жев. — Брабантские кружева — кружева, производившиеся в бель­

гийской провинции Брабант.

к стр. 230 ... и там заклекнет навеки... — Заклекнуть — завянуть, засох­

нуть.

к стр. 231 Опекунский совет — учреждение, ведавшее воспитательными

домами, сиротскими приютами, богадельнями и т. п., а также зани­мавшееся выдачей ссуд под залог имений или крепостных.

...заняться званием поверенного... — Поверенный— человек, уполномоченный действовать от чьего-либо имени.

к стр. 232 ...недавно была эпидемия, народу вымерло... немало. — Возмож­

но, что подразумевается эпидемия холеры 1830—1831 гг.

...не платить за них подушных денег... — Подушные деньги —' налог за ревизские души.

кстр.233...гЛ’ бы можно удобнее и дешевле накупить потребного наро­

да. — Ср. в черновом наброске на отдельном листе: «Он вовсе не наезжал на помещиков без всякого разбора и говорил им: продайте мне вымерших крестьян. Совсем нет, он очень знал, к какого рода владельцам нужно обращаться. Он искал по темным захолустьям и, как мы уже видели, искал или скряг или промотавшихся и, как Мефистофель или тот искуситель вечный, который был еще недав­но в моде в Европе, как и то таинственное лицо, посещал тюрьмы, жилища нищеты и где люди были более готовы решиться на грех». (Ср. в первой редакции «Портрета» об «адском духе»: «...он именно

выбирает то время, когда величайшие несчастия постигают нас».) Согласно этому отрывку, героев-помещиков первого тома «Мертвых душ» можно разделить на «скряг» (Коробочка, Собакевич, Плюш­кин) и «промотавшихся» (Манилов, Ноздрев).

Но есть страсти, которых избранье не от человека. — Ознако- к стр. 234 мившись в Оптиной Пустыни с рукописной книгой св. Исаака Сири­на, Гоголь против этого места собственноручно написал карандашом на экземпляре «Мертвых душ» (первого издания), принадлежавшем графу А. П. Толстому: «Это я писал в “прелести” (обольщении. —

И. В., В. В.), это вздор; прирожденные страсти — зло, и все усилия ра­зумной воли человека должны быть устремлены для искоренения их.

Только дымное надмение человеческой гордости могло внушить мне мысль о высоком значении прирожденных страстей — теперь, когда стал я умнее, глубоко сожалею о “гнилых словах”, здесь написанных.

Мне чуялось, когда я печатал эту главу, что я путаюсь, вопрос о значе­нии прирожденных страстей много и долго занимал меня и тормозил продолжение “Мертвых душ”. Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравую психо­логию и не кривое, а прямое понимание души, встречаем лишь у под­вижников-отшельников. То, что говорят о душе запутавшиеся в хит­росплетенной немецкой диалектике молодые люди, — не более как призрачный обман. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимания природы души» {Матвеев П. Гоголь в Оптиной Пустыни И Русская Старина. 1903. № 2. С. 303).

И, может быть, в сем же самом Чичикове... заключено то, кстр. 235 что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. — Это предсказание грядущего возрождение героя, т. е. ожив­ления его души, является парафразой новозаветного эпизода превра­щения Савла в Павла: «...внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Ко­торого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 3—5).

См. также сопроводит, статью к наст. тому.

...к карточному столу, тешащему всю Россию. — Однажды,

21 января 1851 г., Гоголь на вопрос своей одесской знакомой Е. А. Хит­рово, что он любил в юности, ответил: «А прежде, маленьким, еще карты». «Это значит — деятельность духа», — сказала Е. А. Хитрово.

«Какая деятельность духа! Пол-России только и делает. Это — без­действие духа» {<Хитрово Е. А.> Гоголь в Одессе. С. 550).

Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов... — Действительно, сразу же после выхода «Мертвых душ» Гоголю были предъявлены обвинения в отсутствии патриотиз­ма. Так, Н. А. Полевой писал в рецензии на поэму: «Берем на себя кажущееся смешным автору название патриотов, даже “так называе­мых патриотов” — пусть назовут нас Кифами Мокиевичами, но мы спрашиваем его: почему, в самом деле, современность представляется ему в таком неприязненном виде, в каком изображает он ее в своих


“Мертвых душах”..» (Русский Вестник. 1842. № 5—6. Критика. С. 54). Интересно отметить, что оскорбление национального чувства при чтении поэмы испытывали не только Н. А. Полевой, но и люди, духовно близкие Гоголю. В письме к нему от 4 марта 1847 г. Ф. В. Чижов рассказывал о том впечатлении, которое произвели на него «Мертвые души»: «...когда я прочел, чувство русского, простого русского до того было оскорблено, что я не мог свободно и спокойно сам для себя об­суживать художественность всего сочинения» (Русская Старина. 1889. № 8. С. 369—370).

кстр. 236 Был он то, что называют на Руси богатырь... — В «богатыр­

ских подвигах» Мокия Кифовича легко узнать баловство русских древ­них чудо-богатырей. Новгородский удалец Василий Буслаев, будучи семи годов, стал по городу похаживать, шуточки пошучивать: «Кото­рого дернет за руку — рука прочь, / Которого за ногу — нога прочь, / Двух-трех вместе столкнет— без души лежат» (Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. 1. Народные былины, старины и побываль­щины. М., 1861. С. 345). Русский славный богатырь Илья Муромец, почуяв в себе силу великую, вышел на улицу и начал с ребятами поиг­рывать: «которого возмет за руку — руку оторвет, которого за ногу — ногу оторвет, а кого возмет за голову — голову оторвет» (Илья Муро­мец. М.; Л., 1958. С. 366).

...такой припертень!— Припертень — притеснитель, обидчик, к стр. 239 Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешь­

ся?— Сравнение Руси с птицей-тройкой построено по принципу на­родной лирической песни (см.: Русская литература и фольклор (пер­

вая половина XIX в.). Л., 1976. С. 289—290).


Сохранившиеся главы второго тома

Впервые напечатано племянником Гоголя Н. Трушковским в качестве дополнительного тома ко второму изданию Сочинений Гоголя: Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденные после его смерти: Похождения Чичикова, или Мертвые души: Поэма Н. В. Гоголя. Том второй (5 глав). М., 1855.

Сохранившиеся автографы первых четырех глав представля­ют собой текст, переписанный Гоголем в период с марта по начало июля 1849 года с не дошедшей до нас в полном объеме рукописи, которая была привезена им в апреле 1848 г. из-за границы. Этими автографами начальных глав Гоголь пользовался вплоть до весны 1850 г., внося в них исправления по ходу работы (порой в результате периодически устраиваемых публичных чтений), а оставил не позд­нее осени 1851 г. (В 1851 г. Гоголь уже работал над поэмой по новому списку, до нас не дошедшему.)

Первоначальный текст автографа заключительной главы от­носится к заграничному периоду — осени 1847 — зиме 1847/48 г. Этот автограф отличается от рукописей первых четырех глав (бума­га другого производства и формата, различный характер правки). По-видимому, представляет собой фрагмент (окончание) той не дошедшей до нас в полном объеме рукописи, которая была приве­зена Гоголем из-за границы и стала перерабатываться сразу по при­езде в Россию. Спустя год в результате переработки начальные гла­вы были переписаны (часть этой работы — сохранившиеся четыре главы), а в заключительной появился слой исправлений (датирует­ся 1849—1850 гг.). (Характер работы Гоголя над рукописями см., в частности, в коммент, к с. 381 — ...заочное производство дел меж­ду людьми, которых... и в глаза не видал... управление провинциями, отстоящими за тысячи верст..))

Вопреки бытующим представлениям о характере некоторых «положительных» героев второго тома («чудном наставнике» Алек­сандре Петровиче, помещике Костанжогло, откупщике Муразове), «идеальных» среди них нет. Задачи, которые ставил перед собой Гоголь, были иными (см. коммент, к с. 309 — Я спрашивал вас о том, как быть, как поступить, как лучше приняться..). О пробле­мах интерпретации и текстологии второго тома см.: Виноградов И. А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования // Гоголевский вестник. М., 2007. Вып. 1. Обстоятельства сожжения Гоголем руко­писей перед смертью излагаются во вступ. статье к первому тому наст. изд.

Еще прежде появления в печати глав второго тома они стали известны довольно широкому кругу читателей. Н. Г. Чернышев­ский писал в «Очерках гоголевского периода русской литературы» о дошедших до нас главах второго тома: «В уцелевших отрывках есть очень много таких страниц, которые должны быть причисле­ны к лучшему, что когда-либо давал нам Гоголь, которые приводят

в восторг своим художественным достоинством и, что еще важнее, правдивостью и силою благородного негодования» {Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: В 16 т. М., 1947. Т. 3. С. 13).

Текст печатается с исправлениями по автографу. В разделе «Ран­няя редакция» помещается первоначальный, «нижний слой» текста сохранившихся рукописей глав второго тома, в разделе «Позднейшая редакция» — текст тех же автографов с последующей правкой.

Ранняя редакция

Глава первая

к стр. 242 Чилига (чилизник) — кустарник, вид желтой акации; гороховое

дерево. Слово «чилига» несколько раз встречается в выписках Гого­ля из книги известного путешественника и натуралиста П. С. Пал- ласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768—1773 гг.» (СПб., 1773—1788), причем в различных значени­ях, что зависело от неопределенности народной ботанической тер­минологии (см. об этом: Данилов В. В. Украинские реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя. С. 83). О постоянном интересе Гоголя к ботанике свидетельствуют как его записные книжки, так и много­численные воспоминания его современников. По словам Л. И. Ар- нольди, Гоголь говорил ему во время совместной поездки в Калугу летом 1849 г., что «всегда любил ботанику и в особенности любил знать свойства, качества растений и доискиваться, под какими име­нами эти растения известны в народе и на что им употребляются» (Гоголь в воспоминаниях современников. С. 479). Князь Д. А. Обо­ленский вспоминает, что на обратном пути из Калуги в Москву «при всякой остановке выходил Гоголь на дорогу и рвал цветы, и ежели при том находились мужик или баба, то всегда спрашивал название цветов; он уверял меня, что один и тот же цветок в разных местно­стях имеет разные названия и что, собирая эти разные названия, он выучил много новых слов, которые у него пойдут в дело» (Там же. С. 547). О ботанических увлечениях писателя см.: Карташов В. С. Гоголь и ботаника И Гоголевский вестник. Вып. 1. М., 2007

кстр.243 ...зеленели и синели... леса... За лесами... желтели пески.— Ср.

заметку в записной книжке Гоголя 1846—1851 гг.: «И вдруг яр сре­ди ровной дороги — обрыв во глубину и вниз, и в глубине леса, и за лесами — леса, за близкими, зелеными — отдаленные синие, за ними легкая полоса песков серебряно-соломенного цвета, и потом еще отда­ленные леса, легкие как дым, самого воздуха легчайш<е>. Над стрем­ниной и кручей махала крыльями скрипучая ветряная мельница».

... помещику Тремалаханского уезда... Тентетникову... — Отме­чено, что слово «Тремалаханский» составлено из двух французских слов: сгез — очень и та1 — плохо, и потому Тремалаханскийуездс,1\е.ру- ет поставить в тот же ряд названий, что и пушкинское село Горюхино, некрасовские Неелово, Горелово и т. д. (см.: Данилов В. В. Украинские

реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя. С. 84). Фамилия Тен­тетников происходит от украинского слова «тенд1тний» — нежный, тонкий, встречающегося в «Старосветских помещиках» (см.: Василь­ев Л. Что значит фамилия Тентетников // Русский Филологический Вестник. 1909. № 2). Слово это имеется и в гоголевском «Лексиконе малороссийском» из «Книги всякой всячины»: «Тенд1тний, нежный».

Ср. также в словаре «Малороссийских слов, встречающихся в 1 и 2 томах» сочинений Гоголя издания 1842 г.: «Тендитный — слабосиль­ный, нежный».

...принадлежавший к фамилии отставных штаб-офицеров, кстр.244 брандеров... — Штаб-офицеры — старшие офицерские чины (от май­ора до полковника). Брандёр— судно, предназначенное для поджога неприятельского флота; здесь: отчаянный, вспыльчивый человек.

Александр Петрович имел дар слышать природу русского чело- к стр. 246 века... — Князь Д. А. Оболенский, слушавший эту главу в чтении Го­голя, вспоминает, как А. О. Россет, также присутствовавший на этом чтении, спросил автора: «“Что, вы знали такого Александра Петровича (первого наставника Тентетникова) или это ваш идеал наставника?”»

При этом вопросе Гоголь несколько задумался и, помолчав, отвечал:

“Да, я знал такого”» (Гоголь в воспоминаниях современников. С. 552). Прототипом Александра Петровича послужил директор Нежинской гимназии высших наук Иван Семенович Орлай де Карва (см.: Вино­градов И. «Небыкновенный наставник»: И. С. Орлай как прототип одного из героев второго тома «Мертвых душ» // Новые гоголеведче- ские студии. Вып. 2. Симферополь, 2005). Одним из источников для размышлений о «науке жизни» наставника Александра Петровича по­служили Гоголю также письма его младшего современника, студента математического факультета Московского университета Дмитрия Константиновича Малиновского (1825 или 1826—1871). Некоторыми чертами Д. К. Малиновского Гоголь воспользовался и при создании образа Тентетникова (см.: Виноградов И. А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования. С. 184—198).

... дядя... объявил, что главное дело — в хорошем почерке... — к стр. 250 В образе дяди Тентетникова отразились, по-видимому, черты двою­родного дяди Гоголя И. П. Косяровского (см. об этом в сопроводит, статье к наст. изд.).

...которых имена не находились у швейцара на листе... — Име- к стр. 251 ется в виду распространенный в чиновничьей среде обычай по­здравления начальства по праздникам, который состоял в том, что поздравляющий расписывался на листе у швейцара, а тот передавал потом список начальнику.

Осокор (осокорь) — разновидность тополя, то же, что черный к стр. 253 тополь.

Узнавши о приезде барина, населенье всей деревни собралося кстр.254 к крыльцу. — В описании радушной встречи Тентетникова крестья­нами нашли отражение впечатления самого Гоголя по приезде в Ва­сильевку 9 мая 1848 г. — после почти тринадцатилетнего отсутствия.

Сестра Гоголя Елисавета Васильевна 11 мая 1848 г. записала в сво­ем дневнике: «Утром созвали людей из деревни; угощали, пили за здоровье брата. Меня очень тронуло, что они были так рады его ви­деть!» (Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 703). Гоголь привез тогда из Иерусалима для раздачи крестьянам малень­кие сердоликовые крестики; 21 мая он передал их сестре (Из семей­ной хроники Гоголей. (Мемуары О. В. Гоголь-Головни). С. 30; Чаговец В. А. На родине Гоголя // Памяти Гоголя. Киев, 1902. Отд. V. С. 36; Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 704). Мать Гоголя в 1852 г. рассказывала С. П. Шевыреву о сыне: «Всякий раз, при приезде и выезде, угощал крестьян. Любил разрезывать сам куски и приговаривал: “когда бы мог я каждого удовлетворить луч- ши<м> куском?”» (Виноградов И. А. Неопубликованные воспоминания о Н. В. Гоголе его матери // Асга РЫ1о1о§1са. Филологические записки. М., 2007. Вып. 1. С. 349). С хозяйскими распоряжениями Гоголя вес­ны 1848 г. перекликаются и попытки Тентетникова наладить полевые работы в имении. Другая сестра Гоголя, Ольга Васильевна, вспомина­ла: «Потом брат просил у матери дать ему полведра наливки и велел напечь пирожков с сыром. Когда все было готово, велел позвать тяг­лых мужиков, то есть тех, у кого рабочие волы, на крыльце поставили наливку и пироги, мужики стояли около крыльца и брат сам наливал наливку, угощал их, они пили, конечно, с пожеланием ему всего хоро­шего, потом брат дал каждому по два рубля и сказал: спасибо вам, что вы своими волами моей матери орали. Это он делал для поощрения, чтобы и другие старались быть хорошими хозяевами» (Из семейной хроники Гоголей. (Мемуары О. В. Гоголь-Головни). С. 35).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: